Смекни!
smekni.com

Русская правда и Псковская грамота (стр. 24 из 31)

Заставляет обратить на себя внимание статус наймита дворного, определяемый, с одной стороны, личной свободой, а с другой - утратой или сокращением хозяйственной самостоятельности (наймит годами живет у своего господина).

41. Если какой-либо наймит-плотник, не выполнив своей работы, станет взыскивать (за нее) плату при уходе, а господин заявит: «нет, ты не выполнил всей своей работы», то при отсутствии записи (содержащей условия работы наймита), господин может на суде возвратить то, на что претендует (наймит) или присягнуть (в подтверждение своих показаний).

В статье говорится о договоре найма плотника на работу. Договор должен был быть оформлен путем записи. В случае, если договор не получил указанного оформления, запись не была составлена и возник судебный спор, то ответчик оказывался в сложном положении. Именно такой случай предусматривает ст. 41. Наймит - плотник, не выполнивший весь объем работы, мог претендовать на всю оплату: ино государю у креста положыть чего сочить (т.е. заплатить все, что требует наймит, относительно чего он сочить - предъявляет иск). Но ответчик ( государь) может попытаться и защитить свои интересы, оспаривая в суде притязания наймита ( или государь сам поцелует), принеся присягу и доказывая тем самым свою правоту.

42. Если какой-либо господин захочет дать отказ своему изорнику или огороднику или кочетнику, то этот отказ пусть произойдет в Филиппово заговенье. Точно так же, если изорник захочет отказаться от работы на земельном участке или (если захочет отказаться) огородник или кочетник, то пусть выход происходит в тот же срок; никакого другого (срока) отказа не (следует) назначать ни господину, ни изорнику, ни кочетнику.

42(а). Если изорник или огородник или кочетник будут отрицать факт предоставления им выхода господином (в установленный срок), то после приведения их к присяге (которой они подтвердят свои показания, следует) отказать господину в выплате четверти (урожая, платившейся издольщиком при расторжении зависимых отношений), или части (урожая) с огорода или части улова рыбы с рыболовного участка.

Статья свидетельствует о процессе закрепощения крестьян в Псковской феодальной республике. Государь имел право отпускать ( дать отрок) изорника, огородника, кочетника только в Филиппов день (т.е. 14 ноября по старому стилю). Это положение можно сравнить с Юрьевым днем (ст. 57) по Судебнику 1497 г. В случае отказа (если изорник, огородник, кочетник запрется, т.е. откажется уходить, оспорит отрок и при этом присягнет в своей правоте - правда дать), государь лишался четверти урожая, части огородной продукции или части рыболовного улова ( ысады рыбной части). Изорник, кочетник, огородник - представители феодально-зависимого крестьянства, отличавшиеся по профессиональному признаку ( изорник, видимо, пахарь; кочетник - рыболов; огородник – обрабатывавший огород). Статья их объединяет в одну группу, так как они занимают одинаковое положение относительно феодала - государя (как справедливо отмечают Б.Д. Греков и Л.В. Черепнин).

Вопрос о природе изорничества в Пскове - один из самых спорных в литературе. Многие из дореволюционных историков (например, В.О. Ключевский, М.Ф. Владимирский-Буданов) видели в изорнике арендатора земли по договору. С.В. Юшков, Б.Д. Греков, Б.Б. Кафенгауз, Л.В. Черепнин (на наш взгляд, совершенно обоснованно) определяют положение изорника как феодально-зависимого крестьянина. Подробный анализ положения псковских крестьян-изорников дан в работе Б.Б. Кафенгауза «Древний Псков» (М., 1969), в главе «Псковские крестьяне» и в книге Ю.Г. Алексеева «Псковская Судная грамота» (Л., 1980) в главе «Изорник и его государь». Там же дана и историография вопроса. Статья 42 говорит об изорнике (огороднике, кочетнике) как о феодально-зависимом человеке, который мог уходить от государя в определенные дни в году, уплатив при этом четверть урожая.

43. Если какой-либо кочетник или какой-либо другой исполовник (издольщик) не воспользуется весной (для рыбной ловли) на господина, то он (все равно должен) выплатить своему господину часть весеннего улова, как с того же рыболовного участка платили другие (рыболовы).

В статье говорится о возможности кочетника (в тексте - котечника) заложить ту часть дохода, которая будет получена на весеннем промысле ( заложивесну). Статья содержит рекомендацию для определения размера отдаваемого в залог. За исходное следовало взять доход, полученный другим рыбаком (другоичате) на том же участке (исаде - в тексте саде). Есть и другие толкования этой статьи. Так, М.Ф. Владимирский-Буданов считает, что в статье речь идет о весняке - жителе веси, который не заплатил весну, т.е. плату с поля. А.А. Зимин полагает, что кочетник обязан был регулярно выплачивать возложенную на него часть улова, если бы даже он пропустил весну (заложил весну) и не производил лова рыбы в исаде. Словарь русского языка XI-XVI I вв. (1978, т. 5), определяя различные значения слова заложи, заложити, не указывает на возможность понимать его в смысле «пропустить», «не заплатить».

