Пейзаж является одним из способов передачи впечатлений автора-путешественника, недаром это ведущий признак путешествия как жанра словесного творчества. Смена картин природы, изменение сезонов, климата – это первое, чем автор может заинтересовать читателя. В путевых очерках пейзаж необходим:
для географического обозначения места действия;
для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.;
для динамичного описания сменяющихся картин путешествия;
для запечатления различных явлений природы и т. д. [3].
Мещерский предстает в своем кавказском дневнике внимательным и вдумчивым наблюдателем, который пытается изобразить картины природы не как самодостаточные яркие детали, они для него - способ раскрытия основной идеи публицистического произведения.
Одним из первых крупных городов на пути Мещерского предстал Ростов. Он с удивлением отмечает, что город подавляет своими размерами: «Громадный вокзал, напоминающий германские, со швейцаром, кричащим точь-в-точь так, как кличет к поезду пассажиров der Portier Кельнского вокзала. Всюду встреча с суетой и коммерческими типами, говор на разных языках, прилив и отлив самой разнообразной публики - все это вас сразу, после тихого приволья донских станиц, ошеломляет: вы не знаете, где вы, в России или в Европе, и когда, после остановки на вокзале, проезжая через широкий Дон, вы видите пред собою на громадном пространстве раскинутый город, вы просто поражаетесь его величественностью; но минут двадцать спустя, посреди деревушек, раскинутых по бесконечным степям, картина Ростова остается в памяти как чудесное видение сна или декорация в театре, и вы снова погружаетесь в первобытную простоту южной деревни». Пейзажи в Кавказском дневнике, кроме документально – регистрационной функции, имеют еще и описательную, посвященную не просто своеобразию природы, а связанному с ней своеобразию народных характеров. Для читателя равнинной России кавказский колорит сопряжен сколько с горами, столько и с бытом горских народов. Мещерский ежедневно, торопливо, стоит только добраться до привала, записывает в дневник выразительные сценки местных обычаев, например, особенности движения по Военно-грузинской дороге: «На втором перегоне дорога начинает суживаться, громадные скалы подходят со всех сторон все ближе. Терек начинает шуметь у ваших ног, исчезает всякое дерево, все облекается в дикий, суровый, холодный и мрачный вид и как будто улыбка сходит с лица природы. Странное ощущение! Глядишь на эти отвесные скалы, безжизненные и безмолвные, и чем они становятся громаднее, тем страшнее становится ощущение ничтожества всего человеческого, движущегося между этими неподвижными исполинами». Продолжая описание, он не позволяет себе останавливаться только на собственных ощущениях, но переходит к контрастному описанию человеческой жизни и суеты, которая трагикомически кипит на фоне сурового величия гор: «Ширина дороги - четыре шага, налево отвесная скала, как будто возвышающаяся до небес, направо ужасная круча, почти отвесная, на дне которой шумит Терек; несколько сот шагов мы проехали благополучно. Но затем – стой, повстречались с арбами, послышались голоса. Арбы, едущие нам навстречу, сцепились с едущими перед нами. Казалось, никакой возможности двинуться вперед. Но появление казака и кондуктора произвело чудо: минут через десять можно было тихим шагом пробраться, осторожно держась своей руки; с левой стороны распутанная вереница арб стояла, плотно прижатая к утесу, и так как вдруг проглянула из-за туч луна, стало настолько светло, что я смог разглядеть типичные фигуры местных возниц, выражавшие тупое изумление от приведения их в порядок». Мещерский передает суждения местных провожатых, что подобные дорожные аварии часто, разрешаясь, приводили к стычкам между представителями разных национальностей.
Никогда красоты природы не заставляли его отвлечься от мысли о главной цели своего путешествия: доставки раненым и больным солдатам лекарственной, вещевой и продовольственной помощи от московской организации Красного Креста. Поэтому автор всегда подчиняет даже свои эстетические переживания мыслям о раненых. Продолжая, например, описание ночного путешествия по Военно-грузинской дороге, он сообщает в репортажной манере: «Коляска наша забралась уже на самые высокие места; тучи плавали над пропастью у наших ног, звездное с ярко сиявшим месяцем расстилалось над нами; дул холодный ветер, и шуба была как раз впору. Картина новая, но тоже волшебная, изумительная. Куда ни посмотришь, все снежные острые вершины, ярко облитые месячным сиянием и в этом белом блеске отражавшие по временам тени проносившихся туч; а внизу, между этими громадными и многочисленными утесами, неизмеримой глубины пропасти с шумящими где-то далеко ручьями и потоками. На этой высоте и при этом пронизывающем холоде, любуясь невиданными мною еще нигде картинами, я невольно сказал себе: да, все это чудесно хорошо; да, сидя, закутавшись в теплую шубу, в коляске, и любоваться Казбеком очень удобно и приятно; но ведь по этой же дороге везут наших больных и раненых солдатиков. А как везут?». Позднее из этого вопроса, возникшего силой подавления собственного переживания и переключения его в другую плоскость, возникло небольшое журналистское расследование, в ходе которого оказалось, что везут в не утепленных арбах, без теплых шинелей, что были случаи обморожения, добавлявшие страданий и без того искалеченным людям.
