Смекни!
smekni.com

Доисторический человек (Давид Ламберт) (стр. 45 из 56)

Изобретение письменности означало, что новые от-
крытия в науке, математике и астрономии могли быть
точно записаны и сохранены для потомства. Таким
образом, письменность способствовала развитию
культуры. А там, где началась запись исторических
событий, кончился доисторический период.

Путешествия по морю.

Подобные большие деревянные
торговые суда ходили под
парусами или на веслах.
3500 лет назад такое пригодное
для мореплавания египетское
судно прошло по Красному морю
до страны Пунт (Сомали).

Клинописное письмо.

Похожие на клинышки
знаки наносили тростниковой
палочкой на мягкую глиняную
табличку.

В горизонтальных рядах
(слева направо) показано, как
два клинописных знака
превратились из пиктограммы
в фонограмму.

А — Рыба.
Б — Колос.

21 ]


Места обитания жителей
Северной Америки.

На этой карте показаны
культурные районы, на которые
разделилась Северная Америка
к 1500 г. н. э.

Арктический; эскимосы-
охотники.

Субарктический; охотники.

Северо-западное побережье;
рыбаки и охотники.

Внутреннее плато; рыбаки
и охотники-собиратели.

Великие равнины; охотники
на бизонов и земледельцы.

Район восточных лесов;
охотники, рыбаки, собиратели
и земледельцы.

Долины Огайо и Миссисипи;
земледельцы.

Калифорния; охотники,
рыбаки и собиратели.

Большой Бассейн;
собиратели, обитавшие
в пустыне.

Юго-запад; земледельцы
и собиратели.

Пустыни юго-запада;
собиратели.

Центральная Америка
(Мезоамерика); земледельцы,
а также жители поселков

Культура Северной Америки

Преграды в виде морей и пустынь изолировали
зарождающиеся цивилизации Евразии от Австралии,
Африки южнее Сахары, от Северной и Южной Аме-
рики. Но в этих странах, особенно в Америке, также
происходило развитие культуры. На следующих че-
тырех страницах мы дадим краткий обзор тенденций
развития доколумбовой Северной и Южной Аме-
рики.

К северу от Мексики к 5000 г. до н. э. индейцы все
еще занимались охотой на крупных животных на Ве-
ликих равнинах. На северо-западе значительную
роль играла также ловля рыбы в море и реках. В вос-
точных лесах основной упор делался на охоту, рыб-
ную ловлю и собирательство. В пустынях юго-запада
традиционно занимались сбором семян и ловлей
мелкой дичи. Эти виды занятий сохранились, но к
первым векам новой эры сельское хозяйство, гон-
чарное дело, изготовление тканей из растительных
волокон, погребальные курганы и центры религиоз-
ных церемоний распространились к северу от Мек-
сики, повлияв на культуры анасази и гогокам на
юго-западе и на культуры адена и хоупвелл в бас-
сейне Огайо. После 700 г. н. э. культура хоупвелл
уступила место культуре Миссисипи, а в зоне восточ-
ных лесов появились крупные сообщества, занятые
возделыванием кукурузы.

и городов.

212


Шесть местных культурных традиций представле-
ны следующими декоративными предметами.

Кувшин; предназначен для хранения пищевых
продуктов; принадлежит культуре гогокам в Ари-
зоне (около 300 г. до н. э. — 1400 г. н. э.), которая
известна своими оросительными каналами.

Ткань; относится к культуре хоупвелл (около
200 г. до н. э. — 700 г. н.э.), центр которой находился
в Огайо; эта культура славилась трубками из рез-
ного камня, медными изделиями и ритуальными
земельными курганами.

Разновидность повозки; на таких спаренных
шестах, которые волокла собака, перевозили свои
грузы жившие в вигвамах охотники на бизонов Ве-
ликих равнин.

Ручка ложки; этим стилизованный «бобром»
тлингитской культуры представлена искусная резь-
ба по дереву индейцев северо-западного побережья.

Коробочка из бересты; индейцы восточных ле-
сов использовали бересту для изготовления коробок,
крыш жилищ и челноков (каноэ).

Голова, вырезанная из бивня моржа; эскимо-
сы Северо-Американского Заполярья занимались
резьбой по моржовой кости еще 2 тысячи лет назад.

