Смекни!
smekni.com

Хватит сюрпризов, или Как добиться постоянства цвета (стр. 2 из 4)

Стандарт также оговаривает требования к фотоформам, которые должны обеспечивать заданный уровень качества. Даже идеально выполненные цветокоррекция и обработка изображений могут быть испорчены неудачно сделанными цветоделенными фотоформами.

Методика определения толщины красочного слоя

Одна из важнейших задач ISO - выделить минимальный набор параметров, однозначно определяющих визуальные характеристики изображения. В полиграфическом стандарте это, прежде всего, колориметрические координаты плашек CMYK и их бинары. В основе подхода по установлению цвета краски на разных бумагах лежит принцип обеспечения одинаковой толщины красочного слоя, передаваемого с офсетного полотна на печатную основу. А еще точнее, важно, чтобы в момент прохождения запечатываемой основы через печатную секцию на офсетной резине был красочный слой такой же толщины, как и в момент прохождения через нее эталонной бумаги. Это связано с тем, что в зависимости от свойств поверхности разные бумаги воспринимают большее или меньшее количество краски с резинового полотна. Таким образом, предполагается, что слой краски, передаваемой на испытуемую бумагу, а тем более ее цвет, могут отличаться от характеристик для эталонной бумаги. В качестве эталонной принимается глянцевая бумага без древесины, свободная от оптического отбеливателя. Реально существует только один поставщик этого материала, и он стал фактическим стандартом. Это бумага Рhoenix Imperial АРСО II/II, производимая в Германии. Ее характеристики, а также стандартизованные колориметрические координаты плашек красок на ней приводятся в ISO 2846–1. Предполагается, что толщина красочной пленки соответствует данным, приведенным в табл. 1.

Табл. 1. Диапазон толщин красочной пленки, мкм

Таким образом, не нужно добиваться эквивалентности цвета на эталонной и испытуемой бумагах. Эти цвета могут отличаться. Поскольку на практике приходится печатать отнюдь не на эталонной бумаге, то для установления стандартных колориметрических координат CMYK для бумаг, используемых непосредственно на производстве, предлагается использовать следующий метод. Пачка эталонной бумаги готовится к печати на листовой печатной машине и перекладывается вручную единичными маркированными листами испытуемых бумаг других типов с интервалом приблизительно 100 листов. Толщины бумаг разных типов должны быть приблизительно равны. Толщина красочного слоя на эталонной бумаге контролируется таким образом, чтобы голубые, пурпурные, желтые и черные плашки соответствовали колориметрическим координатам ISO 2846–1. После сушки вставленные листы испытуемых бумаг достают из пачки — они показывают установленные стандартом цвета красок для этих бумаг.

Колориметрические характеристики бумаги и базовых цветов

В большинстве случаев на практике, если, конечно, речь не идет о так называемых дизайнерских бумагах, нет необходимости применения описанного выше способа установления цвета. Существующее многообразие используемых бумаг предлагается свести к пяти обобщенным типам (табл. 2).

Табл. 2. Величины CIELAB L*, а *, b*, глянец, белизна и допуски для типичных бумаг

Значения L*, а*, b*, в случае использования белой подложки, согласовываются с определенными в табл. 2 в пределах, установленных в ней допусков.

Первые три типа бумаги из табл. 2 наиболее характерны для современной листовой офсетной печати. Первые два из них очень близки друг другу, являются бумагами двойного мелования, и (с учетом возможных допусков) с ними может ассоциироваться все многообразие бумаг коммерческой полиграфии. Колориметрические координаты CIELAB L*, а*, b* плашек цветопробы на описываемых выше бумагах должны точно соответствовать значениям, приведенным в табл. 3, в пределах соответствующих допусков на отклонение, приведенных в табл. 4. Цветовые координаты плашек двух последовательных наложений без черной краски должны быть такие, как в табл. 3.

Табл. 3. CIELAB-координаты цветов для цветовой последовательности «голубая-пурпурная-желтая»

Если белая подложка использована вместо черной, цветовые координаты a* и b* табл. 3 остаются по существу теми же. Однако значения L* будут на 2–3 выше в зависимости от прозрачности бумаги. Вторичные цвета (красный, зеленый, синий) могут изменяться при разных условиях (механика печатной машины, характеристики поверхности основы оттиска, реологические свойства красок и их прозрачность). Соответствия основных цветов CМY спецификациям недостаточно, чтобы отвечать значениям вторичных цветов, приведенных в табл. 3.

