Ведомости Верховного Совета СССР, 1955, № 9, ст.222.
Ведомости Верховного Совета, 1979, № 49, ст.843.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 8, ст.366.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 47, ст.4472; 2004, № 35, ст. 3607._____________
http://www.lawtoday.ru/razdel/biblo/pravoxran-org/DOC_043.php
ЗАКОН СЕГОДНЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Меню:
Главная
Библиотека
Конституция РФ
Кодексы РФ
Федеральные Законы РФ
Гос. символы РФ
Правители России
Меню:
§ 2. Правовое регулирование прокурорского надзора в советский период
Датой воссоздания российской прокуратуры следует считать 28 мая 1922 г., когда III сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета утвердила «Положение о прокурорском надзоре»*. Этим Положением на прокуратуру были возложены: надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан; опротестование противоречащих закону постановлений и распоряжений; возбуждение уголовного преследования против лиц, нарушающих уголовные законы; наблюдение за деятельностью органов, производящих расследование; поддержание государственного обвинения в суде, а также наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
* Там же. 1922. № 36. Ст. 424.
В соответствии с Положением во главе прокуратуры стоял Прокурор Республики, который одновременно являлся Народным Комиссаром Юстиции. Организационно прокуратура входила в состав Народного Комиссариата Юстиции. Назначение, перемещение и отстранение от должности прокуроров в соответствии с Положением производилось Прокурором Республики1.
На основании Положения о прокурорском надзоре была учреждена военная прокуратура, на которую возлагалась осуществление прокурорских функций в отношении учреждений и должностных лиц военного ведомства. Согласно ст. 7 Положения военные прокуроры состояли при революционных военных трибуналах и военно-транспортных революционных трибуналах и непосредственно подчинялись Помощнику Прокурора Республики, состоящему при Верховном Трибунале ВЦИК. Военные прокуроры назначались на должности, перемещались и увольнялись исключительно Прокурором Республики.
Положение о прокурорском надзоре 1922 г. регулировало не все вопросы организации и деятельности прокуратуры. Оно, в частности, не содержало норм, определяющих особенности организации военной прокуратуры, порядок ее деятельности, специфику функций и решаемых ее задач. Эти вопросы нашли закрепление в специальных нормативных актах.
В ноябре 1922 г. Народным Комиссаром Юстиции РСФСР и Прокурором при Верховном Суде РСФСР совместно с Реввоенсоветом Республики была издана Инструкция военным прокурорам и их помощникам*. Инструкция возлагала на военных прокуроров осуществление надзора: за строгим исполнением законов всеми должностными лицами, воинскими частями и учреждениями; за производством дознания и предварительного следствия органами военного управления и ОГПУ; за законностью принимаемых военными трибуналами решений и правильным исполнением приговоров; за законностью содержания под стражей лиц, числящихся за реввоентрибуналами и ОГПУ; за законностью принимаемых военными трибуналами решений и правильным исполнением приговоров; за законностью содержания под стражей лиц, числящихся за реввоентрибуналами и ОГПУ.
* В 1922 г. Положения о прокурорском надзоре были приняты в Белорусской ССР (СУ БССР. 1922. № 5. Ст. 83), Украинской ССР (СУ УССР. 1922. № 28. Ст. 440), Азербайджанской ССР ( СУ АзССР. 1922. № 7. Ст. 241).
* Опубликована официально: Приложение к «Еженедельнику советской юстиции». 1922.№ 41.
Регулирование деятельности органов военной прокуратуры Инструкцией, являющейся ведомственным актом, было временной мерой, вызванной неотложными задачами создания этих органов. Поэтому Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик, утвержденные II сессией ЦИК СССР 29 октября 1924 г., предусмотрели издание Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре, которое было утверждено ЦИК и СНК СССР 20 августа 1926 г.2 .и с изменениями и дополнениями действовало в течение 40 лет. Положение 1926 г. явилось первым общесоюзным законодательным актом, конкретно определившим на основе законодательства о прокурорском надзоре задачи военной прокуратуры, организацию и порядок ее деятельности, полномочия военных прокуроров.
Особенность развития законодательства о прокурорском надзоре состояла в том, что длительное время структура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров в основном регулировалась законодательством о судоустройстве3.
Важное значение для развития прокурорского надзора имело Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 г.* В соответствии с этим Положением Прокурор Верховного Суда Союза ССР руководил деятельностью прокуроров и возглавлял в союзном масштабе надзор за законностью деятельности ОГПУ. Хотя отдельные полномочия Прокурора Верховного Суда Союза ССР распространялись на прокуроров союзных республик, последние в его подчинении не находились. В союзных республиках прокуратура строилась на началах централизации с подчинением Прокурору Республики всех нижестоящих прокуроров.
