Смекни!
smekni.com

Русская правда и Псковская грамота (стр. 1 из 31)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Русская Правда

и Псковская Судная грамота

Материалы к изучению

истории государства и права России

КРАСНОЯРСК 2002

Составители: С.А. Бердникова, О.П. Подосенов

Русская Правда и Псковская Судная грамота: Материалы к изучению истории государства и права России / Краснояр. гос. ун-т; Сост. С.А. Бердникова, О.П. Подосенов. Красноярск, 2002. 146 с.

Редактор Т.М. Пыжик

Историко-документальный материал книги с комментариями и вводными статьями хронологически охватывает период с XI по XV вв. Подбор документов осуществлен в соответствии с учебной программой курса «История государства и права России» на основе научных и учебных изданий.

Материалы предназначены студентам первого курса юридических факультетов учебных заведений.

© Красноярский

государственный

университет, 2002

© С.А. Бердникова,

О.П. Подосенов, 2002

От составителей

Предлагаемое читателю издание «Русской Правды» и «Псковской Судной грамоты» предназначено исключительно для учебных целей, снабжено комментариями и вводными статьями. В работе используются опубликованные тексты, взятые составителями из «Российского законодательства X-XX веков» (Т. 1. М., 1984), «Памятников русского права (Вып. 1. М., 1952), «Материалов к изучению истории государства и права СССР: Русская Правда» (М., 1962).

Планы семинарских занятий ориентируют студентов на изучение главным образом правовых памятников России. Тексты «Русской Правды» и «Псковской Судной грамоты» в академических и учебных изданиях публикуются на древнерусском языке, это затрудняет их усвоение. «Материалы…» призваны способствовать лучшей организации как преподавания курса отечественной истории государства и права, так и самостоятельной работы по его усвоению студентами юридических учебных заведений. Для удобства изучения тексты «Русской Правды» и «Псковской Судной грамоты» даются в переводе, комментарии помещены вслед за каждой статьей или группой статей.

Материалы к «Русской правде» подобраны кандидатом юридических наук, доцентом О.П. Подосеновым и кандидатом исторических наук, доцентом С.А. Бердниковой, и к «Псковской Судной грамоте» - С.А. Бердниковой.

Публикуемые материалы помимо семинарских занятий могут быть использованы при подготовке контрольных работ, рефератов, курсовых и дипломных работ.

РУССКАЯ ПРАВДА

ВВЕДЕНИЕ

«Русская Правда» - важнейший памятник права восточных славян, занимавший центральное место среди нормативно-правовых актов Древней Руси. Этот сборник права включал в себя нормы различных отраслей права периода становления и развития Древнерусского государства, но большинство ее норм было все-таки посвящено уголовному и процессуальному праву.

«Русская Правда» является официальным светским актом. В самом ее тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон. Основным источником «Русской Правды» являлось обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, то есть означала определенную систематизацию права. С течением времени «Русская Правда» изменялась и дополнялась.

«Русская Правда» – документ сложного состава. В ее основе лежит несколько княжеских грамот, дополненных отдельными статьями и с течением времени объединенных в единое целое.

Первоначальный текст Правды назывался протографом. И переписчики делали с него копии-списки. А поскольку подлинные тексты протографов не сохранились до наших дней, исследователи пользовались сравнительно поздними списками. Для удобства эти списки назывались или по имени владельца, исследователя или по месту нахождения.

Однако списки, близкие по содержанию, различались внутренним расположением материала, особенностями терминологии, наличием или отсутствием в тексте тех или иных фрагментов. Такие списки впоследствии исследователями были объединены в редакции, включавшие в себя и деятельность законодателя, и работу переписчика.

«Русская Правда» представлена в Краткой, Пространной и Сокращенной редакциях.

Древнейшей редакцией признана Краткая Правда. Известно два списка этой редакции: Академический и Археографический.

Важность «Русской Правды» как одного из основных источников для изучения Древней Руси, сложность и разнообразие ее текстов породили обширную литературу. За два с половиной века появилось более 200 работ, посвященных этому уникальному памятнику древнерусского права.

Краткая редакция «Русской Правды» была открыта В.Н. Татищевым в 1738 г. и издана впервые А. Шлецером. Пространную редакцию ввел в науку В.В. Крестинин, опубликовав ее в 1788 г. Сокращенная редакция впервые была издана Н.В. Калачовым в 1846 г.

Первые же исследования «Русской Правды» были проведены В.Н. Татищевым, Ф. Штрубе де Пирмонтом, Н.М. Карамзиным.