Статья 43 упоминает также исполовника, т.е. человека, зависимого от господина- государя и отдававшего ему половину своего урожая в уплату феодальной повинности. Статья 43, таким образом, говорит о том, что возможность залога неполученного урожая имелась не только у рыбаков-кочетников, но и у других феодально-зависимых крестьян Пскова.

44. Господин может публично взыскивать с изорника или с огородника и с кочетника подмогу деньгами и всякого зерна, точно (перечисляя), яровой ли пшеницы или озимой, как в случае выхода, происшедшего по инициативе самого (издольщика).

Статья определяет процедуру взыскания покруты, ( подмоги) - возвратной ссуды, взятие которой приводило к установлению большей зависимости крестьянина - изорника, огородника, кочетника - от господина ( государя). Для понимания этой статьи следует обратиться к ст. 30 Псковской Судной грамоты, установившей порядок письменного оформления путем записи договора займа на сумму больше рубля ( болши рубли недавати без заклада и без записи). Не допускалось даже простое письменное оформление договора путем доски. Для взыскания же покруты государь не должен был представлять письменное доказательство заключения договора. Для взыскания покруты он мог прибегнуть к закличу, указав точно, сколько серебра, другого имущества ( верши по имени), пшеницы яровой или озимой ему должен крестьянин. Закличь - объявление на торгу, в публичном месте претензий к ответчику - был известен еще Русской Правде. По Русской Правде он применялся чаще всего при краже. Псковская Судная грамота говорит о закличе в двух статьях - в ст. 39 (см. комментарий) и ст. 44. По ст. 44 государь прибегал к закличу в случае отрока крестьянина - изорника, огородника, кочетника - по его собственной инициативе или по инициативе крестьянина.

Содержание ст. 44 прямо связано со ст. 51 (см. комментарий). Закличь мог быть началом свода (см. ст.ст. 46, 54, 56).

45. Если кто-либо будет взыскивать торговую ссуду или деньги на поручнике отданное на хранение имущество или (обычную) ссуду или выморочное имущество без поименного перечисления (этого имущества), то иск его не удовлетворяется.

В статье говорится о порядке предъявления иска о возврате денег, данных в ссуду для торговли, или взыскания долга с поручителя ( поруки), или требования вещей, отданных на сохранение ( зблюдениа), или взыскания ссуды, долга или имущества после умерших родственников ( выморшини) – имущества, оставшегося без владельца и без наследников. Иск должен быть составлен точно ( имянно) с указанием цены иска. Если это требование не соблюдено, то истец проигрывает дело. Статья интересна тем, что указывает на поручительство ( поруки), а также на понятие «выморочного имущества».

46. Если какой-либо человек опознает у другого человека какую-либо свою пропавшую вещь, и последний заявит: «я купил (ее) на торгу, а у кого (ее) купил, не знаю», то (следует) привести этого (добросовестного приобретателя) к присяге (в том), что он, действительно, купил (опознанную вещь) на торгу и не поделился (прибылью) с вором; если же (ответчик) не выставит на суд (лицо, у которого покупал опознанную вещь), а сам (к тому же) не окажется вором, и не вступал в сделку (с вором), то иск к нему не удовлетворяется.

Статья устанавливает порядок так называемого свода (ср. с соответствующими положениями Русской Правды). О своде говорят также ст.ст. 34, 39, 44, 46, 47, 54, 56. Статья интересна тем, что в ней придается большое значение присяге как судебному доказательству (что вообще является характерным для Псковской Судной грамоты). Человек, у которого нашли краденую вещь, должен был правду дать, т.е. присягнуть, что он купил на торгу, а с татем-вором не поделился. Человек, у которого нашли краденую вещь, не должен был искать вора (или человека, у которого он купил краденую вещь) и доставлять его в суд ( а непоставит его). Статья указывает также и на следующее важное обстоятельство - ответчик ранее не был замечен в воровстве и не вызывал подозрений ( ни пословицы не было будеть).

47. Если кто-либо купил что-нибудь в городе (но не на торгу) или в чужой стороне, или где-нибудь найдет (чужую вещь), а кто-нибудь предъявит на нее свои права, - то дело решать (так же), как (в случае иска о вещи, приобретенной) на рынке.

Статья устанавливает тот же порядок, что и ст. 46, в случаях, если кто-то купил вещь в чужой земле, или в городе (не на торгу), или нашел ее где-либо, а другой признает ее своей. Обе статьи защищают добросовестного приобретателя вещи.

48. Если кто-либо возбудит иск о возвращении вознаграждения (за судебное содействие) к волостелям, (якобы) снявшим одежды или уведшим лошадь, заявляя при этом, что: «в счет мзды снял (одежду) или увел лошадь», то снявших (одежды) или уведших лошадь судить как грабителей.