Смекни!
smekni.com

Историография о периодической печати Казахстана в XX вв (стр. 6 из 8)

Большие финансовые затруднения, значительно обострившиеся в усло­виях начавшейся первой мировой империалистической войны, отход неко­торой части интеллигенции на сторону газеты «Казах», завоевавшей к тому времени популярность своей художественной зрелостью, возрождением казахской словесности, стройностью стиля и самое главное - постановкой назревших общенациональных проблем, обусловили прекращение выхо­да в августе 1915 г. журнала «Айкап».

Так служил Сералин казахскому народу. Правда, по высказываниям прежних и современных исследователей его творчества, было у него и немало ошибок, однобоких рассуждений. Конечно, об известных личностях в соответствии с эпохой высказываются разные мнения. Например, кого любила Советская власть? С точки зрения Советской власти среди казахской интеллигенции до Октябрьской революции не было ни одного достойного представителя.

Главную заслугу Сералина - выпуск журнала "Айкап", - никто не может зачеркнуть. Он был первым редактором первого казахского журнала. Он же был и издателем. Редактор Мухамеджан Сералин в журналистике оставил свой неизгладимый след. Его по праву можно назвать отцом казахской журналистики.

После закрытия журнала "Айкап" Сералин некоторое время работал в русской газете "Степь", издававшейся в Троицке. В 1918 году вступает в ряды большевистской партии и принимает активное участие в социально-политической работе. В этом же году он работает в ревкоме и земкоме. Был членом редколлегии газеты "Ушкын" (затем переименованной в "Енбекши казах"), которая начала выходить в 1919 году, как орган краевого ревкома. Затем в Костанае в 1920-1921 годах трудился ответработником губкома партии. В 1921-1925 годах был редактором костанайской газеты "Аул".

На работу в газету Сералин пригласил Беимбета Майлина. Затем к работе в редакции был привлечен Абдрахман Мустафин, тоже неплохо владевший пером. Сералин сделал все, чтобы газета "Аул" стала одним из лучших изданий в Костанае. В том, что сегодняшняя "Костанай таны", рожденная от "Аула", является одним из лучших изданий республики, несомненно, большая заслуга Мухамеджана Сералина, который дал ей путевку в жизнь.

В 1926-1928 годах Сералина поразил паралич, и он возвратился в свой аул. Он основывает село Аксор и открывает в нем школу, клуб, баню, организовывает водохранилище, сажает деревья и выращивает фрукты. Таким способом он пытался показать образец культуры нового аула. Следы этих его творений до сих пор сохранились на месте бывшего поселения. В 1928 году его здоровье улучшилось, и он возвратился в Костанай. Крайком партии хотел перевести его на работу в газету "Енбекши казах". Но его здоровье вновь ухудшилось, он совсем слег, и ему больше не суждено было встать на ноги. В мае 1929 года он скончался.

Мухамеджан Сералин является также одним из основоположников современной республиканской газеты "Егемен Казахстан", первым редактором костанайской газеты "Аул" (ныне "Костанай таны"). Он через печать бескорыстно служил своему народу. Его журнал "Айкап" учил немногочисленную интеллигенцию своей эпохи думать по-казахски и свои мысли письменно излагать на казахском языке.

Русский мыслитель Белинский говорил: "Я родился в журнале, вырос в журнале, и мечтаю умереть в журнале". Это мог про себя сказать и Сералин, ибо вся его жизнь прошла в журнале и газете.

Глава III. Газета «Казах».

Газета «Ка­зах» выходила как еженедельное издание. За период с февраля 1913 по январь 1918 г. вышло 265 номеров тиражом 3000 экземпляров. Отдель­ные номера выходили тиражом до 8000 экземпляров. «Созданная почти из нечего и существовавшая в тяжелых условиях царско-полицейского режима, - писал М. Дулатов, - благодаря умелому руководству и самоотверженному труду А. Байтурсынова газета перед закрытием имела свою собственную типографию, большой запас бумаги, неболь­шую библиотеку, тираж превышал 8000» (Дулатов М. Шыгармалары. А., 1991). Редколлегия в новогоднем 45 номере за 1914 год сообщала, что газету выписывают казахи 10 об­ластей. Кроме того, ее получают читатели из Оренбурга, Уфы, Казани, Петербурга, Москвы, Томска, ряда других городов, а также Турции и Китая.

Редактором газеты «Казах» во время оренбургской ссылки стал Ахмет Байтурсынов, к тому времени признанный лидер просветительско­го движения, выдающийся поэт, публицист, ученый-тюрколог, по опре­делению М. Дулатова, «творец школы казахской словесности», но, прежде всего — пламенный общественный деятель с широчайшим кругозором и видением путей национального развития.

Ахмет Байтурсынов (1873-1937) — поэт, обогативший казахскую литературу начала ХХ века идеей борьбы за свободу и независимость. Он родился в Тургайском уезде, в волости Тосын. В 1886-1891 годах Ахмет учился в русско-казахском училище, в 1891-1895 годах обучался в учительской семинарии в Оренбурге. Годы учебы были для него трудными в материальном смысле. Свою педагогическую деятельность Байтурсынов начал в аульных школах Актюбинска, Костаная и Каркаралы, там он преподавал в двухклассных училищах.

