Смекни!
smekni.com

Церковное право в России. История и современность (стр. 1 из 4)

Московскийгуманитарно-экономическийинститут

Чувашский филиал

Факультет Юридический

Кафедра Государственно-правовых дисциплин

Дисциплина История отечественного государства и права

РЕФЕРАТ

на тему:

«Церковное право в России.
История и современность»

Выполниластудентка

Курса3группы № 22Ю3 – 3/10

Афанасьева Наталия Михайловна

(Ф.И.О.)

10 ноября 2010 года

(подписьстудента)(число,месяц, год)

Проверил: доцент

(ученаястепень,звание)

Никифорова Ирина Александровна

(Ф.И.О.)

Оценка

Зачтено,незачтено

Подписьпреподавателя Расшифровка подписи

« » 200_ год

Датапоступления работыв деканат

г. Чебоксары

2010 г.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3

1. Становление церковного права в мире ……………………………….5

2. Историческое развитие церковного права в России до 1917 года .……. 8

2.1. Богословский период церковного права — конец XVIIIв. - 50-е гг. XIXв.

2.2. Церковное право как научная дисциплина — 60 - 90-е гг. XIXв.

2.3. Церковное право в призме Столыпинской реформы — до 1911 года

2.4. Падение интереса к церковному праву — 10-е годы XX века

3. Церковное право в советский и в современный период России ….…. 18

Заключение …………………………………………………………………... 21

Список литературы ………………………………………………………….. 23

Введение

Церковное право — один из новых объектов изучения современной юридической науки в России. Как справедливо отмечает А. И. Масляев, несмотря на более чем тысячелетнюю историю существования Русской Православной Церкви, даже «в настоящее время довольно сложно определить ее место в системе российского права»[1].

Между тем церковное право сыграло огромную роль в процессе формирования современной европейской правовой системы. Как отмечает М. Ю. Варьяс, «по существу церковное право стало первой общеевропейской наднациональной системой права; институты и правовые процедуры, порожденные этой протосистемой, опередив национально-правовое регулирование по времени своего появления, легли в основу сформировавшихся позднее национальных правовых систем Европы».[2] И в России большая часть правовых институтов развивалась под влиянием права церковного.[3]

Актуальность темы исследования. Исследование проблем церковного права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами, происходящими в современном российском обществе. Это вполне объяснимо, так как новой российской государственности должно соответствовать право, вобравшее в себя весь положительный опыт прежнего российского законодательства.

Православное церковное право является одной из важнейших составных частей фундамента, на котором сформировалась российская правовая система. Этот факт признается не только отечественными, но и зарубежными правоведами. Более того, его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории. В настоящее время каноническое право является действующей нормативно-регулятивной системой в рамках Русской Православной Церкви - одной из влиятельнейших организаций нашего общества.

Цель моей работы:

- проследить историческое развитие церковного права в России и его влияние на формирование национального правопорядка;

- определить место церковного права в современной системе права.


Становление церковного права в мире

В Византийской империи изучение церковного права издавна входило в систему юридического образования, так как, начиная с правления императора Феодосия II (408-450), государственные постановления по долям церкви стали включаться в состав законодательных кодексов. С этого времени началось составление сборников церковного права и комментирование их. Например, в VI в. константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком был составлен Номоканон — свод законов по церковному управлению, переводы которого на Руси получили название Кормчих.[3] Затем появились сборники Фотия (IX в.), Михаила Пселла (1070 г.), Арсения Афонского (XIII в.), Матвея Властаря (около 1335 г.), Константина Арменопула (1345 г.). Одновременно этот процесс шел на Западе: появились сборники Дионисия Младшего (конец V в.), Мартина Брагского (около 562 г.), Исидора Севильского (VII в.). Цель всех перечисленных собирателей была сугубо практической — облегчить исполнение церковных правил, а поэтому в работах отсутствовал характер научных систем.

