Смертная казнь
(Poena capitis, Todesstrafe, peine de mort, capital punishment, pene di morte) — тягчайшее наказание, состоящее в насильственном лишении жизни. От убийства смертная казнь отличается тем, что она совершается не по произвольному усмотрению частного лица, а по велению общегосударственной власти, т. е. на основании приговора, постановляемого носителями этой власти или же особо учрежденными для того органами ее (народоправителями, народными собраниями, первосвященниками, судьями). По понятиям новейшего времени, объектом смерной казни может быть только преступник, т. е. человек, изобличенный в преступном деянии; но у большинства древних и в особенности у средневековых народов животные считались также ответственными за свои действия и подвергались, наравне с людьми, следствию, суду и С. казни. Так, напр., в 1474 г., в Швейцарии обвинили, приговорили к смерти и сожгли на костре петуха, за колдовство. Исполнение С. казни в настоящее время поручается специально назначаемым для того лицам, так называемым палачам; но в древности эту обязанность принимали на себя первосвященники (понтифекс максимус в Риме), цари азиатских монархий, римские консулы и трибуны, а у евреев — царские отроки, военные сановники, обвинитель и свидетели, родственники убитого, иногда вообще народ. Точно так же и в средневековой Европе С. казнь совершало само общество, в лице своих представителей, а иногда один из судей или родственник убитого или убийцы. По политическим делам Иван Грозный нередко поручал приведение в исполнение смертных приговоров своим приближенным (князь Черкасский, Малюта-Скуратов, князь М. Темрюкович). При Петре Велик. князь Ромодановский, кн. Голицын, Меншиков не гнушались рубить головы бунтарям-стрельцам, да и сам царь собственноручно казнил в Преображенском пятерых стрельцов. Еще долго после Петра в России сохранялся обычай приглашать или брать насильно на помощь палачу кого-либо из публики, пока, наконец, в 1768 г. повелено было назначать для совершения казни тяжких преступников. Способы смертной казни весьма многочисленны и разнообразны. По степени их жестокости, различают простую С. казнь от квалифицированной, т. е. отягченной. В настоящее время законодательства цивилизованных народов допускают исключительно одну простую смертную казнь, которая в большинстве государств совершается либо чрез отсечение головы посредством топора, меча, гильотины (Германия, Франция), либо чрез повешение на виселице (Россия, Англия, Австрия, Сев.-Американские Шт.).В Испании сохранился обычай казнить преступников чрез удавление (гаротта); Сербия ввела у себя расстреляние. Последнее наказание применяется, впрочем, и во всей Европе во всех тех случаях, когда смертные приговоры постановляются военными судами и на основании воинских уставов. Стремясь сделать С. казнь менее мучительной и по возможности моментальной, правительства некоторых Северо-Американских Штатов допускали за последнее время производство казней посредством сильного электрического тока, но опыты эти не увенчались успехом. Из числа квалифицированных С. казней во все времена и почти у всех народов наиболее распространено было сожжение. Этот способ казни известен был грекам и римлянам, а в средневековой Европе считался специальным наказанием за все те преступлении, которые подсудны были духовным судам. Особенной жестокостью отличались колесование, четвертование, кипячение в масле, в воде, в вине, иногда на медленном огне. Излюбленное греками и римлянами по своей мучительной продолжительности распятие или повешение на кресте было отвергнуто всеми христианскими народами по благочестивому воспоминанию о крестной смерти Христа Спасителя. Не менее жестоко распространенное и по настоящее время на азиатском Востоке сажание на кол, так как смерть казнимого наступает иногда лишь по истечении целых суток и более. Всех видов С. казни нет возможности перечислить: человеческая фантазия с особой изобретательностью измышляла способы комбинирования различных казней и отягчения их новыми истязаниями. Так, в 1610 г. перед четвертованием Равальяка (убийцы короля Генриха IV) ему жгли правую руку серным огнем, рвали в разных местах щипцами тело, вливали в раны расплавленный свинец, горячее масло, серу и т. п. В 1757 г., когда Дамиен сделал покушение на жизнь Людовика XV, судьи, прежде чем определить преступнику род смерти, повсеместно собирали сведения о том, какие из практиковавшихся в то время во Франции пыток считались самыми жестокими. В России Уложение 1649 г. санкционировало три вида квалифицированной С. казни: сожжение, залитие горла расплавленным металлом и закопание живого в землю; но кроме того, как до царя Алексея Михайловича, так и после него были также в употреблении колесование, четвертование и сажание на кол. Долее всего у нас продержалось засечение до смерти кнутом или шпицрутенами. По новейшим законодательствам, смертная казнь обыкновенно соединяется с лишением чести, а в России — с лишением всех прав состояния. В средние века, для вящего опозорения, осужденных вешали вместе с двумя собаками или волками, перед казнью водили по улицам в шутовском наряде или верхом на осле, подвергали заушению от руки палача, выставляли у позорного столба с наложением железного ошейника (carcan et pilory). Как в древности, так и в средние века смертная казнь совершалась всенародно, в центре города, на лобном месте. Для привлечения зрителей рассылали глашатаев и трубачей или же звонили в колокола, как это практиковалось в Испании во времена инквизиции и в России в царствование Ивана Грозного. Вообще казнь считалась народным торжеством; как отдача преступников на растерзание диким зверям в языческом Риме, так и сожжение еретиков в католической Испании назначались в определенные дни, для ознаменования радостных государственных событий. Публичность С. казни продержалась почти до последнего времени; европейские законодатели медленно проникались убеждением во вредном влиянии публичных казней на народные нравы. Сначала была отменена лишь торжественная обстановка, окружавшая эшафот, и для исполнения казни стали назначать наиболее глухие места и по возможности ранние часы дня, затем в самое последнее время, в большей части европейских государств изданы законы, по которым С. казнь подлежит исполнению внутри тюремной ограды. Во Франции, Греции и Испании С. казнь и поныне совершается публично. В России с 1881 г. С. казнь исполняется в пределах тюремной ограды, а если это невозможно — в другом, указанном губернатором месте, удовлетворяющем условию непубличности. При исполнении С. приговора по нашему закону должны находиться: лицо прокурорского надзора, начальник местной полиции, секретарь суда, врач, а в тюрьме — и ее смотритель. Кроме того разрешается присутствовать защитнику и десяти лицам, по приглашению городского управления. Перед казнью прочитывается приговор, а о совершении ее составляется протокол. В праздничные и воскресные дни С. казнь не может быть назначена. В случае болезни осужденных, приведение приговора в исполнение отлагается до их выздоровления, а для женщин беременных — до истечения 40 дней после родов.