Педагог и просветитель Ахмет Байтурсынов хотел избавить народ от безграмотности и нужды, все силы отдавал тому, чтобы вытащить казахов из темноты. Он видел, что путь к свободе народа лежит через знания, просвещение, науку, культуру и литературу. За то, что вместе с группой казахских интеллигентов из Каркаралы написал и отправил царю петицию, Ахмет был заключен под стражу (1909 г.). Восемь месяцев он провел в тюрьме без суда и следствия. После освобождения из тюрьмы ему было разрешено жить и работать лишь за пределами Казахстана, что было равносильно ссылке. Как политически неблагонадежный, он постоянно находился под надзором полиции.

Его поэтический сборник «Маса» («Комар»), Оренбург, 1911 г., посвящен тяжелому бесправному положению казахского народа. Байтурсынов — реформатор казахского языка. Им был создан алфавит на основе арабской графики. Начатая в 1912 году работа была официально принята в 1924 году как «Жаңа ереже» («Новое правило»). А. Байтурсыновым написаны учебники «Оқу қуралы» («Чтение») в 1912 году и «Тiл қуралы» («Учебник по языку»), состоящий из трех частей: фонетики, морфологии, синтаксиса. Учебники являлись новшеством не только для казахов, но и для всего тюркоязычного мира. Позднее он выпустил книги методического характера «Баяншы» (1920 г.) и «Тiл жумсар» (1925 г.). Первая работа по литературоведению «Әдебиет танытқыш» (1926 г.) также принадлежит Байтурсынову.

Ахмет Байтурсынов первым в казахской литературе определил роль и значение Абая Кунанбаева как поэта, философа и просветителя. Он призывал других изучать и широко пропагандировать духовное и творческое наследие великого казахского поэта.

С 1910 по 1917 год Байтурсынов жил в Оренбурге. В 1900 году в Петербурге вышла в свет его книга «Сорок басен». В ней, кроме его собственных стихов, были опубликованы на казахском языке басни русского поэта Ивана Крылова. В 1911 году в Оренбурге вышла его книга «Маса» («Комар»). В этот период он занимался педагогикой и методикой преподавания. В 1913 году Байтурсынов стал редактором газеты «Казах».

Преданность идеалам освобо­дительного движения, интересам консолидации и духовного взлета ка­захского народа, необыкновенный талант и энциклопедические знания во многих областях науки поставили его в первые ряды просветителей духовных отцов нации. 19 мая 1914 года канцелярия Главного управления по делам печати раз­решила исполнять обязанности второго ответственного редак­тора газеты «Казах» М. Дулатову. Страстный, кипучий, беском­промиссный во многих отноше­ниях, пламенный публицист, поэт-трибун, М. Дулатов со сво­ей героической и трагической судьбой во многом напоминал Махамбета Утемисова XX века. Газету «Казах» в 1918 году (№№261-265) редактировал Жанузак Жаныбеков.

Огромную роль в определении ведущей линии этой газеты, как и всего освободительного движе­ния демократической казахской интеллигенции начала XX в. сыг­рал выдающийся борец за свободу казахского народа, политик, экономист, историк, этнограф, литературовед, статистик-социо­лог, публицист, человек энцикло­педического склада ума А. Букей­ханов.

Великолепная троица — А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Букейханов, составлявшая единое це­лое, сумела создать национальную газету века.117 Им удалось сплотить вокруг газеты «Казах» весь цвет казахской демократической интелли­генции, в том числе таких видных деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, Гумар Карашев, Султанмахмут Торайгыров, Жусипбек Аймаутов, Беимбет Майлин, Жакып Акпаев, Халел Досмухамедов, Сабит Донентаев, Мустафа Чокай, Мухаметжаи Тынышбаев и мно­гих других. Тем не менее, основную идейно-теоретическую нагрузку несли на себе А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Букейханов. Как свиде­тельствует подсчет исследователя К. Атабаева, больше половины опуб­ликованных материалов на страницах газеты «Казах», на сегодняшний день имеющихся и представленных в энциклопедическом сборнике «Ка­зах», написаны ими (Атабаев К. Қазақ баспасөзі. А., 2000). Только А. Букейханов написал для «Казаха» око­ло 200 статей.

В программной статье (автор А. Байтурсынов) газета названа «глазом, ушами и языком нации». По мнению редактора, газета призвана служить интересам людей, быть распространителем знаний, защитником народа, его духовным наставником. Таким образом, А. Байтурсынов мыслил создать поистине общенациональный орган.

Своими основателями газета была названа «Казах». Восстанавливая истинное название народа, они тем самым выразили протест против пренеб­режительного отношения к инородцам со стороны колонизаторов, сеяли среди казахов идею патриотической гордости и единства.