Для Конституции СССР 1977 г. характерна преемственность положений об экономической системе социалистического общества, закрепленных в предшествующих конституциях. Так, к социалистической собственности ново конституционное законодательство кроме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности относило также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое для осуществления уставных задач. [29]
Конституция не выделяла специально собственность колхозного двора, как это было раньше.
Конституция СССР 1977 г. содержала также новый раздел «Государство и личность». Существенные изменения общественных отношений обусловили необходимость выдвижения на одно из первых мест в Основном Законе регулирование взаимоотношений государства и личности.[30]
Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; , новые гражданские права; право на обжалование действий должностных лиц; на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство гражданина; критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В Законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большой определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.
Принятие Конституции СССР 1977 г. определило сущность дальнейшего развития конституционного законодательства страны[31]. В соответствии с новым Основным Законом СССР в апреле — июне 1978 г. были приняты новые конституции союзных и автономных республик. Так, в апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта конституция, как и другие республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного Закона. В республиканских конституциях устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР). Само определение Союза ССР как «единого союзного многонационального государства» говорило о стремлении усилить федеральные централистические начала.
В декабре 1977 г. Верховный Совет СССР издал постановление о приведении законодательства в соответствие с конституционным порядком.
Верховным Советом СССР было принято несколько законов. Условно их можно разделить на три группы: законы о дополнительных гарантиях охраны прав граждан; законы, расширяющие участие трудящихся в управлении делами общества и государства; законы, расширяющие компетенцию Советов.
Одним из наиболее важных из первой группы законов является Закон о гражданстве, принятый в конце 1978 г[32]. Согласно этому закону, любой советский гражданин независимо от оснований и времени приобретения гражданства имеет равные с другими гражданами права, включая право быть избранным в любые органы власти. К этой же группе относятся законы, принятые в ноябре 1979 г. и определяющие полномочия, формы и методы работы прокуратуры, адвокатуры, Верховного суда СССР.
Важнейшим из второй группы законов является закон «О народном контроле в СССР» (ноябрь 1979 г). Здесь речь шла о дальнейшем расширении контроля трудящихся над всеми слагаемыми экономической и социальной жизни. Члены народного контроля избирались на общих собраниях трудовых коллективов открытым голосованием сроком на 2,5 года. Основными задачами народного контроля являлись: проверка выполнения государственных планов экономического и социального развития; совершенствование работы государственного аппарата; контроль за соблюдением должностными лицами советских законов при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан и т.д.
В третьей группе законов основным является закон «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов областей и автономных округов» (1980 г.). Здесь речь идет о предоставлении новых прав и возможностей органам местного самоуправления в крупных административно-территориальных единицах страны — краях, автономных областях и автономных округах.
Данная конституция – плод дальнейшей эволюции советского общества. Развитие экономики, политической организации нашли в ней свое отражение. В то же время основные принципы советского строя оставались незыблемыми и даже усиливались (подчеркивание руководящей и направляющей роли КПСС). Конечно же, это не могло способствовать развитию советского конституционного права. Конституция 1977 г. – последний доперестроечный акт конституционного законодательства.
5. Другие акты конституционного значения: Закон СССР «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации» от 26 апреля 1990 года
Закон состоял из 13 статей. К нему прилагалось также Постановление Верховного Совета СССР «О введение в действие Закона СССР «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации» от 26 апреля 1990 года состоящего из 6 пунктов. Данное Постановление вводило в действие настоящий закон с момента его опубликования (ст. 1). В пунктах 2-6 говорится о проведении Законодательства субъектов Федерации в соответствии с данным Законом. Постановление подписано Председателем Верховного Совета СССР А. Лукьяновым.[33]
Часть первая дает сами определения субъектов Закона (статья 1). Вторая часть – это обговаривание возможности выхода из СССР (ст. 2). К третьей части можно отнести статьи 3-5 – территория, производственно-экономическое устройство, отношения с иностранными государствами. Статьи 6-9 закрепляют сферы веденья СССР и союзных республик, возможность передача отдельных полномочии. Последняя часть (ст. 10-13) – разрешение споров и противоречий.[34]
Первая статья гласит, что Союз – это суверенное государство, соответственно предполагается верховенство государственной власти по отношению ко всем другим властям внутри страны и независимость от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики. А по форме государственного устройства, СССР является федерацией, т. е. государством, состоящим из субъектов федерации, которые обладают некоторыми признаками государства. Глава 8, Конституции 1977 года, «СССР – Союзное государство» дает следующее определение: Союз Советских Социалистических Республик – единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик.
Во второй статье Закона СССР «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации» и в статье 72 Конституции СССР 1977 года появляются явные противоречия с признаками федерации, а именно то, что для федерации не должно существовать сецессии, т.е. права свободного выхода из федерации, по сколько, таким образом, должно будет появиться новое государство. Важность данного элемента признака федерации признают разные юристы-ученые по-разному.
Статьи 3-5, Закона СССР «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации», оговаривает территориальный вопрос Союзной и Автономной республики (ст. 3). Для изменения территорий и соответственно границ требуется согласие республик и утверждение Союзом ССР. Интересна размытая формулировка: что именно понимать под Союзом ССР в это случае? Возможно, то, что раскрывает третья часть этой статьи: территориальные споры решаются в Совете Национальностей Верховного Совета СССР. Но все же для данного документа, вопрос об утверждении остается открытым. В Конституции 1977 года этот вопрос относился к исключительному ведению высших органов государственной власти и управления – статья 72 пункт 2, Конституции 1977 года.
Статья 4 Закона СССР «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации» полностью соответствует со статьями 77, 80, 81, 83 Конституции СССР 1977 года. В них закрепляются самостоятельность республик в комплексном экономическом и социальном развитии на своей территории, в рамках законодательных актов Союза ССР.
Статья 5 – о внешнеэкономической и дипломатической деятельности Союзных республик. Деятельность такого рода не должна «противоречить законам СССР и международным обязательствам СССР». По Конституции 1977 года это же закреплено в статье 80.
Последняя часть закона закрепляет полномочия и сферы веденья СССР «в лице высших органов государственной власти и управления». Сами сведенья ничем не знаменательны, а статья 6 Закона СССР «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации» практически полностью копирует статью 73 Конституции 1977 года. Здесь интересна статья 7 (Закон СССР «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации») повествующая нам о не возможности расширения полномочий СССР без согласия субъектов. А также статья 8, которой нет аналогов в Конституции 1977 года, она о предметах совместного веденья СССР и Союзных республик. В статье 9, так же в первые, устанавливается возможность передачи осуществления отдельных полномочий, путем заключения соглашения, как от СССР Союзной республике, так и наоборот.
Пятая и последняя логическая часть документа посвящена спорам и способам их разрешения. Закрепляется тот факт, что при возникновения противоречий в вопросе относящимся к сфере совместного веденья СССР и Союзной республики, право законодательного регулирования имеет Союзная республика.[35] А вопросы, связанные с интересами Автономных республик, регулируются по согласованию с ними – статья 10.