Содержание____________________________________________________ 2
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Гражданско-правовые сделки как основания возникновения гражданских правоотношений.___________________________________ 4
1. Понятие сделки.______________________________________________ 4
2. Воля и волеизъявление в сделке.________________________________ 11
Глава 2. Виды гражданско-правовых сделок.______________________ 15
Глава 3. Форма сделок._________________________________________ 17
Глава 4. Недействительность сделок______________________________ 20
1. Условия действительности сделок.______________________________ 20
2. Ничтожные и оспоримые сделки._______________________________ 24
1. Условия признания сделок ничтожными._______________________ 25
2. Условия, при которых сделки могут быть оспорены._____________ 31
Заключение___________________________________________________ 39
Список литературы____________________________________________ 41
Сделки являются повседневным атрибутом жизни любого человека. Мы заключаем десятки сделок каждый день. По пути в магазин, на работу или выполняя нехитрые хозяйственные операции человек становится участником гражданских отношений сам не замечая того. Гражданско-правовая сделка является одним из важнейших институтов, на основе которого функционирует товарно-денежный оборот.
Общеизвестно, что право России в большинстве своем основано на европейском (Римском) праве.
В Институциях Гая говорится: «135. Обязательства возникают путем простого соглашения между сторонами при купле-продаже, при найме, товариществе, доверенности». В этих классических для Римского права определениях содержания договора самым важным является необходимость для признания договора правовым обязательством наличия соглашения воли двух сторон.
И в настоящее время классификация сделок сделанная Гаем используется в Российском гражданском праве.
Гай подразделял сделки (контракты) следующим образом: "89. Рассмотрим прежде всего те, которые происходят из договора; их четыре вида: именно они возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением". При этом каждая из четырех названных категорий охватывала строго ограниченное число точно определенных контрактов.
Из этих памятников истории развития права видно, что столь ранней разработке элементов теории сделок способствовало развитие частной собственности и товарно-денежных отношений.
Именно по этому на современном этапе развития гражданского права, этапе становления и развития рыночных отношений, особую актуальность приобретают вопросы и проблемы сделок вообще и договоров в особенности. Действительно, сравнительно небольшой период свободной экономической деятельности (с начала 90-х) породил ряд проблем, в основном связанных с действительностью и недействительностью сделок: суды перегружены делами, связанными с действительностью сделок, особенно между предпринимателями. Создавшаяся ситуация настоятельно требует переосмысления некоторых теоретических конструкций, связанных с действительностью сделок, в целях дать практические рекомендации разрешения некоторых проблем современной правоприменительной практики.
В настоящей курсовой работе разобраны основные принципы толкования правовых норм главы № 9 Гражданского кодекса Российской Федерации на основе исторического и практического анализа правоприменения.
Глава 1. Гражданско-правовые сделки как основания возникновения гражданских правоотношений.
Сделки являются одним из важнейших и наиболее распространенных юридических фактов и оснований возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. Именно поэтому понятие сделки относится к числу основных институтов и понятий гражданского права. Указанное значение сделок и сегодня требует всестороннего и полного изучения их правовой природы, отличительных признаков, условий действительности и оснований их недействительности.
На протяжении нескольких десятков лет, начиная с принятия первого Гражданского кодекса РСФСР в 1922г., многие проблемы теории сделок были глубоко изучены советской и российской цивилистической наукой. По целому ряду вопросов высказывались интересные суждения, которые способствовали развитию не только теории права, но и непосредственно гражданского законодательства. Однако до настоящего времени, не смотря на введение в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, некоторые аспекты теорий сделок оказались неразрешенными.
Характерно и то, что в течение более двух десятилетий, до 1946 г., в советской и российской цивилистической литературе не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания исследованию и разработке рассматриваемого правового института. Мало того, даже не предпринимались попытки дать полное (научное) определение сделки, отграничивавшее ее от недействительных сделок.
