Смекни!
smekni.com

Понятие и виды невиновного причинения вреда (стр. 3 из 6)

Данное определение предлагается автором относительно существующей в УК РФ ст. 28. Однако в дальнейшем предлагается выделить ч. 2 ст. 28 УК РФ в качестве «специальной невменяемости».

Природа преступления и природа невиновного причинения вреда различны. В частности, это различие видится автору в отсутствии в невиновном поведении лица, предусмотренном в ст. 28 УК РФ, общественной опасности деяния и его последствий. Преступление является таковым в силу наличия признаков общественной опасности и противоправности, но деяние будет обозначаться преступным, если оно совершено виновно. В тексте ст. 28 УК РФ законодатель при характеристике деяния и его последствий использует категорию общественной опасности как признак преступного деяния. В связи с этим представляется спорным употребление категории общественной опасности в контексте невиновного причинения вреда. При отсутствии вины традиционно деяние не рассматривается в качестве преступного ввиду отсутствия субъективного основания ответственности. Вместе с отсутствием вины следует констатировать отсутствие субъективной характеристики общественной опасности деяния, в результате чего можно говорить лишь о наличии ее объективной характеристики —общественной вредности. Исходя из этого автор предлагает характеризовать действия (бездействие) и последствия, закрепленные ст. 28 УК РФ, понятием «общественная вредность».

11

В рамках института невиновного причинения вреда, существующего в науке уголовного права и закрепленного на законодательном уровне в действующем УК РФ, мы усматриваем две формы: случайное причинение вреда и причинение вреда лицом при несоответствии его психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (подробнее о содержании этих форм в других параграфах). В настоящем исследовании автор предлагает рассматривать несоответствие психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам не в качестве формы, а как «специальную невменяемость», но пока на законодательном уровне таких изменений не внесено, следует рассматривать это положение как форму причинения вреда невиновно.

Таким образом, закрепление в Уголовном кодексе положения о невиновном причинении вреда следует считать вполне необходимым и целесообразным.

Во втором параграфе «Исторические аспекты невиновного причинения вреда в отечественном законодательстве» рассматриваются источники русского права, с тем, чтобы проанализировать историческое состояние института невиновного причинения вреда. Так, впервые упоминание об отсутствии вины, связанном с ее малой степенью, имело место в Пространной редакции Русской Правды. Более конкретное закрепление случайного причинения вреда встречается в Псковской Судной грамоте. Белозерская уставная грамота четко разделяет убийство-преступление от смерти в результате несчастного случая. Положение о невиновном причинении вреда можно встретить в Соборном уложении 1649 г. В нем оговаривается степень участия в деянии сознания и воли деятеля через использование таких обозначений, как хитростные (виновные) и бесхитростные (случайные) деяния. Артикул воинский 1715 г.—следующий уголовно-правовой документ, в котором имеется упоминание о невиновном причинении вреда. В частности, в нем различаются умышленное, неосторожное и случайное (неумышленное и ненарочное) убийство. Как видим, нормативное закрепление положения о невиновном причинении вреда не было планомерным. Но положителен тот факт, что уже на ранних стадиях появления уголовного законодательства субъективная сторона деяния, пусть и несовершенным образом, но оговаривалась в ряде статей.

Устав о наказаниях от 1864 г. более четко оговаривал случаи, когда проступок не вменялся в вину. Уголовное уложение Российской империи 1903 г. не вменяло в вину преступное деяние, которое лицо не могло предвидеть или предотвратить. Указанное положение имеет ограниченный характер, так как здесь не происходит разграничение неосторожного и невиновного деяния. Несмотря на незавершенный, а в некоторых случаях и суженный характер закрепления в исторических памятниках уголовного права положения о невиновном при-

12

чинении вреда, необходимо отметить стремление законодателей разных эпох к соблюдению справедливости по отношению к лицам, невиновно причинившим вред охраняемым законом общественным отношениям. Можно отметить некую историческую преемственность положения о невиновном причинении вреда. Несмотря на то, что в исторических законодательных памятниках России невиновное причинение вреда отражено несовершенным образом, в действующем УК РФ нашло отражение общее понимание института невиновного причинения вреда, как деяния, имеющего внешние признаки преступления, но лишенного элемента вины и требующего разграничения с виновным деянием.

