Смекни!
smekni.com

Хватит сюрпризов, или Как добиться постоянства цвета (стр. 3 из 4)

Увеличение эквивалентной площади растрового элемента черного цвета, как правило, на 2–3% выше, чем хроматических цветов. Черная краска обычно печатается на первой секции печатной машины и с большей толщиной красочного слоя.

Так же, как и для колориметрических координат цвета, стандарт определяет возможное колебание растискивания. Отклонение в значениях растискивания пробы или ОК-листа от установленных значений не должно превышать допуски на отклонение, определенные в табл. 6. В худшем случае эти допуски могут привести к разности в 7% между пробой и ОК-листом в полутонах. Считается допустимым изменение растискивания в процессе тиража (табл. 6), что тоже приводит к образованию «разнотона».

Табл. 6. Допуски на растискивание для пробы и тиражной продукции, %

Впрочем, стандарт не ограничивается определением допусков на отклонение и вариацию для растискивания. Изменение величины растровых элементов оказывает очень значительное влияние на точность цветовоспроизведения. Порой даже более существенное, чем изменение толщины красочного слоя. Так, например, известно, что одного и того же эффекта в изменении тоновой градации можно достичь уменьшением растискивания на 5% или денситометрической плотности на 0,35. При этом есть ситуации, когда за счет увеличения растикивания увеличить тоновую градацию можно, а за счет толщины красочного слоя — нет, поскольку ее верхний предел ограничен. Так как диапазон колебания растискивания по стандарту довольно широк, а его значения для различных цветов CMYK могут быть к тому же разнонаправленными, возможно возникновение серьезного дисбаланса. Если, например, в процессе тиража растискивание для всех цветов увеличится даже на максимальную величину допуска в 4%, то это будет не очень заметно, поскольку такое изменение сбалансировано. Хуже другой случай, когда, скажем, для пурпурной краски величина растискивания будет превышать рекомендованную и составлять 21% (17%+4), а для голубой, напротив, будет меньше — 13% (17%–4). Стандарт не допускает подобной ситуации дисбаланса и вводит новое для отечественной полиграфии понятие — «спред полутона» — от английского mid-tone spread. По сути, это разница максимальной и минимальной величины разницы между измеренными и заданными значениями растискивания хроматических цветов. Спред полутона S — величина, определяемая следующим уравнением:

где Ас — измеренное значение растискивания голубого цвета;

Асо — заданное значение растискивания голубого цвета;

Ат — измеренное значение растискивания пурпурного цвета;

Атo — заданное значение растискивания пурпурного цвета;

Ау — измеренное значение растискивания желтого цвета;

Ауо — заданное значение растискивания желтого цвета.

Пример вычисления «спреда полутона». Если измеренные значения растискивания (C, M, Y) = (20, 16, 15), а заданные значения растискивания (C, M, Y) = (17, 17, 17), то:

mах[(20–17), (16–17), (15–17)]= 3

min[(20–17), (16–17), (15–17]= -2

S= (max – min) = 5

Табл. 7. Допуски на «спред полутона», %

ISO оговаривает, что «спред полутона» для пробы не должен превышать 4%, для тиражной продукции соответственно — 5%, то есть величин, установленных в табл. 7. При этом измерения могут проводиться на контрольной шкале со значениями растрового поля 40 или 50%. Величины в табл. 6 и 7 относятся к измерениям, сделанным на контрольной шкале с линиатурой 50–70 см-1, с DIN E с поляризацией.

"Лишние" характеристики печати

При измерении оттисков используется много параметров (контраст печати, баланс по серому и т. д). Однако, согласно ISO, колориметричекие координаты плашек и растискивание являются необходимыми и достаточными параметрами для контроля цветовоспроизведения на оттиске. Контраст, как вторичное понятие, не используется. Баланс по серому определяется градацией тонового изображения голубой, пурпурной и желтой красок, их цветом и цветом их наложений. Так как эти параметры уже определены в табл. 3, отдельная спецификация для баланса по серому не очень необходима и может излишне переопределить спецификацию процесса. Однако, по практическим причинам, она полезна при цветоделении, особенно, если проба не совсем близка к значениям, получаемым на печатной машине (см. табл. 8).

Табл. 8. Баланс по-серому: комбинации

эквивалентных площадей растровых элементов Подчеркиваем, что все приведенные значения параметров относятся к измерениям, проведенным на соответствующих полях контрольной шкалы, а не в любом произвольном месте оттиска или цветопробы. Безусловно, остается возможность измерять цветовые отличия между цветопробой и ОК-листом, или между тиражной продукцией в поисках «разнотона» не на плашках контрольной шкалы, а в любом месте на оттиске. Например, в 5 см от края или в центре конкретного сюжета — это не важно. Дизайнер может заранее договориться с печатником о любом виде контроля. Подобный подход, может, и лучше, но к международному стандарту не имеет никакого отношения.

