Размер базовой пенсии устанавливается государством в твердой сумме и дифференцируется в зависимости от категории пенсионеров. Он зависит от возраста (более высокий для лиц, достигших 80 лет), от степени ограничения способности к трудовой деятельности (более высокий для инвалидов первой группы), от наличия нетрудоспособных иждивенцев (наиболее высокий при 3-х и более иждивенцах). Страховая часть пенсии по старости определяется путем деления размера средств на индивидуальном пенсионном счете пенсионера на определяемое на основе актуарных расчетов количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсий ("период дожития").Накопительная часть пенсии определяется путем деления суммы накопленного пенсионного капитала на специальной части индивидуального счета пенсионера на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсий по старости, применяемого для расчета накопительной части трудовой пенсии. Эта часть пенсии наследуется. Накопительная часть трудовой пенсии будет выплачиваться с 2013 года. Для лиц, которые будут выходить на пенсию до этой даты, введение накопительной составляющей не предусмотрено.
Финансирование новой конструкции пенсионной системы осуществляется следующим образом: половина (14 %) пенсионного взноса, равного в целом 28 % фонда начисленной заработной платы, направляется в бюджет для выплаты базовой пенсии; 12% предназначено для финансирования страховой части трудовой пенсии, эти активы не инвестируются и подлежат выплате сегодняшним пенсионерам; от 2 до 6 % (к 2010 году) пенсионного взноса перечисляется в Пенсионный фонд для формирования накопительной части трудовой пенсии. Эти средства должны накапливаться и инвестироваться в соответствии с законом, который еще не принят.Новая конструкция пенсионной системы рассчитана на возрастные когорты моложе 50 лет, для нынешних пенсионеров и работников 50 лет и старше пенсионная система остается прежней. Таким образом, по меньшей мере в течение тридцати лет будут действовать две системы. С 1 января 2002 года производится оценка пенсионных прав работников путем их конвертации (преобразования) в расчетные пенсионные средства.
Естественно, что вокруг новых законодательных положений развернулись дебаты, они критикуются и «за чрезмерный радикализм» и за «недостаточную смелость».Как известно, уровень развитости и эффективности пенсионной системы зависит, во-первых, от внешних условий, связанных с функционированием экономики в целом, а также ее финансовых страховых институтов и, во-вторых, от параметров самой пенсионной системы (ее структуры и организации, прежде всего - ее собственных финансовых механизмов). Что касается конструкции самой пенсионной системы (в мире насчитывается до 168 вариантов различных пенсионных схем), то российский вариант не лучше и не хуже многих других, его конструкция весьма близка к шведскому варианту. Это попытка создания многоукладной модели со смешанным финансированием, сочетающей элементы перераспределительной и накопительной систем социального и личного страхования. Основные проблемные узлы российской пенсионной системы находятся, как представляется, вне ее организационной структуры.
Пенсионная реформа не решает основной задачи - обеспечение даже не достойного, а более или менее приемлемого уровня жизни пенсионеров. В отличие от других стран мира, подавляющее большинство пенсионеров в России попадает в категорию бедного населения. Достаточно сказать, что средний размер пенсии в стране фактически равен величине прожиточного минимума пенсионера.
Сегодня сужаются возможности пенсионеров воспользоваться альтернативными денежными и материальными источниками доходов, включая трудоустройство и получение иных (кроме пенсий) благ и услуг (например, бесплатные лекарства, низкая плата за жилищно-коммунальные услуги). Серьезным фактором в поддержке жизненного уровня пенсионеров в 90-е годы были полученные ранее квартира и накопленное имущество. Источником жизненных средств для трудоспособных пенсионеров остаются земельные участки.
Вполне очевидно, что решить проблемы повышения жизненного уровня пенсионеров нельзя даже самой совершенной в организационном плане пенсионной реформой. Главный путь решения -- в изменении экономических условий. По имеющимся оценкам, при повышении заработной платы до уровня 27 - 30 % ВВП и 55 - 60 % всех доходов существовавшая до 2002 года пенсионная система могла бы функционировать без особых осложнений. Более того, в этом случае (при резком уменьшении «теневой» составляющей заработной платы) речь могла бы идти и о сокращении взносов в ПРФ работодателей и об увеличении страховых взносов работников.