В третьем параграфе «Зарубежный опыт закрепления нормы о невиновном причинении вреда» освещается правовой опыт законодательства иностранных государств в вопросе невиновного причинения вреда, что представляет интерес для российского Уголовного кодекса в плане его совершенствования. Это также позволяет учесть опыт реформирования уголовного законодательства ближнего и дальнего зарубежья. Норму о невиновном причинении вреда содержат Уголовные кодексы Республик Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Азербайджан и Латвийской. Отражение положения невиновного причинения вреда в текстах уголовно-правовых законов различных стран происходит по-разному. Сравнительный анализ данной нормы позволяет более четко и полно отследить закрепление положения о невиновном причинении вреда, его недостатки и достоинства в уголовных законодательствах ближнего зарубежья. В уголовном законодательстве других государств норма о невиновном причинении вреда содержится в УК Испании, правовой системе Англии, Уголовных кодексах Народной Демократической Республики Йемен, Мали, Дании, Китайской Народной Республики, Республики Болгария. В данных нормативно-правовых актах в конечном итоге отсутствует единая концепция исключения уголовной ответственности в силу невиновного причинения вреда. Поэтому тексты уголовных законов иностранных государств не подсказывают нужного направления на нормативное закрепление невиновного причинения вреда. В свою очередь, нужно отметить, что дефиниция невиновного причинения вреда в исполнении российского и казахстанского законодателя может представить интерес для иностранных юристов. Хотя, несомненно, и они не претендуют на совершенство и нуждаются в дальнейших исследованиях.

Во второй главе «Современное видение института невиновного причинения вреда» содержится три параграфа.

Первый параграф «Невиновное причинение вреда, предусмотренное ч. 1 ст. 28 УК РФ» рассматривает ситуации невиновного причинения вреда в силу так называемого субъективного случая. Он является таковым, когда лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не

13

должно было или не могло их предвидеть. Здесь же приводятся взгляды ученых-правоведов по вопросам случайности и сущности случайного деяния.

Вызывает некоторое сомнение название статьи. В статье 28 УК РФ законодатель конкретно и отдельно указывает на такие понятия, как деяние и последствия (вред), точнее, на отношение субъекта к данным понятиям. Но в заголовке статьи использует лишь один из этих терминов — «вред», который не может выступать обобщающим этих двух разных понятий. Причинение вреда, о котором идет речь в заглавии статьи, представляется более ограниченным и узким по отношению к содержащейся в тексте нормы ссылке на само деяние и наступившие последствия. В теории уголовного права понятие «деяние» используется в двух аспектах. Первый—в широком смысле слова как общий поведенческий акт, поступок, который может выступать в качестве преступного или непреступного. Второй — в узком смысле как обязательный внешний элемент объективной стороны преступления. Думается, что в тексте статьи законодатель воспользовался термином «деяние» одновременно и в узком, и в широком смысле этого слова. Терминологически верно было бы обозначить ст. 28 УК РФ как «Невиновное совершение деяния».

Полагаем, что закрепленная в ч. 1 ст. 28 УК РФ законодательная формулировка «...не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий...» вызывает некоторые сомнения. Если лицо не предвидит, что своими действиями может причинить вред, то отсутствует смысл в указании на возможность наступления этих последствий. Для квалификации деяния в рамках ч. 1 данной статьи не имеет значения степень вероятности наступления непредвидимых общественно вредных последствий. Думается, что термин «возможности» необходимо исключить из рассматриваемой нормы, тогда формулировка ч. 1 ст. 28 УК РФ будет следующей: «Деяние является совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной вредности своих действий (бездействия) либо не предвидело наступления общественно вредных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть».