Одной из главных задач национального движения сербов в 1848 г. была борьба за создание национальной автономной области — Воеводины. Императорским рескриптом от 18 ноября 1849 г. была сформирована искусственная административная единица Сербская Воеводина и Темишский Банат, центром был выбран Темишвар. Земли, составлявшие провинцию, были выведены из-под юрисдикции Венгрии и напрямую подчинялись Вене. Центр сербской патриархии - Карловцы не был включен в Воеводину. Ее границы были определены таким образом, что сербы не составляли большинство населения, почти половину территории занимали области, населенные румынами. В конфессиональном плане в провинции преобладало православное население (сербы и румыны), объединенное в одну епархию, но разделенное языковым барьером. В 1863—1864 гг. румынская церковь была выведена из-под управления сербской патриархии и получила самостоятельную митрополию. Создание Воеводины в таком виде не удовлетворило стремления сербов к автономии, так как органы управления полностью соответствовали духу абсолютизма.
Между тем венгерское национально-освободительное движение, разгромленное в 1848—1849 гг., успело оправиться и окрепнуть. Австрийские власти пошли на соглашение с венгерскими правящими кругами и издали в 1860 г. Октябрьский диплом, который предоставлял хорватским землям, а также Венгрии ограниченные автономные права. Последствием этого соглашения явилась ликвидация Воеводины, в декабре 1860 г. ее территория вошла как органическая часть в состав венгерских коронных земель.
В 1861 г. для того, чтобы успокоить сербов, недовольных ликвидацией Воеводины, правительство разрешило созвать народно-церковный собор, получивший название Благовещенский. Официальной целью созыва собора было обсуждение вопроса о сербской автономии. На его заседании впервые выступил лидер сербской буржуазии новосадский адвокат и публицист Светозар Милетич. Он предложил пойти на союз с венгерской буржуазией против венского абсолютизма, германизации и централизации, в то время как правое крыло либералов в лице Д. Стратимировича и И. Суботича требовало союза с хорватскими буржуазными партиями под покровительством Вены для борьбы против национализма венгров. Таким образом, в сербском национальном движении четко определилось два течения: либерально-буржуазное и консервативно-клерикальное. В то же время С. Милетич на протяжении 1861—1867 гг. постоянно стремился укрепить союз между венгерской и сербской буржуазией, видя в этом союзе средство борьбы против германизаторской политики венского двора. Австро-венгерское соглашение 1867 г., усилившее позиции венгерских господствующих классов, привело к крушению этих надежд. После этого сербы Воеводины стали рассчитывать на объединение «сербства» с центром в Белграде.
Воеводинские сербы приняли самое активное участие в деятельности общественно-политической и культурно-просветительской организации «Омладина». С. Милетич в 1866 г. основал газету «Застава», которая стала ее печатным органом. В 1869 г. была создана либеральная партия сербской буржуазии в Воеводине, которую возглавил С. Милетич. Программа партии предусматривала в области внутренней политики борьбу за разрешение национального вопроса, признание сербского языка во всех областях общественной жизни, союз с угнетенными народами (румынами, словаками, украинцами). В области внешней политики партия ставила своей задачей борьбу против захватнических устремлений Австро-Венгрии на Балканах, за федерализацию государства по примеру Швейцарии. Программа отражала идеи Великой Сербии, разработанные и сформулированные в это время в Сербском княжестве. К 1891 г. сформировалась Радикальная партия, которую возглавил Яша Томич. Эта партия стала главной и ведущей партией воеводинских сербов. В своей программе радикалы предусматривали борьбу против присоединения Боснии и Герцеговины к Австрии, за предоставление широкого самоуправления славянским народам в Австро-Венгрии. Программа радикалов была программой буржуазных реформ.
Развитие социалистических идей привело к созданию в 1890 г. социал-демократической партии Венгрии, куда вошли и воеводинские социал-демократы, на которых, в свою очередь, оказали влияние сербские демократы и социалисты — Светозар Маркович, Мита Цнич и особенно Васо Пелагич.
Активная политическая деятельность сербов противоречила венгерской идее консолидации нации и расшатывала австро-венгерский федерализм. Это привело к тому, что венгры планомерно усиливали политику мадьяризации. В 1912 г. была ликвидирована сербская церковно-школьная автономия.
Список использованных источников
1. Фрейдзон В. И. История Хорватии. Краткий очерк с древних времен до образования республики (1991 г.). СПб., 2001.
2. Симакова О.А. История южных славян с древнейших времен до 1914 г.: учебное пособие / Симакова О.А., Сальков А.П., Александрович С.С. – Мн., 2004. — 191 с.
3. История Европы: В 8 т. Т. 3: От средневековья к новому времени (конец ХV — первая половина ХVII в.). М., 1993.
4. Лещиловская И. И. Общественно-политическая борьба в Хорватии: 1848—1849 гг. М., 1977.
5. Общественно-политическое движение в Центральной Европе в XIX — начале XX в. М., 1974.
6. Формирование наций в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1981.