Смекни!
smekni.com

Русский военно-морской флот в русско-японской войне 1904-1905 годов (стр. 3 из 11)

По личному указанию Николая II находившийся в 1898 году в постройке второй крейсер типа «Россия»- «Громобой» был достроен по изменённому проекту-большая часть 6'' и 8'' орудий теперь находилась в броневых казематах. Однако чрезмерное количество(24) трёхдюймовок было сохранено,как и неудачное расположение главного калибра.

В 1896-1897 году были заложены три «истребителя торговли»- «Диана», «Аврора» и «Паллада». При большом водоизмещении(6630 тонн по проекту) они имели слабое вооружение(8-6'' и 24-3'' орудий без какой-либо защиты), низкую скорость хода(19-20 узлов) и при этом не очень большую дальность плавания(4000 миль).

Прямым развитием этого неудачного проекта стал и первый 6000-тонный крейсер программы 1898 года- «Варяг». Как уже говорилось выше,он был заказан без конкурса и имел неудачную силовую установку. Помимо этого было неудачное расположение орудий(на борт могла только половина: 6 6'' и 6 3'') и отсутствие их защиты(как на прототипе), проектная скорость хода в 23 узла выдавалась только на испытаниях [22].

Победителями конкурса Морского ведомства стали проекты заводов «Крупп-Германия» (Киль) и «Вулкан»(Штеттин). Первый завод в 1898-1901 гг. построил крейсер «Аскольд», второй в 1899-1902 гг. - «Богатырь». Эти корабли превосходили «Варяг» по надёжности механизмов и броневой защите. На «Аскольде» орудия прикрывались броневыми щитами, на «Богатыре» момимо них 4-6'' находились в орудийных башнях,а ещё 4-в казематах.

По чертежам «Богатыря» началось строительство ещё трёх крейсеров-одного для Тихого Океана и двух для Чёрного моря. Корпус первого корабля(«Витязя») сгорел 31 мая 1901 во время пожара на Галерном острове,после этого на «Новом адмиралтействе» был заложен «Олег»,для которого использовались оставшиеся механизмы и вооружение, он был с трудом достроен к осени 1904. Черноморские крейсера вступили в строй после войны.

В1899 г. Морское ведомство необоснованно отказалось от реализации проекта башенного броненосного крейсера с 8" орудиями, составленного Д.В. Скворцовым по заданиям великого князя Александра Михайловича. К броненосным крейсерам вернулись только в 1903 г. при разработке 20-летней программы. Совещанием адмиралов определялись следующие их основные элементы: скорость - 21 уз, дальность плавания экономическим ходом - 6000 миль, главное вооружение - восемь 8" орудий в башнях, двенадцать 6" орудий в бортовых установках, шесть торпедных аппаратов при 152мм защите корпуса и башен.

Соответствующего проекта крейсера к этому времени не имелось, но, между тем, новое задание показалось адмиралам Ф.К. Авелану и З.П. Рожественскому важным аргументом для отказа от приобретения за границей крейсеров и броненосцев, строившихся для Аргентины и Чили. Конечно, эти корабли не могли отвечать требованиям к перспективным кораблям российского флота. Но они были почти готовы, а недостаток в броненосных крейсерах как раз и был слабым местом состава эскадры Тихого океана. В декабре 1903 г. аргентинские крейсера успела перехватить Япония, и они под названием «Ниссин» и «Касуга» приняли активное участие в войне против России. А между тем, уже в 1904 г. Морское ведомство тщетно пыталось приобрести готовые броненосные крейсера в Аргентине и Чили, но к этому времени сделка оказалась невозможной из-за отказа правительств этих стран продавать корабли воюющему государству.

В развитии крейсеров 2-го ранга администрация П.П. Тыртова добилась крупного успеха. Программа МТК для проектирования крейсеров водоизмещением в 3000 т предусматривала небывалую 25-узловую скорость и вооружение из 120мм орудий. Наилучшую реализацию этих заданий обеспечивала германская фирма «Шихау» в Эльбинге, построившая в 1899-1901 гг. крейсер 2-го ранга «Новик». По его несколько измененному проекту Невский завод в 1902-1904 гг. построил «Жемчуг» и «Изумруд».

Своеобразной данью родственному датскому королевскому дому явилось решение генерал-адмирала заказать крейсер 2-го ранга заводу «Бурмейстер ог Вайн» в Копенгагене. Построенный там крейсер «Боярин» (1899-1902 гг.) заведомо не удовлетворял заданиям МТК, так как проектировался на 22-узловую скорость хода.

Важным достижением российских моряков и кораблестроителей явилось создание в 1898-1901 гг. на Балтийском заводе своего рода минных крейсеров - по официальной терминологии - минных транспортов («заграждателей») - «Амур» и «Енисей». Проектом этих кораблей, основанном на минном устройстве системы лейтенанта В. А. Степанова, предусматривались 17,5-узловая скорость хода и вооружение из 400 мин заграждения и 75мм орудий. Назначение транспортов типа «Амур» заключалось «в способности с удобством и быстро заградить минами данную местность». Равная броненосцам скорость позволяла использовать «заграждатели» в составе эскадры для активных минных постановок у берегов противника. Однако при создании минного транспорта для Балтики («Волга», 1903-1905 гг.) ограничились 13-узловой скоростью, что означало возврат к прежнему типу «Буг». Очередные два корабля типа «Амур» начали строить только во время русско-японской войны.

В 1900 году планировалось заложить четвёртый броненосец береговой обороны(«Адмирал Бутаков», 6 8'' орудий в четырёх башнях),была начата подготовительная работа на верфи «Новое Адмиралтейство»,но из-за недостатка средств от него отказались.

