Смекни!
smekni.com

Хватит сюрпризов, или Как добиться постоянства цвета (стр. 4 из 4)

Роль цветопробы

Более того, появляется уникальная возможность получения контрактной цифровой цветопробы. Следует отметить, что по идеологии ISO цветопробе отводится главенствующая роль. Ее цветовой охват должен строго соответствовать определенным величинам, то есть цветовому охвату офсетной печати на используемых бумагах. Все допустимые отклонения задаются, отталкиваясь от пробы. Если уже на этапе изготовления цветопроба не отвечает значениям колориметрических координат, растискивания и «спреда полутона» с учетом возможных допусков на отклонение, не за чем даже говорить о соответствии стандарту будущего тиража. Печатник окажется на распутье — ориентироваться ли ему на нормированные значения и печатать по стандарту или стараться «попасть» в пробу? В то же время дизайнер уже подписал у заказчика пробу, и, по большому счету, последнему нет дела до каких-то там норм. И тут начинается шаманство, избежать которого можно, лишь повысив требования к качеству изготовления самих цветопроб.

Рис. 1. Цветовой охват различных устройств:

цифровая цветопроба на базе Epson 7600;

аналоговая цветопроба Mach-print;

печатная машина Shino-hara 52–4 (ISO 12647–2);

аналоговая цветопроба Cromalin

Если исходить из того факта, что цветопроба должна быть не просто красивой, яркой, высокоглянцевой картинкой, а должна максимально имитировать реальный процесс офсетной печати, то следует признать, что в настоящее время только цифровая цветопроба может претендовать на роль контрактной. Однако не следует поддаваться эйфории. Процесс становления цифровой пробы в настоящее время в самом разгаре, и, к сожалению, пока она не лишена недостатков. К реальным иногда добавляют надуманные — свойственные не пробе, а самой специфике офсетной печати. Но следует иметь в виду — там, где не справляется цифровая, аналоговой вообще нечего делать. Со всеми присущими ей на сегодня огрехами у цифровой пробы есть один очень важный плюс — в ней можно менять все установки, что дает практически неограниченные возможности.

Разработанная более 30 лет назад и в свое время явившаяся революционным шагом вперед на этапе замены пробопечатного станка, при современном обилии красок и запечатываемых материалов аналоговая цветопроба безвозвратно сдает позиции. Заложенные в нее ограничения оставляют ее контрактной только в умах закоренелых консерваторов. Цветовой охват используемых материалов, рассчитанный на некий усредненный печатный процесс, фиксированные значения растискивания, ограниченный перечень подложек, наличие слоя защитного ламината, искажающего цветовоспроизведение, имитация по существу печати «по сухому» и неучет реального красковосприятия — все это, помноженное на часто встречающиеся нарушения технологии изготовления в отсутствие контрольных шкал, делают аналоговую цветопробу всего лишь красивой картинкой. Картинкой, имеющей довольно отдаленное отношение к изображению, которое можно получить средствами офсетной печати, особенно если это печать не на бумаге. Подтверждение тому: производители аналоговых проб один за другим снимают их с производства, перепрофилируясь на цифровые. Тем не менее, нередки случаи, когда дизайнер заявляет, что не смог подписать у заказчика контрактную цифровую пробу, поскольку она тому не понравилась. А вот удачно «подсунутую» красивую картинку аналоговой заказчик утвердил. Такой подход таит в себе огромные проблемы.

Проведенные исследования показывают, что цветовой охват известных аналоговых цветопроб смещен по отношению к охвату стандарта ISO 12647. На рис. 1 показан частный случай (для определенного значения параметра L*) цветовых охватов аналоговых цветопроб Machprint и Cromalin, цифровой цветопробы на базе Epson 7600 и печатной машины Shinohara 52–4, отрегулированной в соответствии со стандартом ISO. Как это ни парадоксально звучит, самое ужасное в том, что где-то цветовой охват аналоговых цветопроб совпадает с охватом стандарта. Ужасно именно из-за этой своей неопределенности. То ли совпадет, то ли нет. Не надо думать, что в аналоговую цветопробу вообще невозможно «попасть». Иногда и даже часто можно, если цветовой охват изображения окажется в пределах охвата пробы. Попадали и попадают до сих пор. Однако сплошь и рядом встречаются иные случаи, когда, потеряв массу времени и материалов, печатник беспомощно разводит руками. Ну никак! А в это время дизайнер, присутствующий на приладке, терзается сомнениями: то ли печатник неквалифицированный, и этот мучительный процесс следует продолжать до победного конца, то ли действительно в пробу невозможно попасть, потому что невозможно по определению. Глядя на броские, сочные под ламинатом цвета аналоговой цветопробы, это невозможно предугадать. По большому счету, дизайнер настаивает на своем присутствии на приладке именно потому, что заведомо не уверен в возможности попадания в аналоговую цветопробу и хочет лично подтвердить, какая степень «непопадания» его устроит.

Иное дело цифровая цветопроба, со всем комплексом необходимых для ее изготовления приборов и устройств, программного обеспечения и, самое главное, знаний, а не просто отпечаток на цветном принтере. Она не требует изготовления фотоформ, значительно быстрее в изготовлении и дешевле аналоговой, по цене сопоставима с выводом самих фотоформ, за счет широкого цветового охвата может имитировать практически любой процесс офсетной печати разными красками и на любых материалах. Сама методика изготовления цифровой цветопробы, в обязательном порядке предусматривающая наличие профиля печатного процесса, предполагает своеобразную пробную печать в реальных условиях. Машина, однажды сумевшая воспроизвести определенный цвет при печатании специальных тестовых таблиц, необходимых для построения ICC-профиля, просто обязана повторять его раз за разом, если ей в этом не мешать. Единственно, что требуется от печатника - соблюдать условия печати и строго придерживаться заданных параметров, то есть следовать определенному стандарту. И лучше, если это будет международный стандарт ISO 12647–2.