Цветовые отклонения

Надо стремиться, чтобы цветопроба и тиражный оттиск были близки значениям колориметрических координат плашек контрольной шкалы, приведенных в табл. 3. При этом проба должна выполняться на бумаге, максимально приближенной по своим свойствам к типам бумаг, описанных в табл. 2, и соответственно к тиражной. В пределах допусков должны совпадать как колориметрические координаты, так и глянец.

Предсказуемость тиража складывается из двух факторов. Первый — это заведомо установленный точный цвет плашек (а не все многообразие его оттенков), второй — может ли цвет изменяться в процессе тиража, и если может, то как. Одними из самых важных сведений, содержащихся в ISO 12647, являются требования толерантности. В стандарте приводятся допустимые отклонения deltaE*ab цветов триады (табл. 4) от заданных параметров (табл. 3). Это не значит, что плашки на контрольной шкале могут колебаться в таком широком диапазоне значений. Нет, имеется в виду, что при всем разнообразии современных красок, выбрав какую-то одну, которой возможно воспроизвести цвет в допустимом коридоре значений, печатник старается удержать его постоянным на всем протяжении тиража.

Табл. 4. CIELAB delta(E)*ab допуски для цветных плашек

Впервые фактически признается возможность несовпадения цветопробы и ОК-листа и определяется допуск на отклонение между ними, а также определяется такое понятие как «разнотон» тиража. Цветовое отличие deltaE*ab между цветопробой и ОК-листом не должно превышать соответствующие допуски на отклонение, установленные в табл. 4. Эти значения соответствуют возможным колебаниям цветов используемых красок. Достаточно широкий диапазон разрешенных отклонений цветопробы от тиражного оттиска объясняется поправкой на несовершенство аналоговых цветопроб, доминирующих во времена разработки стандарта. Таким образом, даже столь отдаленное приближение к цветопробе считается нормой. В настоящее время при использовании цифровых цветопроб возможно добиваться более высоких показателей «попадания» в цвет.

Очень важным для каждого печатника параметром (это предмет постоянных разногласий с дизайнерами) является допустимая цветовая изменчивость плашек CMYK в процессе тиража. Она не должна превышать соответствующих допусков на вариацию, установленных в табл. 4. Надо понимать, что полностью исключить так называемого «разнотона» невозможно. В офсете из-за его технологических особенностей каждый лист в стопе отличается как от предыдущего, так и от последующего. Вопрос только — насколько. Бросается ли это в глаза или заметить отличия можно только с помощью прибора?

Цветовая изменчивость плашек в процессе тиража ограничена следующим условием. По крайней мере, для 68% оттисков цветовое отличие deltaE*ab от ОК-листа не должно ни при каких условиях превышать соответствующие допуски на вариацию, установленные в табл. 4. При этом желательно (но не обязательно), чтобы они составляли лишь половину от приведенных в этой таблице значений. Последнее пожелание, скорее, осуществимо при так называемой классической офсетной печати, когда тираж насчитывает несколько тысяч оттисков. В настоящее время, когда наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению тиражей и офсетные машины все чаще отбивают хлеб у цифровых, говорить о снижении вариационного допуска не приходится. Допуск на специальные (пантонные) цвета должен быть ниже, чем данные в табл. 4, особенно цветовые отличия, формирующиеся за счет значений L*. Необходимо также иметь в виду, что если изделие должно быть подвергнуто конечной поверхностной обработке, например, покрыто лаком или заламинировано, цвета могут заметно отклоняться от тех, что без обработки.

Растискивание

Вторым показателем, отвечающим за цветовоспроизведение, помимо цвета плашек, является увеличение эквивалентной площади растрового элемента, то есть растискивание. Для хроматических цветов оно определяется путем выбора наиболее подходящего варианта для имеющегося процесса печати и изготовления цветопробы (см. категории от А до H в табл. 5).

Табл. 5. Растискивание на контрольной шкале, %

Если реальные значения не совпадают с приведенными в табл. 5, необходимая величина растискивания для 50% поля контрольной шкалы (полутона) для хроматических цветов коммерческой печати при использовании позитивных пластин для бумаг 1 и 2 типов должна быть 17% и соответственно 23% для бумаги 3 типа. Приведенные величины растискивания относятся к измерению на контрольной шкале с линиатурой растра 60 см-1, с DIN E с поляризацией. Таким образом, кривые растискивания для двух наиболее часто встречающихся случаев применения разных бумаг характеризуются данными, приведенными для категорий В и D.