Смекни!
smekni.com

Виды и характеристика соучастников преступления в уголовном праве (стр. 1 из 4)

ПЛАН

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ

2.1 Объективные признаки соучастия в преступлении

2.2 Субъективные признаки соучастия в преступлении

3. ВИДЫ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

4.1 Исполнитель

4.2 Организатор преступления

4.3 Подстрекатель

4.4 Пособник

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. ВВЕДЕНИЕ

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований, социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций. Все вышесказанное относится к различным отраслям права, а к уголовному праву как ведущей отрасли права - вдвойне.

Институт соучастия в преступлении обоснованно признается одним из наиболее сложных в уголовном праве. На протяжении многих лет ему уделялось большое внимание в науке уголовного права, однако до настоящего времени вопрос о понятии соучастия нельзя назвать окончательно решенным. Еще в 1902 году видный русский ученный профессор Н. С. Таганцев писал, что учение о соучастии находится в хаотическом состоянии(1) . Более чем через 80 лет профессор Ф. Г. Бурчак констатирует, что вопрос о понятии соучастия, несмотря на многочисленную литературу, относится к числу спорных. Почти каждый автор, касавшийся проблемы соучастия, предлагал свое, пусть немного да отличающееся от других определение соучастия(2) .

Вместе с тем нельзя не отметить, что современная преступность в Украине характеризуется ростом числа преступлений, совершаемых в соучастии. Особую опасность для общества представляет организованная преступность, поскольку в структуре общества действуют организованно, сплоченно и целенаправленно криминальные объединения, которые препятствуют осуществлению не только уголовно-правовой, но и социально-экономической политики государства.

1. Русское уголовное право. Спб., 1902. Т. 1 С. 735

2. Бурчак Ф. Г. Соучастие: социальные, криминологические и правовые проблемы. К. 1986. С 92

Предлагаемая ниже тема - ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ - дает возможность разобраться в столь сложной и многогранной проблеме, как проблема уголовной ответственности за соучастие в преступлении.

2. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ 2.1 Статья 19 УК Украины определяет соучастие как умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления. Исходя из законодательного определения выделяют объективные и субъективные признаки соучастия в преступлении.

С объективной стороны соучастие характеризуется следующими признаками: 1) участием в совершении преступления двух или более лиц, т.е.

множественностью субъектов; 2) совместностью их действий либо бездействий.

2.2 Субъективная сторона соучастия заключается в умышленном характере совместной деятельности лиц (субъектов) , участвующих в совершении умышленного преступления. Речь идет не только о совместности действий, но и о совместности умысла всех участников. Каждый из них сознает, что совместно (сообща) с другими соучастниками совершает общественно опасное деяние и желает либо сознательно допускает совершение преступления в целом.

3. ВИДЫ СОУЧАСТНИКОВ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

Соучастниками называются лица, объединившиеся между собой для умышленного совместного совершения умышленного преступления. При совершении преступления роли, исполняемые соучастниками, могут быть как однородными, так и разнородными. Уголовное право Украины - ст. 19 УК различает следующие виды соучастников: - исполнитель (ч. 3 ст. 19 УК Украины) ; - организатор (ч. 4 ст. 19 УК Украины) ; - подстрекатель (ч. 5 ст. 19 УК Украины) ; - пособник (ч. 6 ст. 19 УК Украины) ; В основу деления соучастников на виды положена объективная роль, выполняемая каждым из них в совместно совершаемом преступлении.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

4.1 Под исполнителем уголовный закон (ст. 19 УК Украины) понимает лицо, непосредственно совершающее преступление, т.е. выполняющее действия (бездействия) , входящие в объективную сторону состава преступления. Следовательно, для того чтобы быть признанным исполнителем, соучастник должен выполнить полностью или хотя бы частично действия, входящие в объективную сторону состава преступления.

Однако следует сказать, что законодатель, описывая объективную сторону различных составов преступлений делает это не одинаково, использует различные приемы.

Ряд составов преступлений описан таким образом, что в законе указывается лишь на достижение определенного преступного результата. При этом пути достижения такого результата остаются за пределами состава преступления. Так, в ст. 101 УК Украины предусмотрена ответственность за причинение тяжкого телесного повреждения. Способы же причинения такого повреждения законодателем не указываются. Исходя из этого, соисполнителем такого преступления при наличии субъективных признаков будет признано лицо, которое принимало участие в применении к потерпевшему любого насилия (например, связывало, наносило удары) , а не только то, от непосредственного воздействия которого наступило тяжкое телесное повреждение.

