Смекни!
smekni.com

Доисторический человек (Давид Ламберт) (стр. 36 из 56)

И опять же подобно неандертальцам, представи-
тели граветтийской культуры в России строили зим-
ние жилища в речных долинах. Одни жилища были
сложены из камня, другие вырыты в земле. У многих
стены и крыша были сделаны в виде шатра из шкур,
подпертых бедренными костями мамонта и закреп-
ленных внизу по краям другими тяжелыми костями
и бивнями. К крупнейшим сооружениям относится
продолговатое жилище длиной 89 футов (27 м) со
стоянки Костенки в долине реки Дон; ряд очагов,
идущих по центру, говорит о том, что здесь зимовали
несколько семей под одной крышей, состоявшей из
нескольких покрытых шкурами шатров.

По находкам и старым рисункам во Французских
пещерах видно, что кочующие охотники возводили
также легкие летние шалаши, подобные тем, кото-
рые и сейчас строят некоторые современные люди,
ведущие примитивный образ жизни.

Возможностью жить и трудиться в условиях лед-
никового периода кроманьонцы были обязаны но-
вым видам одежды не в меньшей степени, чем но-
вым методам строительства и использованию огня.
Костяные иглы и изображения одетых в мех людей
говорят нам о том, что они носили сохранявшие теп-
ло тела тесно прилегающие штаны, парки с капюшо-
нами, обувь и рукавицы с хорошо прошитыми шва-
ми.

168


История одной пещеры.

На плоскогорье при
просачивании воды растворился
слой известняка и образовалась
подземная пещера с выходом

в реку.

После понижения уровня
воды в реке пещера осушилась,
и в ней поселились кроманьонды.

В настоящее время вход
в пещеру закрыт обвалом,
карстовые воронки в ее кровле
заросли деревьями, и остатки
кроманьонцев оказались
захороненными в слоях осадков,
покрывающих днище пещеры.

Длинное жилище.

Это реконструкция длинного
коммунального жилища, пол
которого был слегка погружен
в землю; крышей служили
шкуры, подпертые шестами;
низ стен был укреплен костями
и бивнями мамонта. Стоянка
обнаружена близ села Пушкари
| к северо-востоку от Киева. Это
сооружение могло состоять из
трех выстроенных в один ряд
и соединенных между собой
шатров.

169


Искусство и ритуалы

Две загадочные находки.

А — «Венера» из Виллендорфа
в Австрии; статуэтка из бивня
мамонта с утрированными
женскими половыми признаками.
Б — «Колдун» из пещеры Трех
Братьев во Франции
существо, похожее
одновременно на полуоленя
и на получеловека.

Фазы Луны? (внизу).
а — Костяная пластинка из
Сержака во Франции (размеры
несколько уменьшены).
б — Символы,

выгравированные на пластинке,
могут изображать
последовательные фазы Луны.

В эпоху с 35 до 10 тысяч лет назад Европа пере-
жила великий период своего доисторического ис-
кусства. Круг произведений был широк: гравюры
животных и людей, сделанные на небольших кусоч-
ках камня, костей, слоновой кости и оленьих рогов;
глиняные и каменные скульптуры и рельефы; рисун-
ки охрой, марганцем и древесным углем, а также
изображения, выложенные на стенах пещер мхом
или нанесенные краской, выдутой через соломинку.

Исследование более 100 пещер и скальных укры-
тий привело некоторых ученых к выводу, что искус-
ство кроманьонцев прошло четыре стадии развития.
Для первого • периода (32—25 тысяч лет назад)
характерны изображения животных и других объек-
тов, большей частью плохо нарисованные на малень-
ких предметах, которые люди носили с собой. Ко
второму периоду (25—19 тысяч лет назад) относится
ранее пещерное искусство, включая отпечатки рук,
а также гравированные и нарисованные силуэты
животных с дугообразно изогнутыми спинами. Тре-
тий период (19—15 тысяч лет назад) явился вер-
шиной пещерного искусства, что можно видеть по
прекрасно выполненным, динамичным рисункам
лошадей и туров в пещере Ляско на юго-западе
Франции и по другим образцам рельефной скульп-
туры. Для четвертого периода (15—10 тысяч лет
назад) особенно характерны изображения на мел-
ких предметах, а также символические знаки и вели-
колепно выполненные в реалистической манере
изображения животных в пещерах Альтамира в Се-
верной Испании и Фон-де-Гом во Франции.

