К вопросу о башкирском национальном движении обком партии вернулся в 1926 г. Тогда бюро Башкирского обкома партии приняло тезисы “Характеристика башкирского движения”. Поводом для принятия тезисов, где башкирское национальное движение охарактеризовано как контрреволюционное националистическое, послужила дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала “Пролетарская революция”. Непосредственный участник башкирского движения Х. Юмагулов выступил с резкой критикой воспоминаний посланника партии в Башкортостане Ф. Самойлова под названием “Малая Башкирия” в 1918–1920 гг.”. В нем башкирское движение получило сугубо негативную оценку, и с подобным подходом не согласился его оппонент. “Тезисы” обкома партии по своему содержанию отражали и точку зрения профессионального революционера Ф. Самойлова. Примечательно, что в последующем историки освещали проблему образования БАССР исходя из данной партийной директивы (вплоть до конца 1980-х гг., т. е. до падения всевластия коммунистической партии). Позднее в оценке башкирской автономии произошел весьма интересный поворот. Начало 1960-х гг. ознаменовалось в республике распространением эйфорического настроения, порожденного лозунгом партии о неизбежности победы коммунизма к 1980-м гг. Идейно-воспитательная деятельность партии в БАССР была нацелена на пропаганду идей социалистического интернационализма, советского патриотизма и осуждения “любых проявлений национальной ограниченности”. Под этим лозунгом по существу велась борьба против любых проявлений национального самосознания, выступлений в защиту национальных интересов. В этом плане весьма показательно решение бюро Башкирского обкома КПСС от 12 июня 1963 г., давшее установку рассматривать образование автономной республики в 1919 г. лишь как заслугу Коммунистической партии и осудившее всякое инакомыслие по этому поводу.
Коснулось БАССР и так называемое разоблачение “султангалиевщины”. В июне 1923 г. состоялось совещание ЦК РКП(б), которое обвинило известного татарского общественно-политического деятеля, работника Мусульманского комиссариата Наркомнаца РСФСР М. Х. Султанлиева в антипартийной, националистической деятельности. Конкретно он был обвинен в попытке сколотить нелегальную пантюркистскую националистическую организацию, в том, что через З. Валидова он якобы искал связи с контрреволюционными силами не только внутри страны, но и за ее пределами. Руководящим органам БАССР было указано вести решительную борьбу в республике со сторонниками Султангалиева. В работе этого совещания участвовали и представители БАССР М. Халиков и Б. Нимвицкий.
Следует подчеркнуть, что уже в 1920-х гг. вся полнота власти в БАССР фактически находилась в руках обкома РКП(б). Он отвечал не только за идейно-воспитательную работу, но взял на себя функции по решению экономических, социальных, культурных и др. проблем. Таким образом в БАССР, как и в стране, установилась диктатура партии. Как правило, с начала 1920-х гг. Башкирскую парторганизацию вплоть до 1957 г. возглавлял партийный функционер, направляемый из Центра. В 1957 г. создается институт “вторых секретарей” обкомов. Тогда первым лицом становился представитель коренной национальности, вторым — ставленник Москвы). Последним политсекретарем обкома партии местного происхождения был Ш. Худайбердин, который занимал эту должность с ноября 1921 г. по апрель 1922 г. БашСНК и БашЦИК уже в те годы по существу играли декоративную роль, и их, как правило, особенно последний, возглавляли представители коренной национальности.
Как известно, после образования СССР в январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а в 1925 г. — новая Конституция РСФСР. В том же году развернулась подготовка Конституции БАССР в Всебашкирский съезд Советов, состоявшийся 27 марта 1925 г., постановил одобрить Конституцию Автономной Башкирской Советской Республики. Однако она осталась официально не утвержденной центральной Советской властью, что явилось явной недооценкой национальной автономии - основного положения Конституции БАССР, хотя она во многом повторяла Конституцию РСФСР, подверглась в центре критике за ее якобы самостоятельный, сепаратистский характер, и под этим предлогом республика фактически была лишена собственного основного закона.
Таким образом, в 1920-х гг. были заложены основы будущего унитарного государства с бесправными республиками. Автономные права распространялись лишь в области языка и культуры, но не затронули экономику. Структура управления автономией прежде всего отвечала интересам Центра, который через обком партии диктовал свою волю. Все это означало установление в стране тоталитарно-бюрократических порядков с насаждением культа вождей.
Непросто складывалась общественно-политическая жизнь в республике в 20-30-е гг. Как и в других регионах страны в Башкортостане развернулась борьба против так называемых "левых" - троцкистов, "правых" - бухаринцев и т.д. В 30-е гг., в ходе обсуждения проекта новой Конституции СССР, представители башкирской общественности предложили преобразовать две автономные республики - Башкортостан и Татарстан - в союзные. Сталин отверг это предложение. В июне 1937 г. 10-й Всебашкирский съезд Советов принял Конституцию республики, составленную по образцу Конституций СССР и РСФСР.3. Распространение ислама в Башкортостане
В далеком 922 году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространение ислама в Булгарии привело к его распространению и в Башкирии.
До этого башкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы. Булгарские проповедники годами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию.
По свидетельству Юлиана, башкирские ханы уже в начале 13 в. были фанатично преданы исламу. В 14 в. при хане Узбеке (1313-1326) в. ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. Покорение Казани Московским государством в 1552 и начало христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их численности и укреплению позиций ислама в крае.
В 17-18 вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман Башкирии. Утверждаются никах, праздники мусульманские (Ураза, Мавлюд, Курбан и др.), мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть). Распространяется паломничество к местам захоронения мусульм. святых - зийаратам (кэшэнэ Хусаин-бека и Тура-хана в Чишминском р-не, могиле Ягафара ишана в Давлекановском р-не). С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики.
По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского. По переписи 1897, в Уфимской губернии мусульман насчитывалось 1098982 души обоего пола (50,03% населения губернии).