Смекни!
smekni.com

Глобализация как социокультурный феномен и ее проявления в России (стр. 2 из 8)

1.1.2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Для экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, снижение налогов на прибыль предприятий, простота перемещения отраслей промышленности между различными государствами в интересах уменьшения издержек на труд и природные ресурсы, а также:

- Развитые и развивающиеся страны неуклонно сближаются по уровню зарплат, цен на товары и прибыльности предприятий;

- Растёт число и размер слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, которые сопровождаются радикальной реструктуризацией и уменьшением количества занятой рабочей силы;

- Тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности компаний специализированным компаниям. Особое значение имеет аутсорсинг из развитых стран в развивающиеся, который приводит к сокращению занятости в развитых странах и росту занятости и доходов в развивающихся странах;

- Быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря интернету, тенденция к большей открытости предприятий;

- Большое значение фондовых бирж и тех «финансовых инструментов», которыми они торгуют — акций предприятий и паевых фондов, товарных фьючерсов;

- Влияние немногих национальных валют через международную систему свободного валютного обмена на экономические процессы в самых разных странах;

- Увеличение потребительских кредитов как площадки для дальнейшего роста потребления. С другой стороны невозможность поддержания среднего жизненного уровня без привлечения кредитов;

- Мощный поток рекламы во всех средствах массовой информации, размывание чётких различий между информацией и рекламой;

- Растущее расслоение по доходам как в развитых, так и в развивающихся странах, на которое сильно влияет неравный доступ населения к образованию;

- Стирание национальной принадлежности продукции;

- Усиление роли транснациональных компаний.

1.1.3. ГЛОБАДИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

1.1.4. АМЕРИКАНИЗАЦИЯ

Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся в XX веке значением США в мире. Американский Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. Именно в США берут своё начало такие мировые корпорации, как Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. Американская сеть быстрого питания McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, британский журнал The Economist даже анализирует покупательную способность разных валют (Индекс Биг-Мака).

Однако другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.[1]

1.2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Обычно под глобализацией понимают объективный процесс возрастания и концентрации капитала, которому все теснее и теснее становится в рамках отдельных государств, ведущий в конечном счете к формированию единой всемирной экономики.

Действительно, глобализация связана и во многом обусловлена этими процессами. Однако при таком подходе учитывается лишь экономическая сторона этой проблемы и оставляется в тени более фундаментальная основа глобализации, из которой проистекают и ее экономические характеристики.

Прежде всего, следует отметить, что процесс глобализации и глобальные проблемы, вставшие перед человечеством, хотя и тесно между собой связаны, но это далеко не одно и то же. Если глобальные проблемы порождены противоречием между обществом и природой, то процесс глобализации касается, прежде всего, внутреннего состояния общества, его постоянного движения по пути единства во всемирном масштабе. Разумеется, и процесс глобализации, и глобальные проблемы во многом обусловлены состоянием и влиянием уровня развития материального производства, но это влияние в одном отношении ведет к углублению противоречия общества с природой, а во втором обеспечивает сближение и объединение народов и государств внутри самого сообщества. С одной стороны, глобальные проблемы, вставшие ныне перед человечеством, оказывают влияние на процесс глобализации мира и пути его развития. С другой же стороны, и глобальные проблемы, и процесс глобализации развиваются по присущим им специфическим законам.

Глобальные проблемы - результат относительной самостоятельности общества по отношению к природе, его обратного влияния на нее. Процесс же глобализации, в конечном счете, коренится в его естественном состоянии, в единстве и целостности человечества как своеобразном природно-социальном организме, который растет, развивается и в процессе развития усиливает свое единство и целостность. И это естественно, так как общество - это не некий конгломерат индивидов, племен, наций, народностей, а целостный социально-природный организм, которому объективно нужна не только организованность, но и гармоничность, и планомерность развития.

Глобализация - новый, более высокий этап на пути реализации естественноисторической тенденции к объединению человечества в условиях промышленной и постпромышленной цивилизации. Известно, что каждому способу производства общественной жизни соответствует не только определенная социально-экономическая и политическая структура внутри отдельных стран, но также и определенные этнические общности, а равно и отношения между ними. Так, период собирательства характеризовался первобытнообщинными отношениями внутри социальных общностей и наличием родов, племен и народностей, основанных на кровном родстве, между которыми велись беспрерывные столкновения и войны. Переход к земледельческой цивилизации был ознаменован не только утверждением рабовладельческих и феодальных отношений внутри государств, но и появлением народностей, других этнических образований, могущественных империй, основанных главным образом на силе. Промышленная цивилизация означала новый шаг на этом пути. Она привела к появлению капиталистических отношений, а в международных рамках - к образованию нации и преимущественно национальных государств и распаду империи. Постпромышленная цивилизация также приведет к изменению не только внутренних, но и международных отношений.

Носителем и выразителем господства и подчинения одних народов другим выступают США и государства так называемого "золотого миллиарда". Нынешняя политика империалистических кругов Запада есть продолжение и развитие агрессивного характера промышленной цивилизации. Промышленная цивилизация и возникший на ее основе капиталистический строй по самой своей сути носит агрессивный характер. Этот агрессивный характер и находит свое проявление в действиях НАТО. Агрессивность промышленной цивилизации начала проявляться еще в процессе Великих географических открытий, в результате которых не Восток открыл Запад и Америку, а Запад - Восток, хотя, как известно, в странах Востока - Китае и Индии существовали древние развитые цивилизации.

Особенно ярко агрессивная природа промышленной цивилизации нашла свое проявление в создании колониальной системы империализма, в нашествиях Наполеона и Гитлера на Россию, в двух мировых войнах, в утверждении фашизма в целом ряде стран Европы и т. д. Кстати, теперь некоторые пытаются доказать, что и в России могут возникнуть фашистские порядки. Но ведь фашизм - это теория и практика мирового господства, теория и практика ненависти и истребления других народов во имя якобы высшей расы. Ничего подобного в России не было и не может быть.

Агрессивность промышленной цивилизации и возникшего на ее основе капиталистического строя заложена в самой ее основе, так как она базируется не на природных, а на искусственных компонентах и поэтому, как никакая иная, нуждается для своего функционирования и развития в источниках сырья и рынках сбыта.

В последнее время агрессивность промышленной цивилизации и, прежде всего, стран НАТО усилилась в результате, по крайней мере, двух обстоятельств. Прежде всего, это произошло в результате распада СССР и ослабления России.

Второе обстоятельство связано с обострением глобальных проблем, которые особенно дают о себе знать в странах Запада. И если раньше агрессивность западной цивилизации обуславливалась необходимостью преодоления динамического равновесия между обществом в целом и природной средой, то теперь эта агрессивность усиливается необходимостью преодоления обострившегося неравновесия между искусственной средой, созданной самим человеком, и окружающей природой. Перед воспаленным взором западного предпринимателя светом зеленого светофора еще горят цифры: Россия сегодня - это 30% мировых запасов угля, 40% - нефти, 45% - газа, 44% - железных руд, 30% - мировой добычи драгоценных камней… [2]