Смекни!
smekni.com

Князь Владимир Петрович Мещерский и его главные творения: орган консервативного дворянства газета «Гражданин» и «Кавказский путевой дневник» (стр. 4 из 4)

Одним из способов верификации изображаемого в дневнике является цифровая информация. Мещерский не боится оттолкнуть читателя статистическими данными: то он приводит численное соотношение в Тифлисе русских и «туземцев», неоднократно фиксирует стоимость проезда у извозчиков во Владикавказе и Тифлисе, то подсчитывает количество мест для раненых в госпиталях и стоимость расходов на их питание. Везде он лично «сует нос в котелок с солдатской кашей», чтобы проверить соотношение стоимости и качества питания. Также он указывает численность полков и батальонов, количество солдат, задействованных в сражениях с той и другой стороны, количество пленных и погибших, количество пушек, калибр ружей и место из производства. Так, именно последняя информация позволяет ему сделать выводы о скрытом участии западных стран, особенно Англии, в поддержке турецкой армии. Мещерский с возмущением пишет о том, что Россия слишком зависима в своих поступках от стран западного мира, подчас совершая невыгодные для себя действия. Особенно его задевает сравнительная характеристика размеров довольствия русского воина и турецкого офицера, которые отличаются в разы: «пленным пашам на обзаведение дали 1 тысячу рублей, тогда как русскому раненому офицеру подчас не хватает 7-8 рублей, чтобы доехать до дома. Неужели мы хотим заслужить почетные грамоты от Европы за ложную гуманность!».

Таким образом, центральный конфликт кавказского путевого дневника лежит в отношениях между мнимой Россией высшего света и высшей бюрократии и подлинной Россией. Он раскрывается в доминирующих темах, затронутых автором в «Кавказском путевом дневнике»: темы нравственного разложения чиновников, неэффективности внутренней и внешней политики государства, прогноза серьезных национальных конфликтов на Кавказе, показного и истинного героизма - все объединяет тема огромности России, еще не понятой никем: ни правительством, ни высшим обществом, ни даже самим народом.

Князь Мещерский резок в критике того, что кажется ему аморальным, низким и недостойным. Вместе с тем он искренний и правдивый повествователь, как предписывают законы синтетического жанра- соединения дневника с путевыми записками. Он восхищается картинами жизни, отражающими высокую нравственность и чистоту мыслей русских людей, их безграничную преданность Родине, чувство долга, которое сильнее не только голода, болезней, но, порой, и смерти.

После гибели Александра II 1 марта 1881 г., изменилась не только общественная обстановка: изменилось общественное мнение и отношение к критике правительства. Та часть общества, которая ранее критиковала правительство с правых позиций, почувствовала необходимость консолидации перед лицом нараставшего революционного движения, что отразилось в редакционной позиции «Гражданина». В. П. Мещерский не просто симпатизировал лично Александру III, но и был лично близок императору по юношескому периоду, а с некоторыми деятелями новой администрации его связывали дружеские отношения, поэтому его оценка их стала более лояльной. Соответственно цензура либеральнее относилась к обновленному «Гражданину». Более того, с 1881г. начинается субсидирование издания Мещерского правительством, о чем свидетельствует «Справка о выдаче В. П. Мещерскому пособия в 1881-1902 гг.». и «Записка министра финансов С. Ю. Витте о пособии Мещерскому» от января 1904 г.

На протяжении тридцати лет (1881 - 1914) встречались мелкие взыскания «Гражданину» за частные оплошности: например, публикацию сведений о вел. кн. Михаиле Николаевиче без с его разрешения (1887 г.), о нарушении правил печатания церковных поучений с предупреждением о будущем судебном преследовании в подобных случаях, о необходимости просмотра «Гражданина» военным цензором (1892 г.). Цензура была верна букве закона, и в одних случаях, если надо было предупредить журнальную полемику (например, была запрещена статья С. Н. Кривенко «Хроника внутренней жизни» в «Русском богатстве» с критикой Мещерского, якобы реабилитирующего крепостное право), она как бы поддерживала «Гражданин», то в других ситуациях страдало и само издание Мещерского. Несмотря на лояльность новому правительству, журналистский темперамент и система взглядов порой подталкивали Мещерского к резким выступлениям, за которые «Гражданин» вновь получал предостережения, а редактор - взыскания. Получение субсидии от правительства во второй период жизни издания не стимулировало газету ориентироваться на интересы аудитории, а предопределяло ее переход на ультраконсервативные позиции, что постепенно лишило «Гражданин» читательской поддержки и уменьшило его значение в общественной и литературной жизни страны. Именно в этот период сложилась репутация Мещерского как проправительственного журналиста, что предопределило его критику как слева («Русское богатство»), так и из правового лагеря - непримиримым противником Мещерского был А.С. Суворин, который считал, что аристократический консерватизм Мещерского вредит идее монархии не меньше, чем революционное движение.

Мещерского как издателя «Гражданина» подчас использовали для освещения действий правительства или зондирования общественного мнения по поводу проведения каких-либо мероприятий, назначения знаковых персон в правительство. В «Воспоминаниях» князь рассказывает, как через его газету «обкатывался» проект земского собора в 1882 г. (так и не состоявшегося) или назначение Д. П. