Смекни!
smekni.com

Историография о периодической печати Казахстана в XX вв (стр. 2 из 8)

Культурная казахская элита с 1905 г. активно участвовала в выборах в Государственную думу, приобретала политический опыт. Казахи были представлены в I и II Государственных Думах шестью депутатскими мандатами. Среди депутатов I Думы, избранной в 1906 г., был А. Букейханов, а во II Думе, выбранной в 1906 г. и начавшей работу 20 февраля 1907 г., депутатами были известные политические и общественные деятели последующих двадцати лет М. Тынышпаев и Б. Каратаев . Озганбаев. Патшалык Ресей Думасындагы казактар// Егемен Казакстан от 24 апреля 1996 г.). Однако, 3 июня 1907 г. II Дума была распущена, введены новые законодательные положения о выборах, согласно которым казахи потеряли право иметь депутатов в последующих III и IV Думах.

Вхождение культурной просветительской элиты в политическую борьбу выражало их стремление улучшить жизнь своего угнетенного народа, добиться участия коренного населения в политической жизни, ее демократизации. Эти намерения привели их к политическому сплочению и в 1905 г. сделали сторонниками и членами конституционно-демократической партии - российской партии, предлагавшей либеральные реформы в стране. Их привлекала программа конституционных демократов (кадетов), содержавшая тезис о том, что после установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами, для всего Российского государства должен быть "открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти..." (Программа конституционно-демократической партии // Программа политических партий России. Конец ХIХ - начало ХХ вв. М. 1995).

Культурная интеллектуальная элита стала ядром новой генерации политиков, стремившихся соединить традиции казахского общества с началами западной демократии и передовой общечеловеческой культуры.

Политическое согласие и общность взглядов казахской элиты с кадетами закончились уже к 1917 г. Во многом это объяснялось позицией кадетов, входивших во Временное правительство России, и откладывавших скорейшее разрешение национального вопроса. Политические расхождения привели тогдашнего фактического политического лидера культурной элиты А. Букейханова к выходу из партии кадетов в мае 1917 г. В статье "Почему я вышел из партии кадетов" он писал о трех основных разногласиях с кадетами: по вопросу о национальной автономии, взаимоотношений государства и религии, о частной собственности на землю (Букейханов Э. Шыгармалар. Алматы. 1994).

Как видим, казахская культурная элита уже в 1917 году четко осознавала коренное различие своих национальных интересов от интересов и взглядов либералов России, оказалась способной адекватно выражать и отстаивать интересы своего народа. Лидеры подлинной казахской элиты стремились достичь независимости казахов законным, конституционным путем, посредством политической борьбы. Они были принципиально против насилия и кровопролития. Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были не согласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы солидаризовались с социалистами-демократами России, считавшими, что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства.

Февральскую революцию казахская культурная элита встретила с одобрением и пониманием, в отличие от свершившегося затем октябрьского большевистского переворота. В 1919 году А. Байтурсынов писал, что насколько " понятнее была казахам февральская революция, настолько же непонятной показалась им Октябрьская революция"("Казах", 1917 год). Хотя ряд представителей культурной элиты был назначен Временным правительством России на ответственные посты, в том числе областными комиссарами вместо прежних губернаторов, это не привело к послушному следованию правительственной политике. Помимо упомянутых А. Букейхановым расхождений с кадетами, существовали иные, все возраставшие по значимости тенденции.

Во-первых, политическое настроение в 1917 г. характеризовалось стремлением казахской нации к автономии, в общественном сознании политические идеалы свободы и самоопределения занимали ведущее место.

Во-вторых, на проходивших с марта по апрель 1917 г. областных казахских съездах выдвигались различные политические требования, которые показали независимость казахских национальных демократов от политического влияния кадетов: Тургайский и Уральский съезды высказывались за федеративную демократическую республику и отвергли ориентацию кадетов на установление конституционной монархии.

В-третьих, на Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии "Алаш". На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономия казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.