Впервые в литературе научное определение сделки было сформулировано М.М. Агарковым в 1946 г[1].Впоследствии был опубликован ряд работ, в которых понятие сделки получило дальнейшее развитие[2].
Относительное обилие литературы, посвященной сделкам по ранее действовавшему законодательству, ни в коей мере не снимает актуальность исследуемой проблемы, тем более, что до сих пор нет единогласия в определении сделки, нет единого взгляда на соотношение воли и волеизъявления, нет также единого понимания всех аспектов недействительных сделок и их правовой природы.
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. определил сделки как действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений (ст. 26).
Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик[3], введенные в действие с 1 мая 1962 г., несколько шире определили это понятие: «сделками признаются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей» (ст. 14). Это определение было дословно перенесено в Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.[4] (ст. 41). Определение сделки сформулированное в ст. 14 Основ и ст. 41 ГК РСФСР отличается от определения сделки в ГК РСФСР1922 г. только тем, что в Основах ГКРСФСР перечисляются лица, совершающие действия, - граждане и организации, т.е. физические и/или юридические лица (субъекты сделок).
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, введенный в действие с 1 января 1995 г.[5](ст. 153), почти дословно повторил понятие сделки, сформулированное в Основах и в ГК РСФСР.
Таким образом, легальное определение сделки не изменилось с 1922 г. по настоящее время. Поэтому и сегодня возникают те же вопросы, которые обсуждались в литературе все эти годы.
Как было отмечено ранее, сделка — это юридическое действие. Но юридическим действием является и правонарушение. Что же отграничивает сделку от правонарушения?
В литературе предложена следующая классификация юридических фактов[6]: события и действия; последние распадаются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты и юридические поступки и т.д.
Поскольку мы не ставим своей задачей дать полную классификацию юридических фактов, а только намерение подойти к определению сделки путем ее отграничения от других юридических фактов, то дальнейшее их деление на более детальные виды нас не интересует. Изложенная же выше классификация юридических фактов, с которой в основном мы согласны, дает возможность подойти к рассмотрению вопроса о том, какие действия составляют сделку.
Сделку от деликтов отличает направленность на установление, изменение и прекращение гражданского правоотношения, но и то обстоятельство, что сделки являются действиями дозволенными, а деликты — действиями не правомерными. Кроме того, сделка направлена на достижение положительного результата, к которому и стремятся стороны. Наступление же отрицательных последствий не характерно для стремления субъектов самой сделки.
Обязательным признаком сделки является правомерность действия, составляющего ее существо. Правомерность действия — это конститутивный элемент сделки, отличающий ее от правонарушения. Отсутствие в конкретной сделке элемента правомерности означает, что возникшее по форме как сделка действие на самом деле является не сделкой, а правонарушением.
Таким образом, сделка — это правомерное юридическое действие, направленное на достижение определенных правовых последствий, и этим она отграничивается, во-первых, от событий, во-вторых, от неправомерных действий и, в-третьих, от других правомерных действий.
Признак направленности на достижение определенного правового результата, отграничивая сделку от других правомерных действий, вместе с тем, сближает ее некоторыми административными актами, которые не останавливают общую юридическую норму, определяющую обязательные правила поведения. Такие административные акты, относящиеся к конкретному случаю, порождают правоотношения, и в этом случае они, являются юридическими фактами.
Сделки должны четко отграничиваться от подобных административных актов, которым также присущ признак направленности на достижение определенного правового результата.
И сделка, и административный акт представляют собой правомерное волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения. Однако административный акт, содержащий волю органа государственного управления, выражает начало властвования и обязательного выполнения этой воли. Сделка же есть выражение воли ее участников, действующих как равноправные субъекты гражданского права. Кроме того, сделка непосредственно устанавливает, и меняет или прекращает гражданское правоотношение, административный акт устанавливает административное правоотношение между органом, его издавшим, и адресатом: именно на основе акта будет установлено, изменено, прекращено гражданское правоотношение.