Смекни!
smekni.com

Исламский фактор в палестинском национально-освободительном движении в XX веке (стр. 10 из 23)

Статья 2. Палестина в границах английского мандата является единым территориальным целым.

Статья 3. Арабо-палестинский народ имеет законное право на свою родину.

Статья 6. Евреи, которые жили раньше в Палестине, до начала сионистской агрессии будут рассматриваться как палестинцы.

Статья 9. Вооруженная борьба - единственный путь, который ведет к освобождению Палестины.

Статья 21. Арабо-палестинский народ отклоняет любое решение, которое заменяло бы полное освобождение Палестины.

Наиболее радикальные статьи Палестинской Хартии были отменены в декабре 1988 г.

Военным формированием ООП стала Армия освобождения Палестины, образованная из офицеров и солдат палестинцев. Официальное признание ООП арабскими государствами произошло в сентябре 1964 года, когда Совещание глав арабских государств в Александрии в своем специальном заявлении “приветствовало создание ООП как основы палестинского сообщества.До 1964 года представительство палестинцев в ЛАГ носило символический характер, так как сами арабские государства до создания ООП рассматривали палестинцев не как исторически сложившуюся общность, а как большую массу разрозненных групп беженцев. В дальнейшем ООП стала принимать участие в работе ЛАГ в качестве полноправного члена этой организации. ООП направила Генеральному секретарю ООН послание, в втором информировала о том, что только ее представитель имеет законное право говорить от имени палестинского народа.1 января 1965 года военная организация ФАТХ провела первую успешную вооруженную операцию против оккупационных израильских войск. Эта дата считается днем рождения Палестинского Движения сопротивления.

Перечислим крупнейшие организации, входящие в ООП (в том числе и террористические группы):

1. ФАТХ - крупнейшая фракция ООП.

2. Народный фронт освобождения Палестины (НФОП).

3. НФОП-Главное командование.

4. Аль-Сайка (авангард "Народно-освободительной Войны").

5. Фронт палестинской Народной Борьбы.

6. Демократический Фронт Освобождения Палестины.

Фракции ООП отличались идеологически и тактикой, некоторые открыто признавали тактику терроризма. Умеренные фракции ООП высказывались за переговоры с еврейскими поселенцами и включение их поселений в состав Палестинского государства; радикалы высказывались за насильственное уничтожение Израиля и создание светского государства с равными правами для всех верующих. Деятельность ООП финансировалась союзными арабскими режимами и частными пожертвованиями палестинцев.[58]

Ситуация изменилась, когда арабские государства потерпели поражение от Израиля в Июньской войне 1967 г., а Западный берег реки Иордан и Сектор Газа были оккупированы. В декабре 1967 г. был смещен бывший руководитель ООП Ахмед Шукейри.На передовые позиции в ООП выдвинулись в основном представители радикально настроенной интеллигенции, связанные с Движением за освобождение Палестины (ФАТХ). Председателем Исполкома ООП в феврале 1969 г. был избран глава ФАТХ Ясир Арафат. С этого времени ООП стала стремиться к тому, чтобы играть роль самостоятельного выразителя интересов палестинцев и участника ближневосточного конфликта.Состоялось закрепление определяющего статуса в разработке тактики и стратегии палестинского национального движения за Я.Арафатом в качестве его бессменного лидера. Одновременно это способствовало постепенному и все большему укреплению позиций палестинского освободительного движения сопротивления в отношениях со странами арабского мира. Этому не помешали даже успехи Израиля, которому удалось практически свести на “нет” к началу 1970 г. эффективность партизанской тактики, а также трагические события сентября того же года в Иордании, вынудившие ООП к переводу своей штаб-квартиры в Ливан. Признание ООП на общеарабском совещании в Рабате в 1974 г. “единственным законным представителем народа Палестины”, за что так долго боролся Я.Арафат, повлекло за собой возрастающее международное признание ООП: со стороны СССР, стран Западной Европы, ООН (предоставление статуса наблюдателя), не говоря уже о развивающемся мире (в том числе – Движение неприсоединения, Организация Исламская Конференция, Организация Африканского Единства и т.д.).

По мнению некоторых исследователей, именно результаты войны 1967 года способствовали радикализации на религиозной платформе части палестинского общества, однако другие отодвигают эту дату и указывают на четвертую арабо-израильскую войну (1973 г.).