Предметы доколумбовой
материальной культуры.

Нумерация предметов,
изображенных ниже,
соответствует принятой в тексте.

213


Центры цивилизации.

На этой карте показаны пять
основных районов доколумбовых
цивилизаций.

а — Мексиканская цивилизация
классического и
послеклассического периодов.
б — Ольмеки.
в — Классические майя.
г — Майя послеклассического
периода.

д — Империя инков в период
ее расцвета.

Центральная и Южная Америка

К северу от Мексики земледельческие деревни и
поселки оставались крупнейшими поселениями
вплоть до прихода европейцев. Но к югу от Мексики
индейцы создавали города, государства и империи,
основанные на сельском хозяйстве, торговле и завое-
ваниях. Это происходило в двух районах: в Цент-
ральной Америке, или Мезоамерике (от Мексики до
Гондураса), а также в Центральных Андах и на близ-
лежащих территориях. Независимо от ранних куль-
турных центров Старого Света здесь тоже появи-
лись социальные классы со своими монархами, жре-
цами, солдатами, ремесленниками и крестьянами.
Самостоятельно они создали замечательную кера-
мику, скульптуру, живопись, открыли технологию
производства бронзы, возвели пирамиды и холмы
типа платформ из кирпича или камня. Обитатели
Центральной Америки даже придумали пиктогра-
фическое письмо. Но все же американские индейцы
никогда не овладели технологией производства же-
леза и применяли колеса только в детских игрушках.

На следующих иллюстрациях представлены основ-
ные стадии культурного развития после 2000 г. до н. э.

Доколумбовы произведения
искусства.

Нумерация соответствует
принятой в тексте.

Голова, высеченная из камня.

Бог маиса.

Нож из обсидиана.

Каменная статуэтка пумы.

Ваза в форме головы
человека.

Золотая маска.

Золотая статуэтка ламы.

214


Высеченная из камня голова; этот монолит вы-
сотой 8 футов (2,4 м) был сооружен ольмеками
(1300—400 г. до н. э.), которые жили на побережье
Мексиканского залива; возможно, они явились осно-
вателями центральноамериканской культуры.

Бог маиса, из религиозной книги индейцев майя.
Народы майя построили огромные ритуальные цент-
ры на равнине в классическую эпоху центрально-
американской культуры (около 300—900 г. н. э.).

Нож из обсидиана; ацтеки пользовались им
при ритуальных жертвоприношениях. Мексиканская
империя ацтеков явилась апогеем развития Цент-
ральной Америки в послеклассическую эпоху (900—
1520 г. н. э.).

Пума из камня, культура шавин (900—200 г.
до н. э.) с центром в Андах, первая высокоразвитая
культура в Перу.

Портретная ваза; богатая культура мочика, су-
ществовавшая на побережье Перу (200 г. до н. э. —
600 г. н. э.).

Золотая маска; работа индейцев чиму из Перу.
В их прибрежном государстве жили искусные масте-
ра по металлу, имелись оросительные каналы и боль-
шая столица Чан-Чан (около 1300—1456 г. н. э.).

Золотая лама; изготовлена мастерами империи
инков в Андах. Эта империя непродолжительное вре-
мя господствовала над территорией протяженно-
стью 2000 миль (3200 км) в западной части Южной
Америки накануне прибытия испанских завоевателей
в 1532 г.

215


Питание и телосложение

Предыдущая глава заканчивалась рассказом о
том, какое влияние оказывал климат на развитие
местных расовых групп. Во время ледникового перио-
да и после него пища и способы ее приготовления
также влияли на строение и величину тела.

По крайней мере, некоторые популяции с ненадеж-
ными или недостаточными источниками питания
имеют более низкий рост или более хрупкое тело-
сложение, чем те группы, которые никогда не испыты-
вают недостатка в пище. К генетически маленьким
людям относятся карликовые негры Центральной
Африки и негритосы, встречающиеся в виде раз-
бросанных групп, главным образом по островам
Юго-Восточной Азии и Папуа-Новой Гвинеи. Одно
время предполагалось, что все они, называемые в
совокупности пигмеями, являются потомками одной
группы. Но современные ученые склоняются скорее
к тому мнению, что эти охотники-собиратели про-
изошли от местных популяций, когда-то имевших
нормальный рост, который уменьшился в результате