Серьезное исследование Правды было связано с именем дерптского ученого И.Ф. Эверса (1826 г.). Эверс рассматривал нормы Правды как местное, русское право, выросшее из древнего обычая. В истории памятника Эверс выделял три этапа: первые 18 статей Краткой Правды – законодательство Ярослава; расширение ее сыновьями Ярослава (Правда Ярославичей) и Пространная Правда Владимира Мономаха. Концепция славянского происхождения норм Правды также была развита польским исследователем И. Раковецким (1822-1826 гг.).

Важные исследования истории текста Правды принадлежали дерптскому ученому Э.С. Тобину (1840, 1844 гг.). По его мнению, Правда как славянское право в первоначальном виде возникла до появления на Руси княжеской власти. Тобин считал Древнейшую Правду, Правду Ярославичей, как и Пространную Правду, особыми юридическими памятниками, которые отражали последующие этапы развития русского права. Правда Ярославичей была выработана на княжеском съезде с участием «мужей», причем таких съездов было два. Начальные статьи Правды Ярославичей, по Тобину, примыкают к Древнейшей Правде. Пространную Правду исследователь рассматривал как результат слияния Древнейшей Правды и добавлений к ней с законами, принятыми Владимиром Мономахом в связи с восстанием в Киеве в 1113 г. И одна часть Устава Мономаха является изменением и развитием статей Краткой Правды, а другая – представляет новое законодательство. В состав Пространной Правды, по его мнению, вошли и более поздние статьи, относящиеся к XIII в.

Историк Н.В. Калачов в 1846 г. объединил списки Правды в четыре «фамилии», соответствующие Краткой и Пространной редакциям. С именем Н.В. Калачова также было связано составление программы дальнейшего изучения памятника, которая включала в себя издание его по всем спискам, филологическое и юридическое исследования. Относительно происхождения Правды Калачов считал ее частным сборником законов, обычаев и судебных решений, размещенных без особой системы. При издании текстов Правды он использовал большое число известных ему рукописей. И очень важным было его предложение о разделении текста на статьи.

В.И. Сергеевич (1904 г.) следовал в своей классификации за Тобиным, выделив, однако, в качестве особой «фамилии» Сокращенную Правду, время создания которой он относил примерно к XIII в. В.И. Сергеевич предложил деление памятника на статьи, значительно меньшие по объему и включавшие только один казус.

Если все предшествовавшие исследователи рассматривали Правду как светский, государственный или частный сборник права, то В.О. Ключевский (1904 г.) видел в ней церковный судебник, предназначенный для суда над церковными людьми по делам, не входившим в компетенцию церкви. И при этом он ссылался на то, что в Правде среди судебных доказательств отсутствует поле – судебный поединок, осуждаемый церковью, и сам текст Правды помещен в сборниках церковного права – Кормчих и Мериле Праведном. В.О. Ключевский связывал нормы Правды в основном с городом.

Наиболее крупное по объему исследование Правды принадлежит боннскому профессору Л. Гëтцу (1910-1913 гг.). Он рассматривал Древнейшую Правду как запись восточно-славянского обычного права доваряжского времени. Вторая редакция Правды, по мнению Л. Гëтца, возникла при Ярославе в Киеве и включает законы князей Владимира и Ярослава. А некоторые нормы Древнейшей редакции – такие, как процедуры установления виновных в похищении имущества (свод) и в драке, вира, штраф за убийство в пользу государственной власти, Гëтц считал заимствованными из германских законов, в частности из Салической правды.

В советское время уделялось большое внимание изучению Русской Правды. Русская Правда была тогда основным источником каждой работы, посвященной истории общественного строя и права Древней Руси.

Полное издание Правды по всем выявленным спискам было осуществлено С.В. Юшковым в 1935 г., где он разделил списки Правды в зависимости от содержания и объема.

Результатом труда коллектива историков и археографов явилось академическое трехтомное издание Правды под редакцией Б.Д. Грекова, осуществленное в 1940-1963 гг. Его авторы впервые смогли выполнить определенную часть большой программы изучения памятника, которая была намечена еще в XIX в. Н.В. Калачовым.

Выдающийся советский историк академик Б.Д. Греков относил ранние нормы Правды ко времени задолго до утверждения на Руси феодального способа производства, во всяком случае к VIII-IX вв. Б.Д. Греков считал, что Древнейшая Правда записана и дана Новгороду в начале XI в. Правда Ярославичей, составленная в Киеве после смерти Ярослава, отражала уже дальнейший шаг в развитии общественного строя Руси, однако и в ней были представлены отношения не только момента записи, но и более раннего времени. Б.Д. Греков характеризовал эту Правду как специальный закон, призванный оберегать интересы княжеских владений от враждебно настроенных соседних крестьянских миров. Пространная Правда, по Грекову, - памятник начала XII в.