Фотоформы цветоделения контрольной шкалы должны содержать четкие контрольные поля со значениями эквивалентной площади растровых элементов с точностью ± 1%. Форма растрового элемента должна быть круглой. Линиатура растра контрольной шкалы может не соответствовать линиатуре основного изображения, но должна быть в пределах 1/6 среднего номинального значения линиатуры фотоформ цветоделения основного изображения.

Авторская справка

Методика настройки печатного процесса

Международный стандарт подробно описывает параметры качества печатной продукции с точки зрения правильности воспроизведения цвета, но носит рекомендательный характер. В соответствии с современными требованиями весь контроль цвета, а также цветовых отличий осуществляется исключительно спектрофотометром, а критерием является ЖЕ*ab. При этом надо отметить, что все приведенные значения относятся к сухим оттискам.

На практике реализация описанных в статье рекомендаций может выглядеть следующим образом:

Технолог проверяет на соответствие стандарту цветоделенные фотоформы и при необходимости вносит коррективы в процесс их изготовления;

В процессе пробной печати путем спектральных измерений технолог подбирает необходимую толщину красочного слоя сухого оттиска и только потом определяет, какая денситометрическая плотность ему соответствует. Здесь очень пригодится денситометр с поляризационным фильтром. Измеренные им значения на отобранных технологом эталонных плашках могут служить руководством к действию непосредственно для печатника;

Аналогичным образом могут быть установлены и возможные денситометрические допуски на отклонение и вариацию. Значения денсинтометрических плотностей и их отклонения жестко контролируются на протяжении всего тиража, при этом печатник не забывает следить за тем, чтобы величины растискивания, а также «спред полутона» не выходили из разрешенного коридора. Описанный подход позволяет расширить круг используемых для печати материалов, которые все шире используются в полиграфии, и не ограничиваться только бумагой, на которую ориентирован стандарт ISO.

Благодаря международному стандарту мы получаем в руки инструментарий, с помощью которого, наконец-то, можем решить проблему качества печати. Для этого нужно просто взять и измерить прибором необходимые параметры, а потом сверить их с нормативными значениями и допусками международного стандарта. Даже если цветопроба и тиражный оттиск не идентичны, первый и последний оттиски в тираже не точно соответствуют друг другу, но все значения вписываются в жесткие нормативы, продукция признается качественной.

Направление развития

Согласно правилам ISO, стандарты подвергаются ревизии каждые пять лет. В настоящее время готовится к выходу в свет новая редакция стандарта ISO 12647–2, которая сейчас — на стадии голосования и, возможно, будет издана в конце с. г. Старую пока никто не отменял. Известны некоторые изменения, которые могут быть включены в новую редакцию документа. Так, предполагается уменьшить на 3% норму растискивания на 50% поле и, а также изменить допуски цветовых отличий deltaE*ab, которые будут составлять, по предварительным данным: 1) на отклонение 5 для всех цветов; 2) на вариацию 4 для СМК и 5 для Y (соответствует ± 8% плотности). Предполагается также изменить колориметрические координаты всех цветов CMYK и объединить 1 и 2 типы бумаг. Подчеркнем, что приведенные данные — лишь проект. Что будет в реальности — покажет время.

При соблюдении печатником описанных выше параметров становится возможным предсказывать результат цветовоспроизведения. Осталось замкнуть круг и сделать эти параметры доступными в самом начале процесса производства полиграфической продукции, то есть довести их до сведения дизайнера. Конечно, все это имеет смысл в том случае, если последний заинтересован получить предсказуемый результат. Колориметрические координаты цветов плашек так же, как и растискивание, могут быть легко интегрированы в современные программы пре-пресса. Однако диапазон допуска на отклонения цветов CMYK достаточно широк, из-за большого колебания цвета бинаров на них он вообще отсутствует, а величина растискивания зависит от очень многих факторов и почти не поддается регулированию. Поэтому для более эффективного управления цветовоспроизведением целесообразно получить ICC-профиль конкретной печатной машины, работающей в определенных условиях. Наличие такой характеристики печатного процесса даст возможность дизайнеру еще на этапе рождения творческого замысла пользоваться не абстрактным «евростандартом», а конкретным цветовым охватом печатной машины с учетом всей специфики ее работы. А при наличии калибровки можно еще и увидеть все это на мониторе.