В зачаточной форме смертная казнь существовала в виде кровной мести (см. Месть). Впоследствии, когда сложилась и окрепла общегосударственная власть, право частных лиц мстить кровью за кровь всецело перешло в руки правительственных органов, и таким образом, с течением времени в сознании народном выработалось и укрепилось понятие о праве государства наказывать смертью нарушителей личных или имущественных прав граждан. Будучи заменой мести, С. казнь в течение многих веков и почти вплоть до XIX столетия имела скорее характер жестокого мщения, чем справедливого воздаяния, и поражала виновных как в тягчайших преступлениях, так и в незначительных поступках. По уголовному кодексу императора Феодосия, помимо других видов С. казни, отсечение головы определялось, как специальное наказание, в 80 случаях. В Германии, по уложению Карла V (Каролина), к числу 44 преступлений, находившихся под угрозою смертной казни, наряду с убийством были отнесены кража свыше 5 дукатов, простая третья кража на любую сумму, мошенничество и т. п. Почти такой же жестокостью отличалось прусское земское уложение 1794 г. Во Франции, перед революцией, насчитывалось 115 преступлений, за которые закон грозил смертью. Это наказание назначалось, между прочим, за растрату сборщиком податей более 3000 ливров, за приготовление к убийству, за некоторые подлоги, за напечатание книг без надлежащего разрешения, за кражу со взломом в домах, за дуэль, за небрежное ведение корабельного журнала и т. д. В Англии, где количество случаев, когда применялась С. казнь, было еще больше, даже в начале XIX столетия по закону подлежали наказанию смертью виновные в лесной порубке, в злонамеренном изувеченье животных, в краже на сумму не менее сорока шиллингов, в злостном банкротстве. В уложении царя Алексея Михайловича С. казнью угрожается в 60 случаях, а в воинском уставе Петра Великого — в 200-х артикулах, за такие, между прочим, незначительные проступки, как курение и продажа табака (улож. 1649 г.) или же медленность в почтовой гоньбе и порубка заповедного дуба (законы Петра). С особой жестокостью средневековая Европа преследовала преступления против государства, религии и нравственности, к числу которых отнесены были и деяния, ничего общего с названными правонарушениями не имеющие. Так, напр., в Англии при Генрихе VIII карались смертью, как оскорбление величества, обрезывание монеты и поджог дома с целью кражи, а по законам французским — ношение оружии не на службе, отказ платить налоги, оскорбление судьи при исполнении им обязанностей службы и т. д. Преобладающее значение, которого достигла духовная власть в средние века, отразилось в чрезвычайном увеличении караемых смертью преступлений против религии. Сюда были отнесены: богохульство, оскорбление святыни, прервание богослужения, ересь, вроотступничество, святотатство, колдовство и даже лжеприсяга. Тем же преобладанием духовенства обясняется, почему в средние века почти не было таких преступлений против нравственности, которые бы не наказывались смертью. Наравне с изнасилователями смертной казни подлежали кровосмесители, прелюбодеи, педерасты, проститутки, сводни и т. д. При таких условиих число казненных достигало в средние века и в XVII-м стол. ужасающих размеров. Самыми кровавыми были казни альбигойцев, еретиков, испанских мавров и евреев, французских и нидерландских протестантов. 16-го февраля 1568 г. инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов, за исключением поименно указанных, а на основании этого приговора казнено было 25000 человек. В тех же Нидерландах суды Карла V казнили около ста тысяч еретиков. Громадно было также число казненных за волшебство, колдовство и черную магию, в особенности в Германии. Два суда, бамбергский и цейльский, с 1625 по 1630 г. казнили за колдовство 900 чел.; епископ бамбергский в течение десяти лет сжег 600 чел., епископ вюрцбургский, в то же время — 900 чел.; в графстве Нейсе с 1640 по 1651 г. погибло на костре около 1000 чел. Известный германский криминалист Карпцов, по собственному заявлению, в течение своей судейской практики подписал по религиозным и иным делам до 20000 С. приговоров. В XVI ст. в Англии казнено было при Генрихе VIII 72000, при Елизавете — свыше 89000 чел. В России, при Алексее Михайловиче, за подделку монеты подверглись смертной казни 7000 чел.