В 1990-91 гг. были проведены денежные реформы, повышены оптовые цены промышленности, введен новый налог – налог с оборота. Но все эти меры не принесли ожидаемых результатов. В мае 1991 г. инициатива в макроэкономической политике перешла от союзного руководства к руководству РСФСР во главе с Ельциным Б.Н., который начал активную кампанию по привлечению советских предприятий под юрисдикцию РСФСР. ЦБ РФ начал самостоятельно, независимо от Госбанка СССР, кредитовать российское правительство и российские предприятия, что послужило началом перелома макроэкономической ситуации. Окончательный же перелом произошел весной 1991 г., когда союзные предприятия, перешедшие под юрисдикцию РСФСР (а таких было большинство), перестали перечислять налоги в союзный бюджет, лишив руководство СССР финансовой основы. Союзному руководству не оставалось ничего иного, как восполнять недостаток финансовых ресурсов с помощью кредитной эмиссии.
Конкуренция двух властей и последовавший провал попытки силового решения вопроса о власти (августовский путч 1991 г.) положил конец существованию СССР. Таким образом, действия руководства РСФСР нанесли смертельный удар финансовой и денежной системе СССР, а вслед за этим и его политическим структурам.
К концу 1991 г. прирост денежной массы составил 60,7 % ВВП РСФСР, что полностью уничтожило государственную торговлю, породило огромный дефицит бюджета. Валютные резервы практически полностью отсутствовали, что повлекло за собой банкротство Внешэкономбанка, появилась реальная угроза голода в крупных городах в связи с нарушением поставок в них продовольствия, предприятия перестали реагировать на административные приказы, резко повысилась социальная напряженность. Темпы инфляции составляли 11 % в месяц. Курс рубля продолжил свое падение по отношению к доллару США и в целом за год обесценился почти в 7 раз. В результате началось массовое бегство от национальной валюты, которое позже привело к эффекту валютного замещения – «долларизации» экономики России. Активность валютного рынка стала одним из самых неподавляемых источников российской инфляции.
Финансовый кризис 1985-1990 гг. был вызван как всей предшествовавшей политикой руководства СССР, так и популистской политикой Горбачева.
1.3. Становление и развитие денежно-кредитной системы России
Полная потеря управления экономикой потребовала от правительства восстановления элементарной макроэкономической сбалансированности, и первоочередной задачей стала стабилизация денежной системы, в целях которой в 1992 г. были объявлены либерализация цен и валюто-обменных операций. В действительности же произошел полный отпуск цен, и государство отказалось от их контроля. В то же время понятие либерализации цен подразумевает частичный отпуск цен под контролем государства. Так, в западно-европейских странах после Второй мировой войны цены контролировались со стороны государства еще в течение 10-15 лет, что позволило сохранить от обесценения доходы населения и предприятий и, следовательно, экономику в целом.
В России в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в 1,3 раза, а индекс потребительских цен – в 26 раз. 23 % населения (34 млн. чел.) имели доход ниже прожиточного уровня. Страна встала на грань гиперинфляции.
Резкому росту цен способствовал также денежный навес, образовавшийся еще в советское время. К началу 1992 г. денежная масса составляла 76,5 % ВВП, а уже к концу года вследствие роста цен этот показатель сократился до 15 %. Таким образом, денежный навес был ликвидирован за первые 4 месяца рыночных преобразований.
Однако инфляция не снизилась, что было обусловлено некорректной макроэкономической политикой Правительства РФ.
Основной задачей в рамках финансовой стабилизации было обеспечение бездефицитности федерального бюджета, которую, как известно, можно достичь двумя путями или их сочетанием: совершенствованием налоговой системы и путем заимствований. Однако, разрыв между расходами и доходами бюджета покрывался за счет дополнительной эмиссии денег.
В целях уменьшения денежной массы в обращении Центральный Банк ужесточил условия кредитования коммерческих банков (была повышена учетная ставка до 80 % и установлен лимит прироста кредитов Центробанка в размере 15 %). Если бы эти условия были выдержаны хотя бы в течение года, то темпы инфляции удалось бы снизить до 3-5 % в месяц. Но этого сделано не было. Эмиссия денег и прямых кредитов Центробанка в целях покрытия дефицита бюджета все продолжалась. Прирост кредитных ресурсов достиг 125 % по сравнению с запланированными 15 %. Дестабилизацию денежной системы усилило продолжавшее кредитование Центробанком государств рублевой зоны.