Наблюдая неоднократные переходы в «Кавказском дневнике Мещерского от лирических описаний к публицистическим соображениям, приходится согласиться с утверждениями, что «мир, отраженный в публицистике, принципиально отличается от мира реального. Жизненные впечатления в субъективном авторском восприятии претерпевают художественную трансформацию». Отсюда специфика публицистического образа: с одной стороны, в нем проявляется чувственно-эмоциональное восприятие творцом действительности, а с другой – возникшие на этой основе образы «облучаются» авторскими идеями и мыслями, т.е. автор как бы не позволяет себе быть лириком. Накануне штурма важной в стратегическом отношении турецкой крепости Карс, Мещерский, спеша к ней и не успевая, наблюдает русскую атаку издалека. В его описании смешиваются переживания от красоты окружающей природы, восторг от предчувствия предстоящего события и ужас от сознания свершающейся массовой гибели человеческих жизней: «Какое-то страшно-торжественное таинство совершалось, все в воздухе этим дышало. Этот говор солдат, доходивший до меня, эти звуки пуль, эта снежная морозная тишина, а там прямо этот треск и эти молнии огней, - все вместе производило странное, никогда не испытанное в жизни ощущение. Мысль, что вот теперь, в эту именно ночь, решается участь кавказской кампании, не отвязывалась от души, и как явится, так сейчас забьется сердце, страшно забьется. Вдруг все стихает, и тогда кажется, что сквозь тишину доносятся стоны умирающих, крики раненых. Смерть, смерть в тысяче видов стоит ужасным призраком в кровавом одеянии. А мороз трещит… Боже, что же происходит сейчас на перевязочных пунктах, ведь мне и в шубе холодно…».
Описание природы помогает раскрыть обстановку, в которой происходит действие, а также эмоционально-психологическое состояние героев повествования или самого автора. Только в выявлении существенных признаков природных явлений, показе их взаимосвязи с главной идеей очерка, выразительных подробностей и детализации публицист достигает «необычайной глубины проникновения в самую суть описываемого». Мещерский намеренно усиливает контраст между тьмой ночи и вспышками выстрелов, между морозом и жаром атаки, но сводит весь контраст к леденящему ужасу смерти, который открыт наблюдателю в большей степени, нежели самим участникам событий. Таким образом, Мещерский использует пейзаж не во всех его возможных проявлениях, он играет только вспомогательную функцию, обрисовывая место действия и помогая понять драматизм сражения.
Еще одной из примет путевых записок является детализация изображения, которая помогает создать эффект присутствия, которая убеждает читателя и делает его союзником автора, помогая проникнуться то состраданием, то негодованием, ведь заражение читателя своими эмоциями – сильный способ воздействия на его сознание. Внимание Мещерского, отправившегося в армию с двоякой целью: сопровождения гуманитарного груза для больных и раненых и в качестве корреспондента, было обострено этой двойной миссией, заставляя быть более любознательным и даже въедливым в изучении окружающего. Удобство раненых, комфорт для офицеров, чистота как залог сохранения здоровья военнослужащих, честность и порядочность всех служб, от которых зависел воинский быт тех, кто жертвовал собой на поле боя - вот принцип, по которому он отбирал детали для своего путевого дневника, а отнюдь не их колоритность. Детали в Дневнике группируются
по признаку качества сохранения продовольствия и амуниции для армии,
по признаку добросовестного отношения к своим обязанностям армейской инфраструктуры,
по признаку влияния климатических особенностей на быт и здоровье военнослужащих,
по признаку воинской доблести.
Первая группа деталей – одна из самых многочисленных. Мещерский везет помощь для армии, собранную москвичами. Задача ее доставки без ущерба заставляет его быть особо внимательным к действиям остальных людей и структур. Он уже в дороге с возмущением комментирует факты беспечного или корыстного отношения к нуждам воинов. По прибытию во Владикавказ его поражают минимальные размеры железнодорожного терминала, куда со всей России приходят грузы, обеспечивающие снабжение армии, На вопрос, чем объяснить такую бесхозяйственность, ему ответили, что станция осталась неизменной с довоенных времен. На это Мещерский разражается бурной филиппикой: «Сотни тысяч пудов лежат и лежали в поле под открытым небом, и ведь сотни тысяч пудов пороха, патронов, зарядов, не говоря уж о купеческих грузах!». В Тифлисе после осмотра госпитальных бараков Мещерский разразился энергичной инвективой об инженерных войсках, которые в ходе строительства разворовали деньги и не подумали о раненых, которые теперь лежат в плохих условиях, терпят дополнительные страдания от холода и сырости, отсутствия вентиляции, «так мало отблагодаренные за то, что жертвовали жизнью». В своем дневнике автор не ленится делать приблизительные подсчеты, что должны были получить и чего недополучили простые воины или раненые. Примеров обмана воинов-героев Мещерский немало описал на страницах путевого дневника: то раненых не кормили в дороге, выдав им накануне по куску хлеба и 10 копеек денег. При этом комиссар получил по 40 копеек на человека, разведал автор и произвел подсчет: комиссар исхитрился сделать аферу, обобрав людей, пострадавших за отчизну на поле боя, и получив в свой карман за одну поездку две трети из полученного от казны содержания на нужды солдат. «Бедная Россия, бедная казна!»- восклицает автор в конце этих незамысловатых подсчетов. И примеров такого пренебрежительного отношения к человеку, к своему гражданскому долгу и к должностным обязанностям немало встречается в повествовании: то командир три месяца не выплачивал содержание казакам, но зато расплатился с карточными долгами в сорок тысяч, то извозчики завышали стоимость провоза груза в госпиталя, как только видели срочность заказа, то купцы взвинчивали цены ввиду массового заказа – везде, и особенно в бюрократических службах, отмечает Мещерский корысть, неблагородство, недобросовестность. Это Русь официальная, чуждая всему человеческому, отгородившаяся от народного горя частоколом бумажных отчетов, в которых простым людям не разобраться, а высшему начальству, не желающему нарушать заведенный порядок и свой комфорт, удобен чисто формальный контроль за происходящим в стране.