Пенсионная реформа не предполагает введения пенсионных взносов работников (отменен даже пенсионный взнос, равный 1 % заработка). С этим можно согласиться, учитывая низкий уровень заработной платы.
В ходе пенсионной реформы даже не ставится задача смягчить переход к рынку для поколений, которые в прошлом были лишены возможности достичь материального благосостояния, достаточного для обеспечения старости, и тем более не имеют такой возможности сегодня. Напротив, вся тяжесть переходного периода возлагается на население пенсионного и пред пенсионного возраста.
Пенсионные реформы имеют цену, и вопрос заключается в том, кто и когда платит, насколько открыто или, напротив, замаскировано они проводятся. Проблема перехода - наиболее сложный вопрос для всех реформ пенсионных систем. Всегда встает вопрос «кто должен платить за переход», поскольку введение в том или ином размере накопительной части всегда означает вычет из пенсионных средств текущего периода, определенное время необходимо финансировать и содержание нынешних пенсионеров, и накопительные взносы.
Почти во всех пенсионных реформах, там, где осуществляется переход к накопительным схемам, защищаются права более старых работников и пенсионеров. Правительства часто использовали долговое финансирование перехода к новой системе или доходы от приватизации (Перу, Уругвай, Мексика, Польша). Широко применялись различные формы прямых и косвенных компенсаций работникам и пенсионерам. В России этот вопрос даже не ставится. Пенсионная система для нынешних пенсионеров остается распределительной, но она значительно ослабляется в финансовом отношении выводом из нее сначала 2, а к 2009 году - 6 % взносов от фонда заработной платы. Эти средства пойдут будущим пенсионерам, но будут вычтены из доходов нынешних.
Несмотря на провозглашение страховых принципов, государство полностью оставляет за собой определение величины пенсий. Сам порядок перерасчета накопленных пенсионных прав предполагает сокращение пенсионных обязательств государства перед нынешними пенсионерами и лицами пред пенсионного возраста (имеется в виду исчисление пенсии на основе индивидуального коэффициента пенсионера).Один из коэффициентов, на основе которых производится перерасчет, представляет собой соотношение среднемесячного заработка пенсионера за период, из которого исчисляется пенсия, и среднемесячной заработной платы в стране за этот же период. Однако в качестве среднемесячной заработной платы берется не ее фактическая величина, а некое значение, рассчитываемое на основе суммы поступивших в ПФР взносов. Другими словами, расчетный фонд оплаты труда определяется на основе данных ПФР о поступивших текущих страховых взносах в фонд. Лысенко Е.Н. Накопительная система в обязательном пенсионном страховании // Финансы. - 2005. - №11. - С. 61 - 62.Обязательства государства по выплате пенсий четко не определены. Полномочия по установлению пенсий сегодня делегируются Правительству, поэтому будущую пенсию нынешним пенсионерам предвидеть невозможно. В современных пенсионных системах зарубежных стран обязательства государства установлены законодательно.
Пенсионная реформа широко не обсуждалась, не разъяснялась и не пропагандировалась. Венгрия и Польша, например, провели активные общественные кампании с обращением к различным слоям населения. В Чили министр труда, осуществлявший реформу, еженедельно выступал по радио и телевидению с разъяснением целей реформы и агитацией за нее.
Как показывает мировой опыт, успешные пенсионные реформы всегда являются результатом общественного согласия по поводу распределительных отношений, а также по формам и способам проведения реформ. Перестроить пенсионную систему, не затрагивая всего круга фундаментальных социально-экономических составляющих жизни общества, невозможно. Пенсионная реформа должна быть связана с реформой всей сферы распределительных отношений, прежде всего, оплаты труда.
2.2 Основные направления реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации