Одним из крупных источников дохода богатых дубровчан были денежные операции. Дубровницкие банкиры были известны всей Европе, они поддерживали деловые отношения с банкирскими домами Италии, Мадрида, Лондона, Стамбула.
В ХVII в. обострились отношения Дубровницкой республики с Венецией, которая, потеряв большую часть средиземноморских рынков, ожесточенно боролась за сохранение и расширение своих позиций в торговле на территории турецких владений, пытаясь вытеснить оттуда дубровчан. Чем больше военных действий вела Венеция против Турции, тем успешней шли дела у Дубровника.
В 1667 г. на Дубровник обрушилось страшное бедствие — землетрясение и пожар, погибло около 4 тыс. жителей, т. е. более половины населения.
Во время войн «Священной лиги» с Турцией вблизи Дубровника и на его территории велись военные действия, от чего страдали местные жители. В 1684 г. был подписан договор между Венецией и Австрией по которому император Леопольд I принял Дубровник под свою верховную власть.
В ХVIII в. экономическая обстановка в Средиземноморье изменилась. Пытаясь расширить свою торговлю, Дубровник натолкнулся на конкуренцию со стороны Франции, считавшей Дубровник турецким владением, в котором действуют все торговые привилегии, полученные Францией от Порты.
Политический строй в Дубровнике на протяжении ХV—ХVIII вв. оставался почти неизменным. В 1809 г. Дубровник был оккупирован французскими войсками, а в 1808 г. Дубровницкая республика перестала существовать.
2.2 Хорватские земли в первой половине XIX в
Социально экономическое и политическое положение в хорватских землях в конце ХVIII — начале ХIХ в. В этот период хорватские земли были раздроблены и находились под разным административным управлением, но в составе одного государства -- Австрийской империи. Гражданская Хорватия и Славония входили в Венгерское королевство, хорватские земли Военной Границы, Далмации и Истрии напрямую подчинялись венскому правительству.
Политическое наименование хорватских земель — Триединое королевство Хорватия, Славония и Далмация — фактически существовало только на бумаге. На протяжении всего ХIХ в. воссоединение всех хорватских земель в одну административную область было главной политической задачей хорватских общественных деятелей.
Население хорватских земель не было этнически однородным, значительную часть населения составляли сербы, отличавшиеся от хорватов вероисповеданием и национальным самосознанием, кроме того, в разных частях Хорватии жили итальянцы, венгры, немцы, евреи. Помимо административной раздробленности, сплочению хорватов в единую нацию мешало еще одно важное обстоятельство: хорваты не имели единого языка и говорили на трех разных наречиях. В конце ХVIII — начале ХIХ в. этноним «хорват» не распространялся на всю территорию, а употреблялся только по отношению к региону кайкавского диалекта. Вместе с тем хорваты были единственным южнославянским народом сохранившим национальное дворянство, которое обладало особыми муниципальными правами еще со времен средневековья. Во главе стоял бан, назначаемый императором, хорваты имели собственное сословное собрание — собор, куда входили представители дворянства, высшего духовенства и королевских городов. Сабор обладал некоторыми правами, которые обеспечивали определенное самоуправление Хорватии и Славонии.
Большинство населения Хорватии по своему социальному положению составляли крестьяне, лично свободные, но не имевшие земли, большая часть которой принадлежала помещикам. Крестьяне должны были нести различные повинности в пользу помещика (урбарии Марии Терезии и Иосифа ІІ). Отмена урбариальных повинностей была одним из основных требований крестьян и важным условием для развития капиталистических отношений в Хорватии.
К 30—40-м гг. ХIХ в. рост товарности сельскохозяйственной продукции в Славонии и Гражданской Хорватии значительно вырос, появилась торговая буржуазия. Хозяйственное оживление коснулось только лесной, деревообрабатывающей и пищевой промышленности, появились первые фабрики. Характерной чертой экономического развития хорватских земель была довольно развитая транзитная торговля. Хорватия и Славония находились на перекрестке важных торговых путей, связывавших Австрию и Венгрию с Турецкой империей и Адриатическим морем.
Города Хорватии были сравнительно невелики. Загреб насчитывал около восьми тысяч жителей. Они обладали широкими муниципальными правами, имели свои магистраты, представительство в соборе. Хорватское дворянство вместе со священниками составляло значительный процент городского населения, из них в основном формировался слой чиновников и политически активной интеллигенции. Эта была наиболее образованная часть населения. И все же хорватские земли оставались самыми отсталыми в Австрийской империи. В городах крайне медленно развивалась промышленность, господствовали цеховые корпорации, мелкие предприятия и мануфактуры.