В других случаях при описании объективной стороны состава преступления законодатель, напротив, отдает предпочтение обрисовке именно преступного действия либо описывает как действие, так и преступные последствия. Кроме этого, в уголовном праве некоторые составы преступлений описывают совершение не одного, а нескольких действий. Например, при насильственном грабеже один из соисполнителей может применять насилие к потерпевшему, а другой выполнять действия, направленные на завладение имуществом; при совершении изнасилования одно лицо может применять насилие к потерпевшей, а другое - совершать с ней половой акт. Как видно, действия таких лиц являются вовсе не однородными, а напротив, различны по своему характеру. В таких случаях для признания лица соисполнителем будет достаточно, чтобы оно выполнило хотя бы частично одно из этих действий.

В науке уголовного права вопрос о том, кого считать исполнителем преступления, является дискуссионным.

Представители субъективных теорий соучастия считают, что исполнителем является лицо, которое желает этого деяния как исполнитель, т.е. как собственное действие, объективные же формы участия в преступлении в расчет не принимаются. Эта теория соучастия получила наиболее широкое распространение в Германии. Как свидетельствуют Н. Ф. Кузнецова и Л. Вельцель, судебная практика Германии последовательно следует субъективной теории соучастия, согласно которой решающим является не объективный вклад соучастника в совершении преступления, а его " злая", "преступная воля", "желание соучастников деяния как своего или как чужого" (1) .

Как уже говорилось, в соответствии с ч. 3 ст. 19 УК Украины исполнитель определяется как лицо, непосредственно совершающее преступление. Однако совершение преступления посредством использования малолетнего либо невменяемого наукой уголовного права и судебной практикой также признается исполнением преступления независимо от той роли, которую фактически исполняло такое лицо в преступлении. Это же правило распространяется и на случаи, когда преступление совершается посредством использования лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу иных обстоятельств, предусмотренных уголовным законом Украины, например действовавшего в состоянии крайней необходимости. Очевидно, что здесь имеет место не посредственное, а опосредованое совершение преступления, а поэтому ч. 3 ст. 19 УК Украины видимо, нуждается в уточнении.

Для определения понятия исполнителя важным является вопрос об отграничении его от пособника, деяния которого характеризуются единством места и времени с исполнением преступления. Один из возникающих здесь вопросов связан с возможностью соисполнения в случаях, когда один из соисполнителей действует активно, а второй бездействует, хотя объективная сторона состава преступления описана как активные действия. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с ростом числа вымогательств. Нередко из группы вымогателей требования о передаче имущества и соответствующие угрозы высказывает лишь один из членов группы, остальные же какой-либо активности не проявляют, однако своим присутствием, внешним видом оказывают психическое воздействие на потерпевшего. Поскольку в приведенном примере объективная сторона состава преступления - вымогательства - описывается законодателем как активные действия, то соисполнение путем бездействия в таких случаях невозможно. При наличии субъективных признаков такие лица должны быть признаны пособниками.

1. (Кузнецова Н. Вельцель Л. Уголовное право ФРГ. М., 1980. С. 102) .

К этой проблеме близко примыкает и такой достаточно распространенный в судебной практике и дискуссионный в науке уголовного права вопрос, как квалификация действий "стояния на страже". В ряде стран наука уголовного права и судебная практика рассматривает такие действия как исполнение преступления. Так, уголовное право Японии признает такие действия соисполнительством, поскольку они устраняют факт, препятствующий выполнению преступного деяния и в "соединении с действиями исполнения преступления необходимы для реализации преступного деяния, а следовательно, они представляют собой не что иное, как действия совершения"(1) . Такого же мнения придерживается и судебная практика Франции. Так, по свидетельству А. Легаля, "с древних времен французский кассационный суд считает стояние на страже, действиями исполнения. Однако подобные выводы противоречат основным положениям объективной теории соучастия в преступлении. Лица, "стоящие на страже", не выполняют ни полностью, ни частично действий, входящих в объективную сторону состава преступления, а поэтому должны признаваться пособниками, а не соисполнителями преступлениями.