Смекни!
smekni.com

Доисторический человек (Давид Ламберт) (стр. 42 из 56)

10 тысяч лет назад началось преобразование жиз-
ни человечества, связанное с открытием земледе-
лия. Определенный участок плодородной земли
может прокормить значительно больше земледель-
цев, чем охотников-собирателей; поэтому там, где
распространялось земледелие, население возрастало.
Кроме того, уход за посевами способствовал стрем-
лению к оседлому .образу жизни в поселениях, где
имелись мастера, которые занимались изготовлением
и обменом таких предметов, как полированные ка-
менные орудия и гончарные изделия.

Эти культуры эпохи неолита (нового каменного
века), связанные с земледелием и/или скотовод-
ством, сменили культуры палеолита и мезолита и
предшествовали культурам бронзового и железного
веков.

Различные неолитические культуры возникали,
по-видимому, независимо друг от друга в различных
местах и в разное время. Земледелие впервые широко
распространилось около 10 тысяч лет назад внутри
и поблизости от так называемого «Плодородного
полумесяца», который охватывает Египет, Юго-
Западную Азию и побережье Персидского залива.
Здесь первые земледельцы занимались возделыва-
нием пшеницы, ячменя, чечевицы и гороха. Пример-
но 7 тысяч лет назад китайцы начали выращивать
такие культуры, как просо, рис, соя, таро и ямс.

тысяч лет назад. Мезоамерика, или Центральная
Америка (Южная Мексика, Гватемала и Гондурас),
превратилась в третий великий центр земледелия,
где занимались возделыванием кукурузы, фасоли,
тыквы и хлопка.

Ученые спорят о том, когда и почему люди камен-
ного века перешли к оседлому образу жизни и к зем-
леделию. Многие собиратели-охотники уже добывали
достаточно пиши для своего пропитания и имели
много досуга. Ранние земледельцы работали зна-
чительно больше, получая менее разнообразные
продукты питания и рискуя оказаться голодными в
случае неурожая.

Однако в некоторых районах рост населения обго-
нял увеличение охотничьей добычи, и это, возможно,
вынуждало охотников искать дополнительные источ-
ники питания в виде растений. Другим мощным фак-
тором, вероятно, было распространение трав с круп-
ными съедобными зернами.

Сбор урожая дикорастущих
культур.

В урожайный сезон один
человек мог собрать за час

фунтов (почти 3 кг) зерен
дикой полбы, а семья могла
заготовить за три недели запас
пищи на целый год.


От колоса до муки.

На верхних рисунках показано,
как древние земледельцы
обрабатывали спелую пшеницу.

Жатва; уборка колосьев
пшеницы серпом. Срезать было
легко только твердые колосья,
которые оставались при этом
целыми.

Молотьба; колосья молотили,
пока они не распадались на
отдельные зерна.

Веяние; зерно
подбрасывали вверх, чтобы
ветер унес ненужные частицы
соломы.

Измельчение зерен пшеницы
и освобождение их от мякинной
оболочки.

Из зерен можно было сварить
кашу или, перемолов их в муку,
испечь хлеб.

Колос пшеницы.

На четырех рисунках справа
показаны части колоса,
подвергавшиеся обработке
во время процессов, описанных
выше.

А — Колос пшеницы.

Б — Единичный плод, который

включает:

а — Междоузлие.

б — Четыре покровные оболочки.

в — Ость.

В — Зерно, покрытое двумя
оболочками.

Г — Съедобное ядро, богатое
белком и углеводами.

13 тысяч лет назад собирание зерен дикорасту-
щих злаков стало основным источником питания,
по крайней мере одной группы населения в Израиле.
Люди натуфийской культуры пользовались серпами
с кремневыми лезвиями, чтобы срезать спелые ко-
лосья диких родственников современной пшеницы
и ячменя. Со временем такие группы людей, систе-
матически занимавшиеся собирательством, начали
сеять семена, отбирая те сорта пшеницы и ячменя,
которые было легче всего возделывать. Селекция
такого типа должна была превратить дикорасту-
щие растения с маленькими семенами, плодами,
корнями и листьями в те крупные домашние сорта,
которые служат нам пищей в настоящее время.


Скотоводство

Места обитания диких предков
домашних животных.

На этих четырех каргах покачано
распространение диких
млекопитающих, бывших
предками одомашненных видов
животных. Все чти животные,
кроме зубров, и сейчас еще
обитают в основном в тех же
районах.

Ovis, овца. Только вили (а)
и (б) оказали значительное
влияние на формирование
современных пород.

