Державшиеся за «старинную веру» и отвергавшие «латинскую прелесть» старообрядцы сопротивлялись отчаянно и упорно. В 1668 г. вспыхнуло восстание в Соловецком монастыре. Потребовалось восемь лет, чтобы подавить протест монахов. Люди шли за расколоучителями, бросали обжитые места, уходили за Урал, на Север, за Волгу, основывали свои поселения — скиты, совершали массовые самосожжения. Преследования помогали мало. Сожженный на костре в 1682 г. протопоп Аввакум стал для старообрядцев символом стойкости, духовной чистоты, мужества.
Что касается Никона, то его судьба также сложилась трагически. Человек честолюбивый, он учил, что духовная власть выше светской. Как Луна светится в лучах Солнца, так и царская власть отражает блеск власти духовной. Конфликт с царем стал неизбежным, в 1658 г. Никон добровольно отказался от патриаршества, а в 1666 г. церковный собор снял с него патриарший сан и направил в заточение в Ферапонтов монастырь.
Вариант 2
Социальное движение в 17 веке. Раскол в русской православной церкви.
17 век вошел в историю, как «Бунташный век». Все тяготы восстановления экономики легли на плечи трудящихся. Крестьяне убегали от помещиков на окраины России. Тысячи беглых крестьян селились на Дону, Сибири, Урале, в Нижнем Поволжье. В 1606-07 гг. под руководством Болотникова началось восстание. В нем принимали участие представители разных социальных слоев. В восстании участвовало 70 городов России. В конце октября 1606 г. восставшие осадили Москву, но через 2 месяца в результате измены дворянских отрядов, армия Болотникова была разгромлена. Серьезное поражение он потерпел под Калугой и Тулой. В 1607 г. Болотников был схвачен, ослеплен, а затем утоплен. Отдельные вспышки народного недовольства продолжались до 1615 г. В середине 17 века выросли налоги, которые платили народные массы. В 1648 г. в Москве началось восстание. Восставшие требовали отменить налог на соль и льготы белым слободкам. Восстание было подавлено, хотя соляные бунты прошли в 30 городах. В 1662 г. прошел медный бунт. Правительство вместо серебряных монет стало выпускать медные, а налоги собирало серебром. Жалование платили медными деньгами. В 1660 г. за 1 серебряный рубль давали 8 медных. Москвичи громили дворы ненавистных бояр и купцов, а затем пошли к царю в Коломенское. Алексей Михайлович призвал стрелецкие полки, которые разгромили восстание. В 1665 г. в стране была болезнь, которая унесла жизни десятков тысяч людей, подорвавшая экономику страны. В 1666 г. отряд казаком атамана Василия совершил поход на Дон. В 1667 г. Разин совершил поход на Урал, захватим Яицкий городок. В 1668–69 гг. его отряд совершил набег на каспийское побережье. В 1670 г. Разин начал поход на Волгу, захватив Астрахань, Саратов, Самару. Но потерпел поражение, был схвачен, и казнен в 1671 г. Правительство казаков заставило дать присягу в том, что они не будут давать приют беглым крестьянам. Изменения в социальной экономике и политическом развитии России во второй половине 17 в. захватило русскую церковь. Реформы, проводимые Никоном вызвали протест со стороны церкви и народы. Вышли разногласия между Никоном и его противниками – старообрядцами, сводилось к тому, что каким образом греческим или русским – унифицировать церковные религии. Спор шел и о том, как креститься, как совершать крестный ход. Во главе старообрядцев стал протопоп Аввакум. Старообрядцы часто подвергали себя самосожжению, в ответ на приход в мир Никонома. Старообрядчество преследовалось, как церковной, так и государственной властью.
Вариант 3
XVIIвек вошёл в историю России под названием “Бунташный век”. Городские восстания потрясли Россию середины XVIIв. Особенно выделялись два восстания в Москве. В 1648г недовольство политикой боярина Морозова (в том числе попыткой увеличить цены на соль) вылилось в Соляной бунт. Стрельцы, посадские и служилые люди принялись избивать наиболее ненавистных правителей и грабить их дворы. На этот раз царь жестоко расправился с бунтовщиками, однако в 1663г медные деньги были отменены и выкуплены казной. В 1667г. донской казак Степан Разин собрал отряд и повёл его за добычей на Нижнюю Волгу. В 1669г он вернулся на Дон, а весной 1670 захватил там власть и объявил себя атаманом. К осени 1670г влияние Разина распространились на Нижнее Поволжье, были заняты города Астрахань и Царицын. Он призывал истреблять бояр, воевод, приказных людей. В октябре 1670г Разин потерпел поражение при попытке взять Симбирск, и был схвачен казацкой верхушкой. В 1671г его казнили на Красной площади. Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви. Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее Михайловиче, вследствие церковных реформ патриарха Никона. К 17в в богослужебных книгах накопилось немало описок, разночтений. Поэтому в разных частях России, в разных церквях служили по-своему. Патриарх Никон велел исправить книги, ввести единообразие в обрядах (в частности двух-перстие было заменено трёх-перстием). Часть людей не приняла нововведений, их называли старообрядцами (раскольниками). Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов. Способствовали расколу и методы, которыми Никон вводил свои новшества. Он стремился ввести не только единообразие в обряды, он также хотел вознести церковь над светской властью. Это привело к конфликту между царём и патриархом, который затянулся на 8 лет. Только в 1666г состоялся церковный собор, который лишил Никона сана патриарха. Тот же собор проклял всех сторонников, после чего гонения на раскольников усилились. Раскол в русской православной церкви не удалён и по сей день.
Вариант 1
Петр I вступил на престол в 1682г., начал править самостоятельно с 1694 г. Историки, споря о значении совершенного Петром, едины во мнении, что его правление было эпохой в русской истории. Его деятельность нельзя объяснить лишь увлечением европейскими порядками и неприязнью к старорусскому образу жизни. Конечно, личные качества царя отразились в преобразованиях начала XVIII в.: импульсивность, жестокость, твердость, целеустремленность, энергичность, открытость, свойственные его натуре, характерны и для его деятельности. Но реформы имели свои объективные предпосылки, которые к концу XVII в. определились со всей очевидностью.
Возможными реформы делали процессы, набравшие силу в правление отца Петра I Алексея Михайловича. В социально-экономической сфере: начало формирования единого российского рынка, успехи внешней торговли, появление первых мануфактур, элементы протекционизма (защиты отечественного производства от иностранной конкуренции). В сфере государственного устройства: торжество абсолютистских тенденций, прекращение деятельности Земских соборов, усовершенствование системы центральных органов власти и управления. В военной сфере: полки «нового строя», попытки изменить систему комплектования армии. В сфере внешней политики: военная и дипломатическая активность в черноморском и прибалтийском направлениях. В духовной сфере: обмирщение культуры, усиление европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ Никона. Отмеченные изменения, значительные сами по себе, тем не менее не устраняли главного — отставание России от западноевропейских держав не сокращалось. Нетерпимость положения начинала осознаваться, понимание необходимости реформ становилось все более широким. «Собирались в дорогу, но ждали кого-то, ждали вождя, вождь явился» (С. М. Соловьев).