В тоже самое время Организация Освобождения Палестины начинает от террористической деятельности переходить к политическим методам борьбы и ведет борьбу за международное признание.[59] ООП в 1974 г. признается Лигой арабских государств в качестве «единственного представителя палестинского народа», а арабские государства объявившие нефтяное эмбарго тем самым подтолкнули Европейский Экономический Союз к началу диалога с арабскими странами и ООП.[60] С середины 70-х отмечается изменение отношения к палестинской проблеме в общественном мнении Европы.[61] Начались первые контакты с Израилем, весной 1977 года произошла встреча делегаций ООП и Коммунистической партии Израиля, что вызвало бурную реакцию на всем Ближнем Востоке, однако до «исторического рукопожатия» Арафата и израильского премьера Рабина перед Белым Домом в 1993 г. было еще далеко.[62]

Другой эпизод ближневосточной политики – это Кэмп-Девидские соглашения между президентом Египта, премьер-министром Израиля президентом США, отчасти способствовали радикализации части палестинцев, когда президент Египта Садат был обвинен в предательстве и забвении палестинского движения. Подписание Египтом в 1979 г. мирного договора с Израилем вызвало глубокий раскол в арабском мире. В этой ситуации задачей ООП стало усиление вооруженных акций против Израиля с территории Ливана, последнего оплота палестинцев после событий “черного” сентября 1970 г., непосредственно соприкасающегося с Израилем. Изменившееся соотношение сил после подписания Кэмп-Дэвидского соглашения и слабость Ливана, раздираемого межконфессиональными противоречиями, позволили Израилю в 1982 г. развязать против него войну, целью которой было если не уничтожение инфраструктуры ООП, то, по крайней мере, “выдавливание” последней с ливанской территории.

В конце 70-х отмечают усиление влияния консервативных кругов Саудовской Аравии,[63] другим важнейшим фактором – оказавшим существенное влияние на усиление религиозной составляющей в палестинском движении – была исламская революция в Иране (1979 г.). С этого момента, по мнению исследователей можно говорить о росте джихадистских настроений. Активизируются шиитские организации в соседних странах, в частности в Ливане. В 1982 появляется «Хезболла» пользующаяся популярностью и поддержкой палестинцев.[64] При создании организации ее лидерами был провозглашен джихад против сионизма и империализма. Целью борьбы было объявлено изгнание израильских интервентов из Ливана, а перспективными задачами – уничтожение Израиля, установление исламского контроля над Иерусалимом, создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана. . Легитимность военных операций лидерами «Хезболла» объяснялась незаконной оккупацией Израилем юга Ливана.

Структурно «Хезболла» состоит из малочисленных групп, объединенных в отделения, возглавляемые Высшим консультативным советом, состоящим из 12 религиозных, политических и военных деятелей. Членов организации, в основном молодых людей, отличает высокая дисциплина, от них требуется неукоснительное соблюдение морально-нравственных норм и исламских обрядов, готовность к безусловному подчинению руководителю. Первые террористические акции, приписываемые «Хезболла», – это взрывы казарм американского и французского контингентов в Ливане в октябре 1983 г., когда погибли несколько сотен человек. Взрывы были осуществлены смертниками, направившими грузовики, начиненные взрывчаткой, на казармы. Первые террористические акции, приписываемые «Хезболла», – это взрывы казарм американского и французского контингентов в Ливане в октябре 1983 г., когда погибли несколько сотен человек. Взрывы были осуществлены смертниками, направившими грузовики, начиненные взрывчаткой, на казармы.[65]

К 1980 году относят появление в Палестине "Исламского Джихада" – международной террористической группировки, возникшей на базе радикального движения "Братья-мусульмане". Первоначально движение «Джихад» появилось в Египте, где оно было основано в 1974 г. активистами, отколовшимися от «Братьев-мусульман». Лидеры "Исламского Джихада" считают вооруженную борьбу, под которой подразумевается совершение террористических актов и диверсий, единственным способом создания "альтернативного исламского государства". Как показывает практика, эта борьба направлена, прежде всего, против тех умеренных арабских режимов, которые "уклонились от Ислама" или подвергали преследованиям "Братьев-мусульман". Организация отказывалась от какого-либо сотрудничества с правительственными структурами, выступала за координацию усилий всех фундаменталистских организаций в исламском мире, поддерживала и поддерживает ООП и противостоит экспансионистской политике Израиля, категорически не приемлет коммунистической идеологии.[66]