Смекни!
smekni.com

Историография о периодической печати Казахстана в XX вв (стр. 7 из 8)

В программной статье, помещенной в первом номере газеты, А. Байтурсынов открыто поставил вопрос о судьбе нации в условиях колониального режима. Он писал: «Для того, чтобы сохранить свою самобытность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и об­щей культуре; для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самосто­ятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу».

Газета «Казах» определила стратегию освободительного движения нача­ла XX века. А. Букейханов отмечал; «В ближайшем будущем, в степи, веро­ятно, организуется две политические партии, соответственно двум полити­ческим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названным национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с другими мусульманами. Другое, западни­ческое направление, видит будущее киргизской степи в сознательном пре­творении западной культуры в самом широком смысле этого слова. Пер­вое, вероятно, возьмет за образец мусульманские - татарские партии, а вто­рое — оппозиционные русские, в частности, партию «Народной свободы» («Казак» газеті, А., 1995).

Газета «Казах» отражала умонастроения второго направления. Ис­ходя из этого, она и выступала при освещении концептуальных проб­лем. Прежде всего, А. Букейхановым, А. Байтурсыновым было опреде­лено место казахской нации в истории цивилизации, тюркского мира. Лейтмотивом деятельности газеты стали проблемы консолидации наро­да, возрождения его древней культуры и казахской национальной госу­дарственности в составе демократической России. В серийных статьях «Изменения в хозяйстве» А. Байтурсынов дал эволюцию человеческой цивилизации и историю культуры, защищая эволюционный путь разви­тия казахского народа.

Газета «Казах» на своих страницах отдавала приоритет вопросам народ­ного просвещения, книгоиздания. Казахская демократическая интеллиген­ция, воспитанная на традициях великих просветителей второй половины XIX века, аккумулировала опыт просветителей Востока и Запада и создала цело­стную доктрину. Так, например, воспринимая саму идею И. Гаспринского о новометодном обучении, они освободили ее от идеологии тюрко-татарского гегемонизма, от слияния обучения с религией. Если последователи И. Гаспринского от новометодного звукового обучения шли к признанию верховенства татарской культуры и письменности, то казахские демократы от просветительства Абая, Чокана и Ибрая шли к идее слома колониально­го режима, возрождения казахской государственности. В этой эволюции исключительную роль сыграли научно-педагогические изыскания А. Байтурсынова, благодаря которому нация получила казахскую азбуку, развила фонетику, синтаксис, этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. «Этим кропотливым трудом, - писал в день 50-летия великого мыслителя XX в. М Дулатов, - Ахмет Байтурсынов поднял кир­гизскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и родной литературы» (Дулатов М. Шыгармалары. А., 1991).

На страницах газеты «Казах» видные знатоки аграрной проблемы во главе с А. Букейхановым раскрывали сущность колониализма, историю создания переселенческого фонда путем изъятия плодородных земель казахских ша­руа, процесса обезземеливания крестьян. Газета «Казах» встала на защиту концепции А. Букейханова по земельному вопросу, которая предполагала сохранение кочевого животноводства в сочетании с земледелием, целостнос­ти земельных массивов, их плодородия на основе общинного землевладения. Переход к оседлости при минимальной норме наделов, создание аула дере­венского типа при отсутствии опыта земледелия, агрономии, менталитета изнурительного повседневного труда хлебопашца грозил казахским шаруа безвозвратной потерей животноводческого ремесла, продажей земли из-за нужды переселенцам, как это случилось в Башкирии и Кустанайском уезде.

Газета «Казах» заняла научно обоснованную тактику по вопросу мусуль­манской религии. Она принимала во внимание, что отсталая часть казах­ского народа была религиозной, искренне почитала Аллаха и его «намест­ников на земле» — мулл. Редакция газеты учитывала, что «мусульманский союз» придерживался кадетской ориентации. А. Букейханов и другие авто­ры считались с мощным мусульманским движением, которое имело место по всей России после революции 1905-1907 гг. Движение имело опору в лице 20-миллионного населения страны независимо от их классовой при­надлежности. В резолюции первого съезда мусульман было отмечено, что прогрессивная часть мусульман разделяет «идеалы передового общества» и хотела бы пользоваться «одинаково равными с русским населением права­ми (политическими, гражданскими, религиозными)» (Политическая жизнь русских мусульман до Февральской революции. Оксфорд).