Массированное кредитование Центробанком коммерческих банков не имело никакого экономического обоснования. Его масштабы и отсутствие контроля над использованием полученных средств дают повод говорить о политических и даже криминальных мотивах. Именно в этот период была сформирована основная часть финансового состояния крупнейших банков России.
Наряду с денежно-кредитной политикой большое значение для экономики имеет политика обменного курса, которая является составной частью макроэкономической политикой любого государства. В России в условиях переходного периода существовала множественность валютных курсов, которая в июле 1992 г. была отменена. Был введен новый механизм определения обменного курса национальной валюты – единый официальный курс российского рубля к доллару США, который устанавливался по результатам торгов одной из восьми валютных бирж России – Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Однако этот механизм был непродуманным, поскольку на биржевые торги в целом приходилось до 20 % всех валютных операций. Оставались за пределами внимания 80 % валютных операций на внебиржевом рынке, а также динамика важнейших макроэкономических показателей, таких как ВВП и прирост денежной массы. Совершенно очевидно, что в результате использования такого механизма курс рубля был недостоверным, что предопределило его дальнейшее падение.
Либерализация валюто-обменных операций на фоне бесконтрольного неограниченного кредитования коммерческих банков и постоянного падения обменного курса рубля сделала чрезвычайно доходным и привлекательным валютный рынок. Доверие к рублю все больше падало, а к доллару возрастало, что привело к «долларизации экономики», что, по сути, означало утрату рублем функции денег. Доллар стал выполнять функции средства обмена, средства платежа (обращения), стоимостного эквивалента, средства сбережения. Валютный рынок был буквально атакован рублевой массой. Спрос на американскую валюту во много раз превышал предложение. В январе 1993 г. темпы инфляции составляли 2 % в день, соответственно 60 % в месяц и 720 % в год. Это означало, Россия вновь встала на грань гиперинфляции.
Активность валютного рынка привела к тому, что скорость обращения на нем денег стала постоянным источником российской инфляции, который свел на «нет» все усилия Центробанка по связыванию денежной массы.
Как известно, закон денежного обращения выражается следующей зависимостью:
M*V = P*Q
Исходя из этой зависимости совершенно очевидно, что, несмотря на снижение показателя денежной массы (М), рост скорости обращения денег (V) в условиях падения объемов производства (Q) будет толкать цены (Р) вверх.
Таким образом, обесценивание национальной российской валюты в начале рыночных преобразований было обусловлено:
- активностью валютного рынка;
- непродуманным механизмом установления курса рубля.
Падение курса рубля повлекло за собой катастрофические последствия – резкое снижение уровня жизни населения и взрывной рост неплатежей между предприятиями, который впоследствии перерастет в кризис неплатежей. Инфляция привела к обесценению средств не только населения, но и предприятий, которые стали закрываться.
Таким образом, непродуманная политика либерализации цен и валюто-обменных операций привели к инфляции, которая практически уничтожила промышленность России.
Еще одной из причин финансового кризиса стало противостояние правительства и Банка России в вопросах макроэкономической политики. Правительство заявляло о жестком курсе, Центробанк же в лице председателя Геращенко неуклонно продолжал активное кредитование коммерческих банков и государств рублевой зоны по всем направлениям.
«Вклад» правительства и Центробанка России в совокупную кредитную эмиссию и, соответственно, в российскую инфляцию представлен в таблице 1:
Таблица 1.
УЧАСТИЕ ДЕНЕЖНЫХ ВЛАСТЕЙ В СОВОКУПНОЙ КРЕДИТНОЙ ЭМИССИИ
Денежные власти | Доля в совокупной кредитной эмиссии | |
Лето 1992 | Осень 1992 | |
Правительство РФ | 49 % | 12 % |
Банк России | 51 % | 88 % |
В 1993 г. на пост вице-премьера вместо Е. Гайдара был назначен Б. Федоров, который внес существенный вклад в дело обуздания инфляции. К важнейшим мероприятиям в этой сфере можно отнести следующие:
- сокращение финансирования дефицита бюджета за счет привлечения кредитов Центробанка и внешних кредитов.
- начало не эмиссионного финансирования дефицита бюджета на основе выпуска государственных ценных бумаг (ГКО);
- оказание давления на руководство Центробанка с целью повышения учетной ставки до 200 и более %;
- ведение лимитов на прирост кредитов Центробанка;