Смекни!
smekni.com

Расследование преступлений связанных с организованной преступностью (стр. 4 из 10)

Организатор, в частности руководитель, преступного сообщества (преступной организации) действует с целью совершения преступным сообществом (преступной организацией) либо объединением организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп тяжких или особо тяжких преступлений, а организатор указанного объединения - ещё и с целью разработки планов и условий совершения этих категорий преступлений.

Наказание по ч.1 ст.210 УК РФ - лишение свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

По ч.2 ст.210 УК РФ ответственность наступает за участие в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.

Участие в преступном сообществе (преступной организации) выражается во вступлении в него, состоящем в даче согласия быть участником этого сообщества и принятии на себя обязательств и функциональных обязанностей, возглавляемых организатором или руководителем сообщества. Это, в частности, подыскание жертв преступлений; разработка способов и приёмов совершения конкретных преступных деяний; установление контактов с должностными лицами государственных, в том числе правоохранительных, органов; совершение по заданию организатора, руководителя сообщества преступлений в виде испытания и проверки личных качеств и способностей.

Участие в такой форме преступного сообщества, как объединение организованных групп, созданного для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, аналогично участию в рассмотренной форме преступного сообщества.

Участие в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп заключается во вступлении в объединение и принятии как на себя лично, так и на всю представляемую организованную группу и её членов тех же обязательств и функциональных обязанностей, какие принимаются лицом, вступающим в преступное сообщество, а также разработка совместно с другими участниками объединения планов и условий для совершения тяжких преступлений.

Субъект преступления, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.210 УК РФ, - физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, выполняющее роль исполнителя, подстрекателя или пособника, а также являющееся участником объединения организованных групп или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп или организатора преступления или организатора организованной группы.

Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 210 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла и целями. Виновный осознаёт, что является участником преступного сообщества (преступной организации) и общественную опасность такого сообщества, и желает участвовать в нём. Участник объединения организованных групп, являющийся организатором или руководителем входящей в объединение организованной группы либо объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, являющийся организатором, руководителем или иным представителем организованной группы, осознаёт также свой статус организатора, руководителя или представителя организованной группы.

Участник преступного сообщества (преступной организации) и объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп действует с целью совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а указанного объединения - ещё и с целью разработки планов и условий совершения данных категорий преступлений.

Наказание по ч.2 ст.210 УК РФ - лишение свободы на срок от трёх до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Ч.3 ст.210 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак - совершение деяний, ответственность за которые установлена ч.1 или ч.2 этой статьи, лицом с использованием своего служебного положения.

Особенность этого квалифицированного состава преступления, отличающая его от рассмотренных составов преступлений, предусмотренных ч.1 и ч.2 УК РФ, - специальный субъект. Таковыми являются лица, статус которых определён в примечании к ст.285 и ч.1 примечания к ст.201 УК РФ. К ним, относятся: должностные лица, которыми "признаются лица, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации" (ч.1 примечания к ст.285 УК РФ); лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, под которыми "понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов"( ч.2 этого примечания); лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации, которыми считаются лица, занимающие должности, установленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (ч.3 данного примечания); государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (ч.4 примечания к ст.285 УК РФ), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Для наличия этого квалифицирующего признака необходимо, чтобы лицо, относящееся к любой из перечисленных категорий, совершило деяния, предусмотренные ч.1 или ч.2 ст.210 УК РФ, с использованием своего служебного положения.

Признаки, характеризующие объективную и субъективную стороны состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.210 УК РФ, совпадают с признаками, присущими соответствующим элементам составов преступлений, предусмотренных ч.1 или ч.2 ст.210 УУ РФ. Причём с субъективной стороны виновный, кроме того, осознаёт, что занимает то или иное из перечисленных служебных положений и совершает преступление с использованием этого положения.

Организация преступного сообщества отличается от организации незаконного вооружённого формирования или участия в нём по двум признакам.

Первый - объективный - состоит в том, что для организации незаконного вооружённого формирования или участия в нём необходимо наличие оружия, вооружения.

Второй - субъективный - цель совершения преступления. Организации незаконного вооружённого формирования или участию в нём не присуща цель совершения тяжких, особо тяжких или любых других преступлений.[12]

От бандитизма организацию преступного сообщества отличают также два признака.

Первым - объективным - является оружие, наличествующее всегда в

составе преступления бандитизма.

Второй - субъективный - содержание цели. Бандитизму присуща

цель нападения на граждан или организации, которое может повлечь как тяжкие или особо тяжкие, так и иные последствия. А рассмотренного состава преступления - цель совершения только тяжких или особо тяжких преступлений, причём, выражающихся не только в нападениях, но и в других действиях.

В случаях, когда преступное сообщество начало свою преступную

деятельность и её члены совершили конкретные преступления, входившие в планы данной организации, действия этих членов сообщества должны квалифицироваться по совокупности - по ст.210 УК России и соответствующим статьям настоящего Кодекса, например по ст. 105, 162, 206 и так далее.

Организаторы и руководители преступного сообщества несут

ответственность за все преступления, совершённые членами сообщества,

которое они организовали или которым руководили, независимо от того, принимали они сами участие в совершении этих преступлений или нет. В случае совершения отдельными членами преступного сообщества преступлений, не предусмотренных целями преступного сообщества и не входивших в планы его деятельности, ответственность за эти преступления несут только непосредственно исполнители.

В связи с коротким временем существования в России и отсутствием

опыта применения ст.210 Уголовного кодекса России, практике системы Министерства внутренних дел и судопроизводства пока ещё не известны процессы изобличения и привлечения к уголовной ответственности руководителей и организаторов преступных сообществ (преступных организаций). Практические служащие отделов и управлений по борьбе с организованной преступностью относят таких руководителей и организаторов к категории так называемых " воров в законе".

Одним из ярких примеров может служить "вор в законе" Вячеслав Кириллович Иваньков, 1940 года рождения, известный под кличкой "Япончик", арестованный в Нью-йорке по обвинению в вымогательстве и осуждённый на 9,5 лет. В Америке об Иванькове было известно не много: ФВР утверждает, что из своей квартиры в Бруклине, "Япончик" управлял международной криминальной империей; провёл сходку "воров в законе" в Австрии; поделил сферы влияния в России и на Украине; наладил контакты с итальянской мафией и с их помощью организовал поставки кокаина в республики бывшего Союза; взял под свой контроль несколько московских фирм и банков.По данным Министерства внутренних дел - только на содержание двух групп боевиков в Москве, "Япончик" ежемесячно тратил 200000 долларов. Его представители контролировали бизнес, принадлежащий выходцам из России , в крупнейших городах Европы . Когда суд присяжных ознакомился с представленными ФБР фактами криминальной деятельности "Япончика" , то все они высказали крайнее недоумение : " Что этому человеку делать на свободе ? " . Так , впервые , авторитет Иванькова оказал ему "медвежью услугу".