а—Ovis orien la li. s,
малоазиатский муфлон.
б Ovis vignei, уриал (степной
баран).

в Ovis ammon, архар
(горный баран).

— Capra aegagrus, дикий
козел, называемый также
безоароиыч козлом.

Sits scroja, кабан.

Bos primigenius. зубр,
вымерший дикий бык

I la карте показано его
распространение в эпоху
плейстоцена.

Точно так же, как собирательство пищи привело
к появлению земледелия, охота привела к одомаш-
ниванию животных. И опять же основным центром
здесь была Юго-Западная Азия. 13 тысяч лет назад
собаки, произошедшие от прирученных волков, воз-
можно, уже помогали охотникам Юго-Западной
Азии загонять стада и отдельные группы диких ко-
пытных млекопитающих в ущелья, чтобы их можно
было там забить. 8,5 тысячи .чет назад некоторые
охотники уже превратились в пастухов, разводив-
ших овен, коз и крупный рогатый скот, которые слу-
жили им в качестве живых источников мяса и одеж-
ды. Удобным было то, что каждая из -лих групп
животных питалась растениями, несъедобными для
человека: козы обгрызали деревья и кустарники,
овцы ели травы, росшие на склонах холмов, а круп-
ный рогатый скот пасся на богатых лугах долин.
Тем временем свиньи, произошедшие от диких каба-
нов, стали полезными «уборщиками» мусора в де-
ревне.

Селекция всех этих пород привела к появлению
послушных животных, которые имели более короткие
рога или клыки, чем их дикие предки, и давали боль-
ше мяса, молока, шерсти. Об этом косвенно свиде-
тельствуют кости, которые находят на древних скот-
ных дворах.

200


5 тысяч лет назад одомашненные быки, верблюды,
ослы, лошади, а в Южной Америке также и ламы
уже перевозили грузы, что в корне преобразовало
путешествия по суше.

Вот некоторые сведения о диких предках четырех
животных, которые сейчас распространены во всем
мире и мясо которых мы употребляем в пищу.

Ovis orientalis, дикая овцу, с более минными
рогами, шерстью и конечностями, чем у домашней
овцы. Время приручения около 11 тысяч лег на-
зад. Место возможно, Турция, Иран или Ирак

Capra aegagrus, дикая коза, с рогами, загибаю-
щимися сразу назад без тех спиральных завитков,
которые можно видеть у домашних коз. Время при-
ручения около 10 тысяч лет назад. Место воз-
можно, Иран.

Bos primigenius, тур, имел более крупные раз-
меры, большую длину, более длинные рога и был
агрессивнее, чем ранний одомашненный крупный
рогатый скот. Время приручения около 8,5 тысячи
лет назад. Место возможно, Турция.

Sus scroja, дикий кабан, с более длинным рылом
и более густой щетиной, чем у домашних свиней. Вре-
мя приручения около 9 тысяч лет назад. Место
возможно, Турция.

Древняя уздечка?

Похожие на изображение
веревок насечки на этой реной
голове лошади. Юго
Западной Франции, возможно,
свидетел ьствуют о том, что
охотники времен палеолита
ездили верхом на укрощенных
лошадях еще 14 тысяч лет назад.

Дикие предки домашних
животных.

Ну мерация рисунков
соответствует принятой в тексте.

Ovis oripn tails.

С.ирги aegagrus.

Bos prlmigenius.

Sus scrota

201


Орудия эпохи неолита

Торговые маршруты эпохи
неолита.

На карте показаны пути
торговли обсидианом
в Средиземноморье во времена
неолита. Существовали два
основных района торговли —
в западной и восточной частях
Средиземного моря, причем
большая часть экспорта шла
с одних островов на другие или
на европейский материк.
К основным центрам экспорта
относились:

Сардиния.

Понцианские острова.

Липарские острова.

Остров Пантеллерия.

Остров Милос.

Джали.

Чифтлик.

Ачигёль.

Озеро Ван.

Сейчас археологи уже отказались от старого
представления о том, что люди эпохи неолита имели
стандартный набор орудий с полированными камен-
ными топорами, гончарными изделиями и камнями
для помола зерна. Теперь мы знаем, что, например,
в Греции земледелие появилось раньше, чем гон-
чарное дело, а в Испании и Скандинавии, наоборот,
земледелие было освоено позже. Развитие земле-
делия сопровождалось распространением орудий
для расчистки полей, подготовки почвы к посевам,
сбора урожая, складирования запасов зерна, выпеч-
ки хлеба, ткачества и строительства помещений для
живых людей, покойников и изображений богов.