Большинство изображений находятся глубоко в
пещерах, где художники, очевидно, работали при
свете горящих поленьев или ламп с фитилями из
мха. Возможно, их искусство имело ритуальное зна-
чение. Некоторые рисунки изображают фигуры по-
лулюдей — полуживотных, предположительно кол-
дунов или шаманов. Многие сцены с изображением
тучной охотничьей добычи, возможно, объясняются
охотничьей магией или сексуальным символизмом.
Символика плодородия, вероятно, воплощена в че-
ловеческих фигурках с утрированными женскими
признаками. Геометрические узоры могут быть услов-
ными системами обозначений, одна из которых, воз-
можно, изображает фазы Луны. Но все эти интерпре-
тации носят дискуссионный характер.


На этой карте Западной
Европы эпохи позднего
палеолита показаны ледниковые
покровы, а также древняя
и современная береговые линии.
Точками обозначены находки
образцов пещерного искусства,
сосредоточенные главным
образом на севере Испании
и на юго-западе Франции. Это
наскальные гравюры, статуэтки
и другие предметы,
встречающиеся также в более
северных и восточных районах.
К стоянкам, на которых были
найдены предметы искусства,
представляющие особую
ценность, относятся:

Альтамира.

Нио.

Пещ-Мерль.

Ляско.

Монгодье.

Шедевры искусства
кроманьонцев.

Три находки из Франции,

Вырезанное из рога северного
оленя изображение бизона,
лижущего свою спину.

Наскальный рисунок лошади,
окруженный точками

и отпечатками ладоней рук,
из пещеры Пеш-Мерль.

Тюлени, выгравированные
на жезле из рога, обнаруженном
в Монгодье. Такие жезлы

с отверстием, возможно, служили
для обстругивания копий.

171

СГоянки Западной Европы,
на которых были обнаружены
предметы палеолитического
искусства.


Два ожерелья эпохи позднего
палеолита, погребенные вместе
со своими владельцами,
свидетельствуют о
существовании личной
собственности.

Ожерелье из костяных бусин
и подвесок с отверстиями;
погребено вместе с ребенком

в Сибири.

Фрагмент трехрядного
ожерелья: два ряда состоят
из рыбьих позвонков

с отверстиями, а один — из
просверленных раковин, причем
все три ряда соединены зубами
оленя, в которых тоже
проделаны отверстия. Ожерелье
было погребено вместе с юношей
на юго-востоке Франции.

Так называемые «негры»
из Гримальди.

Эти скелеты были найдены
в отдельном, залегающем
на небольшой глубине
погребении внутри «Грота
детей» — пещеры в Италии.
Деформация костей черепа
после смерти вызвала
прогнатизм (выступание
челюстей вперед); это привело
некоторых специалистов
к неверному выводу о том, что
здесь найдены непосредственные
предки современных негров.
А — Юноша ростом 5 футов
1,5 дюйма (1,56 м).
Б — Скелет старой женщины
ростом 5 футов 3 дюйма
(1,6 м).

Кроманьонские погребения

Захоронения, находящиеся в столь удаленных
друг от друга местах, как Франция и Россия, дают
ключ к пониманию жизни кроманьонцев.

Изучение скелетов говорит о том, что две трети
кроманьонцев достигали 20-летнего возраста, тогда
как у их предшественников — неандертальцев число
таких людей не составляло и половины; один из
десяти кроманьонцев доживал до 40 лет по срав-
нению с одним человеком на двадцать у неандер-
тальцев. Хотя эти цифры основаны на небольшом
количестве образцов, исходя из них можно думать,
что продолжительность жизни возрастала.

С большей уверенностью по погребениям кромань-
онцев можно судить о их символических ритуалах
и росте богатства и социального статуса. Хоронив-
шие часто посыпали мертвых красной охрой, кото-
рая, как предполагают, символизировала кровь и
жизнь, что, может быть, свидетельствует о наличии у
кроманьонцев веры в загробное существование.
Некоторые трупы были захоронены с богатыми ук-


рашениями; это ранние признаки того, что в сооб-
ществах охотников-собирателей начали появляться
богатые и уважаемые люди.