Инициатором открытия первых школ был Василий Никитич Татищев – выдающийся государственный деятель и ученый первой половины XVIII века, направленный в 1723 году Петром I на Урал, для строительства новых заводов и ремонта старых медеплавильных предприятий, в нем соединились «администратор с ученым человеком, и этим он обязан не только своим личным дарованиям и наклонностям, но и характеру петровских реформ»[пензин]. Во время первого пребывания Татищева на Урале (1720 – 1722 года) было открыто 4 школы: две на Уктусском заводе (словесная и арифметическая), арифметическая в Кунгуре и словесная в словесная на Анапаевском заводе, в которой летом обучалось порядка 104 учеников. Но программа создания школ на Урале не была реализована в полном объеме по ряду причин:
1) отсутствие квалифицированных преподавателей;
2) не было высших учебных заведений, готовивших педагогические кадры;
3) нежелание части населения отдавать своих детей в школы.
Новый этап деятельности горнозаводских школ начинается с 1735 года, во время второго посещения Татищевым Урала. В течение 1735 года были открыты школы на восьми уральских заводах, также система образования подверглась реформированию в Кунгуре, в Екатеринбурге, где появляются немецкая и латинская школы.
Библиотечное дело
Библиотечное дело стало активно развиваться только в XIX веке, ознаменовавшись появлением первых общественных библиотек.
Первые же библиотеки в Пермской губернии появляются в конце XVIII –начале XIXвеков. Это были библиотеки при Пермской гимназии (1786) и Пермской семинарии (1802), книгами которых пользовались только преподаватели и учащиеся.
Августа 17 дня 1786 года Ее Императорское Величество Екатерина II отправила из Царского Села в Пермь на имя губернатора Пермского и Тобольского рескрипт, начинающийся следующими словами: «Господин генерал-поручик Кашкин, комиссия об учреждении училищ, продолжая по воле нашей труды ея к снабжению империи народными училищами, приготовилась уже к открытию оных в двадцати пяти губерниях, в том числе и наместничестве Пермском. Утвержденные Нами устав и штат сих училищ, с книгами, сим заведениям присвоенным, будут от комиссии присланы. Впоследствии чего возлагаем Мы на попечение ваше, чтоб к открытию оных, к назначенному от комиссии времени, то есть к 22 сентября, все нужное было приготовлено». Генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин добросовестно исполнил повеление. 22 сентября 1786 года «под колокольный звон и пушечную пальбу» в Перми состоялось открытие народного училища.
В учебный план училищ входило – в первых двух классах давалось элементарное образование, которое заключалось в чтении, письме, чистописании, арифметике, катехтзисе (катехизис – книга, излагающая христианское учение в форме вопросов и ответов). В старших классах изучались закон Божий, русский язык, арифметика, география общая и русская, история, геометрия, архитектура, механика и физика.
22 сентября 1786 года следует считать днем открытия самого первого книгохранилища в городе, так как, согласно «Уставу народных училищ в Российской империи», при главном народном училище в Перми начала создаваться библиотека. В 1808 году гимназия пользовалась довольно богатой библиотекой и разными учебными пособиями, которые были переданы ей главным народным училищем. Унаследованная гимназией библиотека состояла из 187 названий в количестве 678 книг. Известно, что потребность училища в книгах, учебных пособиях и учебниках была чрезвычайно велика.
Книжное собрание главного народного училища в Перми почти не сохранилось. Основная его часть погибла во время пожара, который случился в сентябре 1842 года, но историки и краеведы донесли до нас некоторые факты, помогли частично воссоздать его состав, а также поведали о людях, много потрудившихся для организации первого в Перми книгохранилища: П. А. Назаретском и Н. С. Попове. Дело собирания первой библиотеки было продолжено последующими поколениями педагогов, ученых, общественных деятелей, краеведов Прикамья. Нынче наш край по праву можно назвать крупнейшим хранителем произведений письменности, центром просвещения Урала.
Деятельность Екатерины в Пермском крае неоценима с точки зрения
Заключение
XVIII век прошел не бесследно в истории русской культуры. Громадная работа мысли и чувства множества известных и безвестных людей, воплотившаяся в произведениях литературы и искусства, в философских и публицистических сочинениях, в научных исследованиях, создала национальную культуру яркую, сложную, противоречивую и своеобразную. Эта работа продолжала и развивала достижения предыдущего периода, однако многое было преодолено и отброшено, в первую очередь то, что было связано с религиозно – церковным характером средневековья. В XVIII столетии интенсивно шел процесс складывания русской нации, что обусловливало национальное единство культуры, её основные черты и особенности.