А. Букейханов, принимавший участие в работе ряда мусульманских съез­дов, писал серии статей, где читателям «Казаха» доходчиво разъяснял нрав­ственные проблемы и пути их решения в условиях России. Газета «Казах» не разжигала религиозные страсти, наоборот, призывала к сплочению ве­рующих различных национальностей в составе империи. Газета учитывала идеалы просвещенных народов к равноправию, неприкосновенности лич­ности, свободе вероисповедания в духе французской и иных буржуазных революций. Газета «Казах» разоблачала бухарских, хивинских, казанских мулл, их засилье, догмы адата и шариата, ставшие оплотом патриархально-родовых предрассудков, раскрывал отрицательное влияние татаризации, арабизации на развитие казахского языка, на его духовный облик. Газета «Ка­зах» выступала за отделение религии от школ и от государства, против ре­лигиозного экстремизма, провозглашая в то же время равенство перед за­коном всех россиян без различия пола, вероисповедания, национальности, отстаивая неприкосновенность личности, ее свободу.

Значительная часть публикаций на страницах газеты «Казах» отводилась проблемам языка и литературы, этнографии, культуры и этики, педагоги­ки, совершенствованию сознания народа применительно к рыночным ус­ловиям. Газета своими целенаправленными публикациями формировала историческое сознание нации, определила задачи воспитания националь­ной гордости, на примерах жизни и деятельности таких выдающихся лич­ностей, как Абай, призывала подняться до уровня абаевской мудрости, ра­деть за свой народ, следовать его традициям, гуманистическим принципам. Газета доказывала, что для построения демократического, независимого государства необходимы в первую голову знания родного языка и литературы, профессионализм, богатство национальной экономики. А. Байтурсынов отмечал, «чтобы не отставать от других, мы должны быть грамотны­ми, богатыми и сильными. Чтобы быть грамотными, надо учиться. Чтобы быть богатыми, нужен профессионализм. Чтобы быть сильными, нужно единство. В этом направлении надо работать» (Дулатов М. Шыгармалары. А., 1991). Надо отметить, что весь авторский коллектив, сотрудничавший с газетой, полностью разделял про­грамму А. Байтурсынова.

«Казах» был поистине общероссийской газетой. Она системно анализи­ровала международное положение, определяла в нем роль России, раскры­вала демографическую ситуацию в стране и за рубежом, следила за судьбой всего тюркского мира, мусульманского движения. Особую заинтересован­ность газета проявляла к работе Государственной Думы, вопросам зашиты с ее трибуны интересов казахского народа.

Газета не скрывала свою тревогу, когда началась империалистическая война, передел мира между ведущими странами международного капитала. И тревога была обоснованной. 25 июня 1916 года грянул царский Указ о реквизиции казахских джигитов на тыловые работы. И до, и после Указа га­зета обсуждала вопрос о призыве казахов в армию, отстаивая для них статус казачьих войск. Она не скрывала от народа, что ему, как подданному импе­рии, рано или поздно придется разделить судьбу своих соотечественников по защите Отечества. Став нацией, способной рекрутировать 400-тысячную армию, она могла бы претендовать в случае победы в войне на самостоя­тельную автономию в составе империи.

Газета заняла принципиальную позицию и по событиям 1916 года, исхо­дя из этой же альтернативы и небезосновательно опасаясь огромных чело­веческих жертв. Она предлагала искать мирные пути решения конфликта вплоть до отсрочки срока призыва казахов на фронт, переговоров с влас­тью. Трудно переоценить роль газеты «Казах» в период двух русских рево­люций, когда партия «Алаш» и Алаш-Орда принимали судьбоносные реше­ния, стремясь во что бы то ни стало, до конца использовать представленный историей шанс завоевать свободу и возродить казахскую государственность.

Газета «Казах» издавалась на переломном этапе истории казахского на­рода и сыграла судьбоносную роль. Ее отличала концептуальность, высо­кая публицистичность, сочность казахского литературного языка, верное служение насущным интересам своего народа. Не случайно М. Ауэзов пе­риод с 1913 по 1918 г. назвал «эпохой газеты «Казах» (Байтурсынов А. Ак жол. А., 1991). Он же в 1922 году в открытом письме деятелям культуры («Казақтағы калам кайраткерлеріне. Ашык хат») отмечал, что в истории казахского печатного слова не было ни одного издания, за исключением «Казаха», который выполнил бы миссию воспитателя народа, безошибочного определившего свое направление, воз­вышавшего национальный дух (Тан – Шолпан. А., 2000).

«Казах» — первая в истории нашей страны общественно-политическая газета. Она выходила в Оренбурге с 1913 по 1918 год под редакцией Ахмета Байтурсынова. А основали ее Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов и Миржакып Дулатов. Всего за пять лет вышло 265 номеров. В Казахстане имеется 247 номеров. Национальная библиотека намерена обратиться в Российскую государственную библиотеку с просьбой о предоставлении копий восемнадцати недостающих номеров.