Курсовая работа
Традиционный ислам как образ жизни в современном мире
Оглавление
Введение
1. Роль мусульманского права в формировании образа жизни мусульман
1.1 Источники права
1.2 Основные отрасли мусульманского права
2. Ислам в эпоху глобализации
2.1 История взаимоотношений исламского мира и Европы
2.2 "Исламская Франция": пример локальной интеграции в глобальном мире
2.3 Социально- психологические аспекты жизни мусульман в немусульманской стране
3. Россия и исламский мир
3.1 Эволюция национальной политики: от СССР к РФ
3.2 Проблемы исламской инфраструктуры
4. Освещение ислама в российских и мировых СМИ
4.1 Объяснение истинного значения понятия "шахид"
4.2 Правовое регулирование отношений мусульман со СМИ
Заключение
Список литературы и источников
Приложение
мусульманский право исламский интеграция
Введение
Актуальность темы курсовой работы.
Ислам — не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования и обрядовую практику, которые находят свое место в широком контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов и преданности своим общинам.
В современном мире исламский фактор играет огромную роль не только в культурном плане, но и в политическом, юридическом и экономическом. "Одной из ярчайших особенностей современного ислама, - пишет М.Хатами в своей книге "Ислам, диалог и гражданское общество",- выступает его готовность к диалогу. Речь может и должна идти о диалоге цивилизаций, о диалоге между Востоком и Западом, о толерантном взаимоотношении культур в наступившей эпохе. Мусульмане, призывающие к диалогу цивилизаций, сами являются носителями мощной цивилизации и богатой культуры. Они понимают отношения между людьми как отношения, основанные не насилие и принуждении, а на разумном подходе и диалоге. Диалог цивилизаций означает равенство народов и государств".
Необходимо понимать, что между исламской цивилизацией или, точнее сказать, цивилизаций мусульман и нашей сегодняшней жизнью находится так называемая "западная цивилизация", на счету которой немало достижений и чьи последствия, особенно для тех, кто живёт за пределами западного мира, бессчетны. Наша эпоха – это эпоха преобладания западной культуры и цивилизации, что необходимо ясно осознавать. Однако для того, чтобы осознание было эффективным и полезным, необходимо пойти дальше просто поверхностного понимания этой цивилизации и постичь её теоретические начала и основополагающие ценности. Столь же необходимо и встречное движение. Общеизвестно, что последователи исламской религии являются одними из наиболее консервативных. За последние десятилетия, вступив в эпоху глобальных связей и интеграционных процессов, безусловно, образ жизни мусульман изменился. В своей работе я хотела рассмотреть, как на образ жизни обычных мусульман влияют такие факторы современной жизни как миграции, интернет, СМИ и информационная война, конфликты и прочее.
Данная тема является очень актуальной ввиду политический событий, имевших место за последние 20 лет. На мой взгляд, множество граждан нашей стране не знают истинного лица ислама. Традиционного ислама. СМИ мира и России обвиняют религию мусульман во многих проблемах современности, что является откровенной клеветой. Радикальные экстремисты, корумпированные службы и просто бандиты используют ислам как маску и прикрытие для их нелегальной, криминальной деятельности.
В своей работе я пытаюсь раскрыть так называемое понятие "исламский терроризм" и доказать, что понятие "шахид" имеет отличный смысл от того, в каком контексте его используют СМИ в России и мире. Особенно этот пункт актуален ввиду событий в московском метро в конце марта 2010 года.
Целью работы является изучить положение современного мусульманского общества в нашей стране и в мире в целом; выявить проблемы, волнующие, как и самих мусульман, так и окружающее их общество на фоне появившихся новых возможностей в эпоху глобальной интеграции. Так же рассмотреть, как мусульмане адаптируются в немусульманском обществе, странах Европы; а также какие причины являются основными для их миграции из мусульманских стран. Хочу отметить, что рассмотрела ситуацию в нашей стране более подробно, т.к. Российская Федерация объективно является уникальной страной с точки зрения многосотлетнего опыта проживания на одной территории приверженцев многих религий.
Таким образом, объектом исследования является современное мусульманское сообщество, приверженцы традиционного, фундаментального ислама; имеющее в себе, как и множество противоречий, так и уникальные и специфические черты, которые уникально вписываются в настоящие рамки современного мира. Предметом исследования является жизнь мусульманского сообщества за пределами привычной цивилизации (за рубежом, в частности в странах Европы), а также в РФ, где мусульманский этнос является вторым по величине.
Теоретические и методологические основы концептуализации ислама, мусульманского образа жизни были созданы в работах как зарубежных, так и отечественных мыслителей. Основой для теоретического анализа послужили работы Л. Р.Сюкияйнена, Р.И.Гайнутдина, Я. Н.Щапова,И. А.Крывилева, И.Миннуллина, Dr. H.U. Rahman ,Faraz Rabbani.Nuh Ha Min Keller и других авторов. А также Коран в переводе его смыслов Э.Кулиева (характерной особенностью перевода смыслов является максимальная близость к арабскому тексту, но не в ущерб смыслу и легкости понимания написанного). В ходе написания курсовой работы были использованы материалы конференции "Россия -исламский мир: партнёрство во имя стабильности"(24.09.2010),где мне выпала честь присутствовать в качестве слушателя. Также нормативно правовые акты РФ были изучены в рамках написания работы.
Однако, так как выбранная мной тема является многогранной и многоаспкектной, она остается до сих пор недостаточно изученной.
1. Роль мусульманского права в формировании образа жизни мусульман
1.1 Источники права
Мусульманское право (фикх) регулирует все сферы жизни человека, включая мораль.
ФИКХ (от арабского الفقه – "знание") – комплекс представлений о юридических нормах, а также правилах поведения мусульман. Носители этого знания – факихи ("знающие"), богословы-законоведы, знатоки богословских наук.
Основными источниками фикха – "корнями фикха" (جذور الفقه) являются:
1. Священный Коран;
2. Сунна пророка Мухаммада;
3. Иджма – единогласное мнение (консенсус) выдающихся правоведов одного временного периода по какому-либо вопросу, на который в Священном Коране и Сунне нет ясного ответа;
4. Кыяс – суждение по аналогии, когда решение выносится на основе сравнения модели решаемого вопроса с ранее решенным похожим.
Окончательное формирование ал-фикха — юриспруденции в качестве самостоятельной дисциплины в первой половине 10 в. и его соотношение с теоретическим богословием (‘илм ал-калам). Совпадение ряда идейно-теоретических посылок обеих дисциплин и острое соперничество между их представителями. Понимание ал-фикха как ‘илм ал-фуру‘ — науки о "практических" (регулирующих поведение людей) нормах шари‘ата двух категорий:
1) определяющих религиозные обязанности мусульман (ал-‘ибадam);
2) регулирующих отношения между людьми (ал-му‘амалат).
Подтверждение мы находим в Коране (2:177)
لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِر وَالْمَلآئِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَى حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّآئِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُواْ وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاء والضَّرَّاء وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ
"Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные."
Следовательно, Ал-Фикх — мусульманское право в широком смысле.