Русская национальная культура складывалась в условиях господства феодально – крепостнического строя, в недрах которого назревали капиталистические отношения, в условиях усиления классовой борьбы крепостного крестьянства, что определяло сложность и противоречивость в процессах развития культурно – просветительской деятельности в России. Подчеркивая положительное, передовое в культурном «наследстве» XIII века нельзя забывать и о многих противоречиях – высокие достижения человеческого гения оставались недоступными большинству народа. Тем не менее культурное наследие этого исторического периода трудно переоценить и наша жизнь будет казаться ущербной без произведений литературы и искусства XVIII столетия.
Происходит постепенное обмирщение культуры, она становиться светской, это расширило границы и возможности человеческого интеллекта и чувства. Знание освобождалось от средневековой схоластики и провиденциализма, превращалось в науку.
Активная реформаторская деятельность Петра Великого и его дочери Екатерины II способствовала переходы страны на качественно новый уровень развития, Россия становиться сильным государством европейского уровня, с зарождающимися элементами капиталистических отношений, во многом наблюдается преодоление техническо-экономической отсталости. Прогрессивная часть общества, недовольная сложившейся ситуацией, начинает проявлять оппозиционные настроения, что свидетельствует о желании народа высказать свой протест не смотря на крепостнический гнет, который многие годы приучает людей к покорности и терпимости.
Многоотраслевая экономика, формирование капиталистических отношений, осуществлявшиеся неравномерно в разных сферах хозяйства, социальная неоднородность населения Пермской губернии определяло своеобразное развитие школьного дела в крае. С одной стороны – создание начальных школ для обучения детей всех слоев населения, распространение среднего, профессионального и начало развития женского образования, привлечение крепостной молодежи к обучению, попытки организации всеобщего начального образования для мужского населения казенных заводов и детей служащих частных горных заводов, сравнительно широкая программа частновладельческих училищ. С другой – неравномерное распределение школ в городах, промышленных поселках и сельской местности, сохранение сословного характера обучения, ведомственности управления школьного дела, проявление неограниченной власти помещиков – заводчиков в организованных ими школах, низкое качество обучения.
В условиях разложения и кризиса крепостнической системы образование в стране находилось в состоянии подъема, который был обусловлен прогрессивными сдвигами во всех сферах экономической, общественно – политической и культурной жизни страны. Вместе с тем непосредственное влияние на школу оказывало состояние феодально-крепостнической системы. Анализ процесса развития образования даже в масштабе Пермского региона показал что правительственная программа создания общегосударственной системы школьного образования носила декларативный характер. Вынужденный считаться с потребностями времени, господствующий класс хотя и сознавал необходимость проведения школьных реформ, но не заботился ни о создании необходимой материальной базы, ни о подготовке квалифицированного аппарата, необходимого для осуществления школьных преобразований. В результате чего уже к началу XIX века система образования переживает кризис, решить который станет возможным только после ликвидации крепостнический отношений. Только благодаря прогрессивным устремлениям передового учительства и демократически настроенной молодежи школа становиться средоточием антикрепостнических взглядов и играет все более значительную роль в освободительном движении. В крепостническую эпоху были заложены предпосылки буржуазных преобразований в стране в области культуры и просвещения.
Список использованных источников
1. Андреев, А. Р. Строгановы. XIV – XX века : энциклоп. изд. / А. Р. Андреева. – М. : Белый Волк – КРАФТ, 2000. – 592 с.
2. Анисимов, Е. Время петровский реформ / Е. Анисимов ; Историч. библ. «Хроника трех столетий». – СПб. : Лениздат, 1989. – 496 с.
3. Анна Иоановна. Её личность, интимная жизнь и правление / ред. С. Б. Паина. – М. : Галактика, 1991. – 50 с.
4. Баггер, Х. Реформы Петра Великого / Х. Баггер ; перевед. с датского кан. педагог. наук В. Е. Возгриным – М. : Прогресс, 1985. – 200 с.
5. Власть и реформы от самодержавной к светской России / ред. кол. : Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин, В. М. Панеях ; Российская академия наук. Институт Рос. Истории Санкт Петерб филиал. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1996. – 802 с.
6. Всемирная история : учебник для вузов / под. ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ, 2000. – 496 с.
7. Валишевский, К. Царство женщин / К. Валишевский – М. : ЦКПА, 1989. – 448 с.
8. Георгиева, Т. С. Русская культура: история и современность : учеб. пособие / Т. С. Георгиева. – М. : Юрайт, 1998. – 576 с.