Сокращение не миновало и канонерские лодки - для действий в условиях рек и на прибрежных мелководьях построили всего одну лодку «Гиляк» водоизмещением 1251 т. В 1903 г. подобную, но более мореходную лодку «Хивинец» решили построить для представительства России в водах Персидского залива. «Хивинец», также как и «Гиляк», строился в «Новом адмиралтействе» и практически не имел броневой защиты, неся скорострельные патронные орудия.

Большое значение для формирование полноценных эскадр, сбалансированных по классам кораблей, имел выбор типов минных судов. В этом важном вопросе Морское министерство, отказавшись от дальнейшей постройки минных крейсеров типа «Абрек», основное внимание уделило развитию быстроходных миноносцев (истребителей), но полностью положилось на иностранный опыт. В 1898 г. для серийной постройки на трёх петербургских заводах избрали тип «Сокол» с несколько уменьшенной скоростью. Двенадцать из этих кораблей перевезли в разобранном виде по транссибирской железной дороге и собрали в Порт-Артуре в 1902-1904 гг. Таким образом удалось сберечь механизмы от износа в длительном походе. Однако «соколы» морально устарели ещё при закладке - по размерам и вооружению они уступали новому поколению английских истребителей.

В 1898-1899 было заказано несколько типов эскадренных миноносцев,имевших скорость хода 27 узлов и сильное вооружение (два 75мм и пять 47мм орудий, три торпедных аппарата) по проекту. Однако все 26 построенных единиц имели только одно 75мм орудие и потому были заметно слабее английских и японских аналогов.

Уже во время войны были заложены 3 увеличенных корабля типа «Грозный»,два из которых(«Грозный» и «Громкий») войдут в состав II Тихоокеанской эскадры.

Одновременно с эскадренными миноносцами в 1899-1903 гг. были построены малые быстроходные миноносцы прибрежного действия - типа «Уссури» и 10 типа «Циклон» (водоизмещением 152т). Их боевое значение было ограниченным, а корпуса - слишком слабыми для морских переходов в свежую погоду.

В1901-1903 гг. по проекту И.Г. Бубнова, И.С. Горюнова и М.Н. Беклемишева на Балтийском заводе построили первую отечественную подводную лодку, которая в июне 1904 г. получили название «Дельфин». Несмотря на слишком большое время перехода из надводного в подводное положение (12 минут) и ряд конструктивных недостатков, «Дельфин» оказался на уровне мировых достижений подводного кораблестроения, а по некоторым элементам (глубина погружения, мощность бензо-мотора и электродвигателя) превосходил современные подводные лодки Голланда.

В 1903г. И.Г. Бубнов и М.Н. Беклемишев на основе опыта создания «Дельфин» спроектировали новую лодку с увеличенным запасом плавучести и усиленным вооружением . 2 января 1904 г. по этому проекту Балтийскому заводу заказали одну лодку, позднее названную «Касатка». Во время русско-японской войны завод получил заказ ещё на пять однотипных подводных лодок, из которых одна строилась на добровольные пожертвования. Одновременно шесть лодок начали строить на Невском заводе по проекту Голланда, у которого в готовом виде приобрели «Фультон» («Сом»). У американского предпринимателя Лэка Морское ведомство купило лодку «Протектор» («Осётр»), по его типу фирма обязалась построить ещё пять кораблей со сборкой в Либаве. Наконец, три лодки (типа «Карп») заказали в Германии компании «Крупп», подарившее по этому случаю России маленькую опытную лодку «Форель».

Особого внимания заслуживает опыт создания крупных вспомогательных судов специальной постройки. Так, в 1900 г. были заказаны учебное судно «Океан» для подготовки котельных и машинных команд и транспорт «Камчатка» (7200 т) для перевозки войск и угля. В 1904 г. «Камчатку» оборудовали плавучей мастерской для 2-й эскадры флота Тихого океана, в качестве которой она принесла большую пользу на переходе.

Во время русско-японской войны были приобретены несколько быстроходных грузопассажирских судов, мобилизованы и зафрахтованы различные транспорты. Часть из них переоборудовало вспомогательные крейсера, в том числе -носители аэростатов («Русь»), другие - в госпитальные суда, плавучие мастерские, вооруженные транспорты.

3.Технические особенности русских и японских кораблей.

3.1.1 Особенности японских кораблей.

Основные 12 японских ударных кораблей вошли в строй с 1897 по 1902 год(«Ниссин» и «Кассуга» в 1904,но и куплены они были сверх плана судостроительной программы). Это означает,что экипажи успели в полной мере освоить их,при этом механизмы не успели износиться, а корпус не был сильно повреждён коррозией. Кроме того, все 12/14 кораблей имели очень хорошую броневую защиту, современную артиллерию(количество типов 12'' и 8'' орудия ГК броненосцев и броненосных крейсеров не превышало 2-сравните с разнообразием русских орудий ГК), высокую скорость,что позволяло I боевому отряду(6 броненосцев,затем 4 броненосца и «Ниссин» и «Кассуга») развивать в бою 15-16 узлов,а II(6 броненосных крейсеров) все 18. Для сравнения,крейсерский ход I Тихоокеанской эскадры не превышал 13 узлов(ограничивалась тихоходными «Полтавами»),а II эскадры 9 узлов(тихоходными были большинство русских кораблей линии). Это позволяло японцам успешно выполнять обхват голова русской колонны(т.н. «Crossing T»), буквально засыпая головные корабли фугасными снарядами и минимизирую ущерб свои потери.