Положение предусмотрело важность старшего помощника Прокурора Верховного Суда ССР по военной прокуратуре и военной коллегии, который непосредственно руководил всей обще-надзорной деятельностью Прокуратуры Верховного Суда ССР за центральными учреждениями Народного Комиссариата по военным и морским делам, по судебному надзору за деятельностью военно-судебных органов Союза ССР, а также всей деятельностью центральных и местных органов военной прокуратуры.
* СЗ СССР. 1924. № 23. Ст. 203.
* Там же. 1926. № 57.Ст.413.
* Так, Положение о судоустройстве РСФСР Постановлением ВЦИК от 7 июля 1923 г. было дополнено специальным разделом «О государственной прокуратуре» (СУ СССР. 1923. № 48. Ст. 481).
* СЗ СССР. 1929. № 50. Ст. 445.
Дальнейшим шагом в развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Постановлением ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. Положения о Прокуратуре Союза ССР1. В соответствии с Положением в составе центрального аппарата Прокуратуры Союза ССР для непосредственного руководства органами военной прокуратуры была образована Главная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором – старшим помощником Прокурора Союза ССР. Прокуратура была выведена из состава Верховного Суда Союза ССР и учреждалась как самостоятельный орган. Однако прокуроры союзных республик оставались в системе республиканских народных комиссариатов юстиции.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании Народного Комиссариата Юстиции Союза ССР»2 все органы прокуратуры были выделены из системы народных комиссариатов юстиции, и тем самым завершилась ее централизация.
Важное значение в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре имело утверждение 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Съездом Советов Конституции СССР, которая возложила на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР.
Прокуратура была выделена в самостоятельную, единую, строго централизованную систему государственных органов, действовавшую независимо от местных органов и подчинявшуюся только Генеральному прокурору СССР. Принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора от местных властей получили конституционное закрепление.
* СЗ СССР. 1934. № 1. Ст. 2-а, 2-6. 2 Там же.. 1936, № 40. Ст. 338.
Важной вехой в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР1 . Изданное на основе Конституции СССР 1936 г. Положение конкретизировало функцию высшего надзора применительно к основным его отраслям, определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора.
В этом важнейшем правовом акте получила свое воплощение идея об одной из главнейших обязанностей прокурора – опротестовывать всякое незаконное решение. Положение обязывало всех прокуроров опротестовывать противоречащие закону приказы и другие правовые акты, необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов (ст. 13, 23, 25). Положение обязывало также прокуроров (ст. 16) вносить в государственные и общественные организации представления об устранении нарушения закона и причин, способствующих этим нарушениям.
Специальная глава Положения закрепляла структуру органов прокуратуры, регулировала порядок назначения и прохождения службы работниками прокуратуры. В ст. 41 Положения говорилось, в частности, что в составе Прокуратуры СССР образуются управления и отделы, а также Главная военная прокуратура. Было закреплено также, что в Советской Армии и Военно-Морском Флоте образуются военные прокуратуры военных округов, флотов, соединений и гарнизонов (ст. 44).
7 апреля 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР»2, а 27 февраля 1959 г. – Указ «Об образовании коллегий в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик»3.
24 февраля 1964 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов Прокуратуры СССР4, в котором в систематизированном виде изложены порядок и основания применения мер поощрения и наложения взысканий на указанных лиц.
* Ведомости СССР. 1955. № 9. Ст. 222.
* Объявлено приказом Генерального прокурора СССР. № 54. 1956.
* Ведомости СССР. 1959. № 9. Ст. 67.
* Там же. 1964. № 10. Ст. 123.
На основе Положения о прокурорском надзоре в СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре1 которое действовало до 1981 г. Положение определяло задачи и функции военной прокуратуры, полномочия военных прокуроров во всех отраслях прокурорского надзора, а также полномочия военных следователей, объекты надзора Главного военного прокурора и подчиненных ему военных прокуроров, порядок организации и комплектования военных прокуратурах. В Положении нашел закрепление принцип централизации военной прокуратуры и ее независимости от местных военных органов. Высший надзор за точным исполнением законов в Вооруженных Силах СССР, говорилось в Положении, осуществляет Генеральный прокурор СССР и, в пределах своей компетенции, подчиненные ему прокуроры. Деятельностью военной прокуратуры руководил Генеральный прокурор СССР как непосредственно, так и через Главного военного прокурора.