Культурная элита стала в тот момент лидером нации в деле агрегации интересов, их согласования посредством дискуссий и установления между ними иерархии приоритетов. Задача облегчалась накопленным политическим опытом предшествующего десятилетия. Сама постановка вопросов раскрывает способность культурной элиты того времени быть открытой демократическим взглядам Европы и России, реагировать на назревшие острые социальные, политические, культурные, экономические и аграрные проблемы. Либерально-демократические взгляды были соединены с необходимостью их приложения к конкретным условиям и специфике Казахстана. Была поставлена задача сближения и консолидации интересов различных групп казахского общества, разъяснение смысла предпринимаемых предложений и действий путем пропаганды и агитации.

Более того, часть алашевцев, выходцев из южных областей современного Казахстана, входивших в состав Туркестанского края, М. Тынышпаев и М. Чокаев, входили в 1917-1918г.г. также в партию "Шура-и-Ислами" ("Совет ислама"), возникшую в марте 1917 г. в Туркестанском крае. Эта партия опиралась на сочетание тюркского и исламского единения, актуального в условиях Туркестана, поскольку исламская религия доминировала в общественном сознании коренных этносов и племен Средней Азии и выступала фактором их объединения.

Однако, доля "восточного", религиозно-мусульманского компонента в политической и идеологической ориентации казахской интеллигенции в целом была незначительна. Поэтому лица из казахской элиты не вошли в отколовшуюся от партии "Шура-и-Ислами" группу, создавшую партию "Шура-и-Улема" ("Совет духовенства"), руководствовавшую более жесткой ориентацией на принципы ислама.

Отличие казахской мусульмански ориентированной интеллигенции подмечено было в 1921 г. Г. Сафаровым, российским большевиком, впоследствии исключенным за принадлежность к троцкистской оппозиции: Мусульманская интеллигенция в лице "джадидов" (буквально: сторонников нового метода) выступает с требованием реформы школы, введения новой орфографии), изгнания арабщины и древнегреческой схоластики из преподавания и развития национальных культур. ... Постепенно это движение оформляется и политически как прогрессивно-национальное движение. Оно растет под влиянием татарской и киргизской (т. е. казахской) интеллигенции, где "джадиды" еще и раньше завоевали прочные позиции" (Сафаров Г. Колониальная революция (Опыт Туркестана). Алматы, 1996).Кстати, джадиды, по своей сути модернизировавшие культуру своих народов, противостояли ортодоксальной позиции "Шура-и-Улема". Таким образом, условно обозначаемые как "западническая" и "восточная" ориентации казахской культурной элиты фактически представляли главную общую тенденцию модернизации общественной и политической жизни в начале 20 века.

Уникальный шанс созидания независимой государственности под руководством культурной Алашевской элиты не был реализован. Отчасти из-за нехватки материальных, финансовых и военных ресурсов у "Алаш - Орды" для того, чтобы быть независимой от воздействия основных политических сил гражданской войны. Партии "Алаш" не удалось осуществить национальную консолидацию в 1917-1919 г.г. Причины состояла в наличии ряда противодействовавших факторов.

Во-первых, Алаш объединяла в основном узкий слой интеллигенции. "Казахское общество, 80-90 процентов которого составляли безграмотные шаруа, не сумело поддержать идеи справедливости, гуманизма и независимости... Непросвещенность масс, оторванность от центра политической борьбы и революционного движения стали препятствием на пути к заветной цели.

Во вторых, долгое время у казахской интеллигенции отсутствовала четкая программа политической борьбы. Думается, и партия Алаш была создана слишком поздно" (Цитата по: К.Нурпеисов. "Они боролись за независимость Казахстана...: Казахстанская правда.12 августа 1997 г.).Время ее создания и принятия четкой программы политических действий за образование независимой казахской государственности произошло в середине и конце 1917 года, когда инициатива постепенно переходила к большевикам с их популизмом и железной дисциплиной.

В-третьих, существование представлений о родоплеменном генеалогическом родстве и влияние связанного с этим племенного сознания, распространенных в среде кочевого и полукочевого населения, составлявшего большинство казахов, тормозило формирование национального самосознания и национального единства.