В начале ХIХ в. хорватские земли были включены в орбиту наполеоновских войн, что привело к созданию Иллирийских провинций, оказавших большое воздействие на оформление национальной идеи.
Во время наполеоновских войн национальная борьба в Австрийской империи несколько ослабла, но не прекратилась. Участница четырех антифранцузских коалиций, габсбургская империя терпела одно поражение за другим от французских армий. По Шенбруннскому миру 1809 г. она вынуждена была уступить Франции территории: Истрию, Горицу, Каринтию, Крайну, часть Хорватии и Военной Границы. Объединив их с ранее захваченными Далмацией и Дубровником, Наполеон сформировал так называемые Иллирийские провинции с центром в Любляне. В 1811 г. они в качестве самостоятельной административной единицы были присоединены к Французской империи. Военным и гражданским главой Иллирийских провинций был генерал-губернатор, пост которого последовательно занимали маршал Мармон и генерал Бертран. В задачи населения этой территории, кроме поставок продовольствия и рекрутов для наполеоновской армии, входил контроль континентальной блокады Англии. Образование провинций открывало Франции путь на Восток и способствовало развитию ее торговых и политических отношений с Османской империй.
Желая утвердить свое господство в завоеванных землях, оживить их хозяйственную жизнь и найти поддержку у местного населения, Наполеон провел ряд реформ. Был введен французский кодекс законов, устанавливавший равенство граждан перед судом и законом, организован суд и администрация по французскому образцу, отменена личная зависимость крестьян и связанные с ней повинности, упразднена судебная власть помещиков, города лишены автономных прав. Для местной промышленности были введены покровительственные пошлины, объявлена свобода торговли, церковь подчинялась государству, а школы переданы в ведение светских властей. Декретом 1810 г. объявлялось об открытии школ для мальчиков и девочек, где начальное и среднее обучение должно было проводиться на языке местного населения, т. е. на хорватском. Особо важное значение для развития национального самосознания хорватов имело провозглашение равенства хорватского языка с французским в административной сфере и делопроизводстве.
Французская политика в Иллирийских провинциях имела поддержку со стороны немногочисленной части интеллигенции, буржуазии, дворянства и духовенства и, несмотря на их недолгое существование (в 1815 г. австрийское правительство их возвратило), наполеоновские преобразования способствовали развитию идеи национальной государственности.
Хорватское национальное движение развивалось в русле общеевропейского процесса национальной консолидации. На арену вышло новое поколение, воспитанное на идеях, проникающих из Европы и Балканского полуострова, где развивалось вассальное султану Сербское княжество и образовалось независимое Греческое государство. Крупнейшими событиями на Западе и в центре Европы явились восстания в Италии и Испании, направленные против реакционного строя австрийского владычества, и, самое главное, июльская революция 1830 г. во Франции, изгнавшая Бурбонов и установившая умеренно-либеральный буржуазный режим Луи-Филиппа.
Эти исторические события и связанные с ними изменения привели к тому, что в монархии Габсбургов обострились противоречия между венгерским либерализмом, с одной стороны, и габсбургским абсолютизмом - с другой. Возникшую ситуацию хорваты всячески использовали для достижения своих целей. Уже к концу 20-х гг. ХIХ в. созрели социальные условия для активизации национального движения — в глубоком кризисе оказались феодальные отношения в деревне, экономическое положение дворянства также значительно ухудшилось.
После наполеоновских войн во всей монархии Габсбургов был установлен жестский «меттерниховский» (канцлер князь Меттерних) полицейский режим. В 1825 г. император Франц Иосиф созвал государственное собрание Венгрии, где Хорватия требовала равноправия в уплате налогов с австрийскими землями, а венгры вновь поставили вопрос о введении венгерского языка в школах и учреждениях Хорватии. В 1827 г. хорватский собор, считая что венгерский язык будет полезен чиновникам, ввел его обязательное преподавание.
Одним из важных вопросов в венгеро-хорватских отношениях была проблема политического статуса, определявшего отношения Венгерского королевства и Триединого королевства. Для хорватов самым важным являлось признание статуса союза, а не подчинения. На разных этапах национальной борьбы хорватов за свои исторические права эта задача была первостепенной.
Большую роль в национальном движении играла католическая церковь, которая была мощным консолидирующим фактором. Хорватские священники активно участвовали в развитии национальной идеи и много сделали для возрождения национальной культуры и языка. В 1826 г. священник А. Филипович обратился к «истинным славонцам» с призывом основать общество для издания «славонских» книг. В 30—40 гг. ХIХ в. в Хорватии и Славонии распространилось общественно-политическое и культурное движение получившее название «иллиризм».