В соответствии с этим следует выделять три функции права:
— наделение лиц субъективными правами (правонаделительная функция);
— возложение на субъектов права юридических обязанностей (правообязывающая функция);
— установление и закрепление мер, обеспечивающих выполнение требований правовых норм (правообеспечительная функция).
Указанные функции можно рассматривать как основные (общеотраслевые) функции права, поскольку они присущи в той или иной степени любой отрасли права.
К неосновным (отраслевым) относятся функции, которые отражают специфику отдельных отраслей:
- учредительная – более свойственная конституционному праву;
- компенсационная и восстановительная – характерные для гражданского права;
- ограничительная – осуществляемая уголовно-исполнительным правом;
- карательная, являющейся главной для уголовного права и т. д.
Вопрос о ценности права для общества, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Недооценка роли и значения права в общественной жизни, так называемый, правовой инфантилизм, рано или поздно приводит к правовому нигилизму, т. е. полному отрицанию его ценности. Не менее вредна и переоценка права, что неизбежно ведет к правовому идеализму, слепой вере во всесилие законов. Право в современном мире следует оценивать с нескольких позиций.
Во-первых, право — это социальный институт, позволяющий обеспечить организованность и порядок в общественной жизни, что само по себе является величайшим благом цивилизации. Кроме того, в современном мире ценность права определяется и его международным значением. Трудно представить сегодня взаимодействие государств вне правовой основы: право является гарантией обеспечения международного мира и безопасности, средством решения глобальных проблем современности (цивилизационная ценность права).
Во-вторых, право является эффективным инструментом преобразования общества. И хотя приверженцы марксистской теории фактически отрицают организаторскую, созидательную роль права. Многие общественные отношения, в том числе в области экономики, хозяйственной жизни (приватизация промышленных предприятий, купля, продажа, дарение, завещание земельных участков, свободное предпринимательство и т. п.), возродились в России, после того как была создана необходимая правовая основа. В этом заключается инструментальная ценность права.
В-третьих, право любой страны — это показатель развития культуры общества (культурная ценность права). Изучая правовые системы, можно практически безошибочно определить уровень не только правового сознания населения, но и степень развития национальной цивилизации в целом. Например, многие современные правовые системы основываются на принципах, заложенных еще в древнем римском праве, что свидетельствует о высокой ступени развития римского общества того времени в целом.
В-четвертых, право определяет меру обеспечиваемой государственной властью свободы поведения личности в обществе (личностная ценность права). Конечно, право, определяя круг прав и обязанностей человека, есть, в какой-то мере, ограничение личной свободы. Но, ограничивая свободу одних, право тем самым обеспечивает свободу других: общеизвестно, что «свобода одного кончается там, где начинается свобода другого человека».[7]
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества. Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей. Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.
Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права.
Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой. От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.[8]
В мире все взаимосвязано, и эти связи существовали, и существуют, только проблема в том, что люди во всем мире не всегда понимают протяженность этих связей и их значимость для общества во всем мире. В современном обществе религия и право активно взаимодействуют, образуют своего рода симбиоз. В частности, право создает незыблемую систему гарантий для каждого гражданина и социальных групп исповедовать ту систему религиозных или атеистических взглядов и ценностей, которую они выбирают по собственной воле без какого-либо внешнего диктата. Именно право создает внешние формальные условия реализации подлинной духовной свободы и взаимного уважения верующих различных конфессии. В государстве, где взаимодействуют духовность, свобода и закон, развивается правовое государство.
Часто религия, ориентированная на глубокие эмоциональные переживания, противопоставляется правам человека, как чему-то светскому и формальному. Но именно правовые законы, отражающие в себе уважение к человеческому достоинству, защищают "образ и подобие Бога" в человека от поругания. Так что противопоставление религии и права представляется глубоко неверным. Более того, сама религия может побуждать людей к созданию таких условий жизни, при которых божественный дар свободы людям не будет отчуждаться во имя каких-либо специальных целей. Главным правом человека как человека оказывается свобода совести, т.е. свобода мировоззрения как право человека на самоопределение и для того чтобы самоопределившиеся не мешали друг другу существуют законы, и именно в этом их главное назначение.
То к чему пришло сейчас современное право во многое схоже с основными положениями древних религий. Например, доктрина разделения властей на исполнительную законодательную и судебную, является одной из основополагающих принципов современного государственного устройства именно такого разделения властей в Библии нам не найти. Тем не менее, идея трех ветвей власти — с тем разграничением их функций, которое мы видим и в наше время, — все же в Библии ясно обозначена: "Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш" (Исайя 33. 22). Три этих постулата однозначно фиксируют тройственный характер власти, указывают на их функции — законодательную, судебную и исполнительную; но вместе с тем они подчеркивают то, что объединяет три эти ветви: это их богоучрежденность и соответственно богоориентированность. В самом деле, многие сегодняшние нормы права — будь они зафиксированы в законодательствах различных стран или в международных документах по правам человека — восходят к заре человечества. Именно подобные нормы проверены временем, вечны и значимы для человека, наиболее глубоко и благотворно именно их влияние на устройство общества.