Смекни!
smekni.com

Чаадаев в глазах современников (стр. 2 из 4)

Если говорить обобщенно, то вся переписка П.Я. этих лет касается в основном вопросов личных, семейных, не связанных с общественно-политическими событиями того времени. Тем не менее в этих письмах проявляется страсть Чаадаева к беседам, зачастую пустым, в чем он сам признается в письме к брату Михаилу 25 марта 1820 года.

По старой армейской традиции, Чаадаев частенько рассказывает в письмах о курьезных случаях, происшедших на службе, или пересказывает свежие сплетни.

ЗАГРАНИЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Во время путешествия П.Я. регулярно переписывается с братом,с друзьями. Несмотря на все трудности доставки, вызванные постоянно меняющимися адресами странника, описание чего и является предметом переписки, она была достаточно активной и поддерживалась самим Чаадаевым, требовавшим от брата денег в каждом письме.

Пересылка писем, денег или книг сопровождалась отдельными посланиями посредников друг к другу; остается лишь удивляться сколько сил, бумаги и чернил ими на это затрачивалось. И все же деньги П.Я. регулярно получал и молниеносно тратил, что позволило ему объехать всю Европу, жить безбедно в Лондоне, Париже, Берне,Женеве, Милане, Карлсбаде и Дрездене, пополнять свою обширную библиотеку. Нет сомнений, во время путешествия Чаадаев получил массу впечатлений и информации к размышлению, в эти годы зародился новый, религиозный философски-исторический взгляд на мир.

Тем не менее, в письмах об этом ни слова, Чаадаеве обременял себя подробным описанием пунктов путешествия и не делился впечатлениями, безусловно яркими, ограничиваясь сухими сообщениями о маршруте своего вояжа и происшедших встречах.

Что же потянуло молодого Чаадаева, вышедшего в отставку, и решившего посмотреть на мир, направиться именно в Западную Европу?

Конечно, Европа это Старый свет, сердце всего мира, духовное его сосредоточие и идейный полюс, но Чаадаева, охваченного в те годы просветительскими, рационалистическими и свободолюбивыми воззрениями, привлекала та атмосфера, в которой творили и мыслили философы Кант, Фихте, Шеллинг, Ламенне, философия которых весьма занимала тогда Чаадаева.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В МОСКВУ

ГОДЫ ОТШЕЛЬНИЧЕСТВА

ПИСЬМА 1827-1856 гг.

После приезда в Москву в 1826 г.Чаадаев поселился во флигеле у друзей Левашевых, на Новой Басманной. Следующие пять лет,которые он провел здесь, были годами затворничества мыслителя. В этот период П.Я. активно занимался философскими исканиями,развивал свой религиозный взгляд на мир, зародившийся в странствиях по Европе, в чем немалую роль сыграли встречи с немецким философом Шеллингом, английским религиозным деятелем,миссионером Ч.Куком. На П.Я. также могли повлиять и идеи масонства, к которому он примкнул в 1814 г. в Кракове, и вплоть до 1821 года состоял в различных ложах. В масонстве соединились как мистическое, так и - особенно в России - радикальное рационалистически-вольнолюбивое направления.

Могло повлиять и воздействие близкого знакомого его молодости Д.Облеухова, впавшего к середине 20-х годов в совершеннейший мистицизм.

Однако главным импульсом к религиозным исканиям для Чаадаева был крах движения декабристов, что можно было рассматривать как результат несостоятельности их философски-политических убеждений.

И хоть такое направление развития воззрений начинало складываться ранее декабря 1825 года, восстание декабристов могло убедить Чаадаева в правильности выбранного им пути и обеспечило столь необходимый фактор случая, повода, сильного потрясения, дающий толчок к самовыражению в форме протеста, порицания или детального разбора причин и следствий случившегося.

В годы размышлений Чаадаев совсем не появлялся в свете, лишь изредка навещал своих друзей. 10 сентября он присутствовал на чтении "Бориса Годунова" у С.А.Соболевского, библиофила и биографа, друга А.С.Пушкина.

В 1827 г. Чаадаев общался с А.В.Якушкиной, женой декабриста,навещал ее и даже, по ее словам, пытался "обратить".

Примечательно посещение Чаадаева Грибоедовым в марте 1828 г.,когда тот вез из Ирана в Петербург Туркманчайский договор. Чаадаев в то время никого не пускал в свой флигель.

Эта встреча была весьма смело и с воображением описана Юрием Тыняновым в "Смерти Вазир-Мухтара". Современный исследователь Чаадаева В.В.Сапов считает нарисованный Тыняновым портрет П.Я.

искаженным. Мне же очень импонирует первая попытка художественного осмысления личности Чаадаева, его характера.

Тынянов лихо рисует образ Чаадаева - артиста, чудака и отшельника. Это помогает ему иронически отзываться о своих многочисленных недугах.

Он, как всегда, еще и угрюм, временами неприветлив. Для него характерны внезапные смены настроения. Он все время ошарашивает Грибоедова колким юмором и с интересом наблюдает за собеседником.

Грибоедов испытывает некоторую неловкость в разговоре с Чаадаевым еще и потому, что он "варварски" нарушил образ жизни П.Я., никого не принимающего, погруженного в работу. Тынянова пишет даже о "неуловимом сумасшедшем движении ускользнуть в соседнюю комнату", о том, как Чаадаев стоял "с выражением ужаса", увидев в своем жилище постороннего.

Тем не менее Чаадаев был не прочь изредка оторваться от угрюмых мыслей.

Итак, Чаадаев это время был чрезвычайно нелюдим и занят.

С.П.Жихарев письме к А.И.Тургеневу от 6 июля 1828 года сообщает о нем: "...Сидит один взаперти, читая и толкуя по-своему Библию и отцов церкви. Был один раз у Пушкиной (Е.Г) тотчас по ее приезде и после не ходит"(С.П.Жихарев Записки современника.М.,СПб.,1934,т.11.,с.428). 27 июня 1831 года А.И.Тургенев пишет брату Н.И.:

"...Одни приписывают его отшельничество глубокой меланхолии, но Мудров уверял меня, что ничего не бывало, что одно благочестие и отвращение от света и занятия религиозные причиною его дикости..."(Журнал министерства народного просвещения.1913,март,с.20).

В 1828 г. Чаадаев начинает работать над "Философическими письмами". Подготовительным материалом для них можно считать отдельные мысли и отрывки, которые Чаадаев записывал с конца 20-х годов. При умелом расположении, они встают в удивительно гармоничную систему, похожую на путевые заметки человека,странствующего по бескрайним просторам человеческой души.

Эти отрывки собрал воедино племянник и биограф Чаадаева М.И.Жихарев. Вот что он пишет о Чаадаевских записях: "Есть совершенно пустые заметки. Но есть и такие, и их довольное количество, которые <...> или драгоценны как отголосок времени,или, без запинки, могут быть названными гениальными по глубине и силе мысли, по верности и меткости суждения. Толстая тетрадь,озаглавленная "Fragments et pensees diversees 1828-1830",заключает в себе такие вещи, которые, мне кажется, никого не удивили бы, если бы попались на страницах паскалевых Pensees"(письмо к М.М.Стасюлевичу от 25 ноября 1870 г.); "Редкое из того,что им написано, не блещет какой-нибудь оригинальной, весьма часто гениальной мыслью <...> В числе его писаний есть отрывочные мысли и изречения, в которых почти всегда глубина и верность наблюдения изумительны. Их, без затруднения можно поставить рядом с произведениями в том же роде Вовенарга, Ларошфуко, Паскаля и первого Наполеона; множество им разбросанных в разных местах, и часто мимоходом, мыслей, догадок и примечаний о внутреннем смысле русской истории в различных ее периодах, о характерных общих чертах ее физиономии еще до сих пор составляют поле совершенно непочатое и не разработанное"(Вестник Европы,1871,}9,с.38).

По жанру к этим записям довольно тесно примыкают многие его заметки на книгах, поэтому можно предположить, что отрывки рождались у Чаадаева в процессе чтения.

Вернемся к ФП. Что же побудило П.Я. взяться за них? Был ли случайным его адресат? Появились ли бы они, если бы не Е.Д.Панова?

В 1827-1828 годах П.Я. вплотную подошел к проблеме создания своей системы взглядов и, вероятно, в начале 1829 года его идеи уже могли выплеснуться на бумагу и открыться современникам, для этого требовался лишь повод. Однако, посмотрим, что могло толкнуть Чаадаева к столь откровенной и серьезной беседе с дамой. Кстати,действительно ли с дамой? Однозначно, Чаадаев с самого начала обращался не только к ней.

О знакомстве П.Я. с Е.Д.Пановой сохранилось свидетельство М.Н.Лонгинова, вероятно, записавшего это со слов самого Чаадаева:

"Они встретились нечаянно. Чаадаев увидел существо, томившееся пустотой окружавшей среды, бессознательно понимавшее, что жизнь его чем-то извращена, инстинктивно искавшее выхода из заколдованного круга душившей его среды. Чаадаев не мог не принять участия в этой женщине; он был увлечен непреодолимым желанием подать ей руку помощи, объяснить ей чего именно ей не доставало, к чему она стремилась невольно, не определяя себе точно цели. Дом этой женщины был почти единственным привлекательным местом, и откровенные беседы с ней проливали в сердце Чаадаева то отраду,которая была неразлучна с обществом милой женщины, искренно предающейся чувству дружбы"(Русский Вестник, 1862,}11,с.141-142).

Могло ли сострадание к этой женщине разбудить в Чаадаеве желание поделиться с нею самыми сокровенными и постоянно волнующими его мыслями? Вполне возможно, что ни будь Чаадаев столь взволнован судьбой своей нечаянной знакомой он, несмотря на явное желание, и не решился бы изложить свои взгляды на бумаге. Ведь оставалось еще два года до момента, когда Чаадаев стал искать собеседников чтобы поведать им свою систему.

Но, очевидно, он понимал с самого начала работы над ФП, что они будут читаться не только Е.Д. Пановой, но и, помимо того, что в то время многие письма копировались и читались множеством людей,вызовут огромный резонанс в обществе. Кроме того Чаадаев говорил,что "если эти письма увидят свет, в них непременно усмотрят парадоксы".

Поэтому он, прежде чем переслать письма Пановой, дает их своим близким друзьям, чтобы они дали оценку долгим трудам. Весной 1830 года ФП читает М.Я.Мудров, в июне того же года А.С.Пушкин и М.П.Погодин, в июле 1831 г. П.А.Вяземский и И.А.Тургенев. Надо отдать им должное, они смогли поддержать Чаадаева, который в ту пору был обуреваем тяжелыми сомнениями насчет работы. А.С.Пушкин предложил даже свои посреднические услуги в публикации писем. Надо заметить, что в 1831 году, Чаадаев уже горел желанием напечатать их, чего нельзя сказать об издании 1836 года.