3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;
5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
8) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
9) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
10) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц;
11) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. На необходимость установления этих фактов обращено внимание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14.02.2000 № 7. Как отмечает В.П. Божьев, возможность несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими из-за отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, устанавливается путем постановки на разрешение психолого-психиатрической экспертизы следуюших вопросов: «Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством»; «Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством»; «Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и обшественную опасность своих действий либо руководить ими и, если мог, то в какой мере?»[39]
Заметим, что в зависимости от обстоятельств следует назначать комплексную судебную психолого-психиатрическую, медико-психологическую либо судебно-психиатрическую экспертизу.
В силу умственной отсталости, не связанной с психическим расстройством, несовершеннолетний обвиняемый может неверно оценивать свои действия и обстоятельства, контролировать свои поступки. В таких случаях, как правило, должна назначаться психолого-психиатрическая экспертиза. Нередко на практике сложно оценить природу отставания в психическом развитии подростка. Оно может быть вызвано как в силу педагогической запущенности, так и в силу факторов социального, психиатрического или иного медицинского характера.
Учитывая, что комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза максимально позволяет выявить отклонения в развитии несовершеннолетнего и причины такого отклонения, то наиболее часто назначается именно такой вид экспертизы[40].
Безусловно, в законе невозможно перечислить все факты и обстоятельства, которые необходимо исследовать в ходе производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего обвиняемого или подсудимого. Но правы и те ученые и практики, которые обращают внимание на то, что предмет доказывания не подлежит неоправданному расширению. Такое положение может повлечь затягивание расследования при выявлении фактов и обстоятельств, не имеющих существенного значения для уголовного дела, что с учетом возраста и психологических особенностей личности подсудимого недопустимо[41].
Выделяя производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в особый вид судопроизводства, законодатель придает большое значение установлению точного возраста несовершеннолетнего преступника. Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. С учетом требований, содержащихся в ст. 128 УПК РФ, лицо должно считаться достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. Причем день достижения того или иного возраста определяется в зависимости от того, какая возрастная группа(14, 16 или 18 лет) имеет уголовно-правовое или процессуальное значение.
Определение возраста со слов несовершеннолетнего недопустимо. Поэтому установление возраста должно происходить на основании свидетельства о рождении или общегражданского паспорта. Копия названных документов должна быть приобщена к делу только после того, как следователь осмотрел документ и убедился в его подлинности.
Пункт 2 ч. 1. УПК РФ указывает на необходимость установления условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности.
Установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности требуется для всестороннего изучения физического и психического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Суд обязан установить, состоял ли подсудимый на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел[42].
Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с его отношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению совершения иных преступлений и об ответственности родителей или воспитателей.
Что же входит в понятие условий жизни и воспитания несовершеннолетнего? Рассмотрим мнения на это счет различных авторов. Так, Н.И. Гуковская, А.И. Долгова, Г.М. Миньковский считают существенным выяснение:
а) объективных условий жизни семьи;
б) характеристики родителей и отношения их к воспитанию детей;
в) бытового окружения и связей подростка;
г) содержания воспитательной работы с несовершеннолетним по месту учебы (работы) и жительства;
д) характера мер, ранее принимавшихся компетентными органами по фактам неправильного поведения и правонарушений подростка[43].
Обращая внимание на то, что следователи не всегда в достаточной мере выясняют, надлежащим ли образом родители, опекуны или соответствующие учреждения осуществляли воспитание детей (или надзор за ними), если нет, то в чем это выразилось; явилось ли ненадлежащее воспитание детей (или отсутствие надзора) причиной совершения ими преступления; при каких обстоятельствах дети оказались вне контроля, надзора со стороны родителей, опекунов, соответствующих учреждений, в том числе и в день совершения преступления, и др. Ф. Багаутдинов считает, что было бы оправданным ввести в практику дачу следователем соответствующим органам и лицам указаний об обследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, совершившего преступление, по которому проводится расследование, с составлением акта для приобщения к уголовному делу. В настоящее время такие акты составляются, как правило, органами опеки и попечительства в связи с рассмотрением исков о лишении родительских прав, об отобрании ребенка и др[44].
Следует заметить, что приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»[45] от 26.11.2007 № 188 требует от прокуроров и изучать социальные и психологические характеристики обвиняемых, а также условия их жизни и воспитания, анализировать причины совершения несовершеннолетними преступлений, не утверждать обвинительное заключение, если по делу не приняты меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также если отсутствуют необходимые материалы об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, влиянии на него взрослых.
УПК РФ в ст. 421 называет в числе обстоятельств, подлежаших установлению, «иные особенности личности» несовершеннолетнего, но при этом не раскрывает содержания данного понятия. Мы согласны с мнением С.А. Луговцовой, которая считает, что «это влечет за собой не установление большинства значимых для исправления личностных свойств несовершеннолетнего обвиняемого, получение очень формальных и малосодержательных характеристик и справок»[46].
Коллектив авторов Научно-практического комментария к УПК РФ под редакцией В.М. Лебедева и В.П. Божьева считают, что под иными особенностями личности несовершеннолетнего, подлежащими установлению по уголовному делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 421, следует понимать такие особенности психики, как способность к абстрактному мышлению, возможность самостоятельной организации деятельности, социальный характер интересов и ценностей, ограниченность запаса общих сведений и знаний, примитивность интересов, несформированность морально-этических норм поведения, асоциальность установок и др.[47]
Представляется, что в целях единообразного понимания и применения норм закона в УПК РФ необходимо конкретизировать характеристику иных особенностей личности несовершеннолетнего.
Уголовно-процессуальный закон в ст. 421 при производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего требует установления меры влияния на него старших по возрасту лиц. Заметим, что Пленум Верховного Суда РФ также обращает внимание на необходимость тщательного выяснения характера взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий .
По мнению П.И. Нека, «с этой целью надо установить такие обстоятельства, как применение мер физического и психического воздействия на несовершеннолетнего (убеждение, запугивание, обман, подкуп, возбуждение низменных побуждений, распитие спиртных напитков, склонение к употреблению наркотиков и др.»[48].