В начале XIв. в Константинополе, в монастыре святого Георгия, была открыта специальная юридическая школа, где наряду с законами преподавались каноны. Возглавлявший ее носил титул номофилакса (хранителя законов), и у него экзаменовались все претенденты на судебные должности. В школе глоссаторов, которая поставила своей целью изучение источников римского права под руководством Ирнерия, церковное право по своему значению было поставлено на одну ступень с римским правом. Занимаясь кодификацией римского права по «Корпусу светского права», болонские юристы пришли к выводу о тесной связи светского права с каноническим и обратились к изучению древних канонов и папских декреталов.

В середине XII в. была создана первая научная система церковного права — кодекс монаха монастыря святого Феликса в Болонье Грациана. С изданием кодекса Грациана завершилось формальное отделение церковного права от богословия. Церковно-юридический материал был разбит на три части: 1) естественное и положительное церковное право и церковные законы, а также учение о церковных лицах и должностях; 2) церковная власть и вопросы судебного процесса; 3) богослужебные действия и учреждения.

В 1234 г. при Григории IX (1227—1241) были изданы собрания декретов в пяти книгах, ставшие образцом систематизации как для преподавания в университетах, так и для научных работ по церковному праву.

Одновременно в итальянских университетах возникла другая система, согласно которой весь церковно-юридический материал делился на три части: 1) о лицах (церковное устройство), 2) о вещах (учение о церковной собственности и богослужебных принадлежностях) и 3) о действиях (церковно-судебный процесс). Таким образом, к церковному праву была применена система, основанная на принципах частного права. Именно она стала на долгое время господствующей в науке.

Падение Константинополя в 1453 г. затормозило развитие церковно-правовой науки на Востоке. Затем серьезные попытки критической оценки канонического права стали предприниматься и на Западе. В период Реформации здесь стали создаваться лютеранские университеты, в которых подробно изучалось каноническое право для ведения полемики против католических доктрин.[4]

Возрождение науки церковного права относится к рубежу XVIII—XIX вв. Появился новый канонический сборник с толкованиями — «Пидалион» («Кормчая»), составленный святым Никодимом Святогорцем и иеромонахом Анапием. В 1852—1859 гг. в свет вышла шеститомная «Синтагма Божественных и святых Канонов» под редакцией Ралли и Потли.[5] Как отмечал профессор церковного права Санкт-Петербургского университета М. И. Горчак в XVIII в. началась группировка церковного права по системе Юстиниановых институций... Такое сильное подражание, доведенное до крайности| было причиной... попытки создать рационалистическое церковное право, общее для всех вероисповеданий, посредством выводов из теоретической понимания церкви. С течением времени историческая школа юристов Савиньи во главе вытеснила... это исключительно теоретическое направление и создала историко-вероисповедное направление».[6]


Историческое развитие церковного права в России до 1917 года

1.1. Богословский период церковного права — конец XVIIIв. - 50-е гг. XIXв.

В России мысль о необходимости преподавания церковного права впервые была высказана в царствование Федора Алексеевича (1676-1682) в проекте Устава Московской славяно-греко-латинской академии,[7] однако данный Устав так и не был принят.

Снова к этой проблеме обратился Феофилакт (1670-е годы — 1741), в миру Федор Леонтьевич Лопатинский, в своей учебной богословской книге «ScientiaSacra (Наука священная в богословских состязаниях, по учению святой Церкви восточной, Святого Писания, соборов и Отцов, умозрительно и с сопровождением противных мнений, изложенная в московской коллегии царя Петра Алексеевича)» (М., 1706—1710).[8] В отделе «О праве и праведности» он изложил начала светского и церковного права.

Снова вопрос о необходимости преподавания церковного права был поднят митрополитом Платоном в его «Инструкции», написанной в 1776 г. для Московской славяно-греколатинской духовной академии, преобразованной затем в Московскую духовную академию.[9] Он хорошо знал нужды Академии, так как сам был в ней сначала воспитанником, а затем наставником.

В 1798 г. появился Указ Святейшего Синода, согласно которому во всех духовных академиях вводилось чтение и объяснение Кормчих книг и Книги о должностях приходского священника.[10] В духовных академиях для богословских классов были введены такие новые науки, как герменевтика, церковная история, пасхалия, пастырское богословие и каноническое право.[11]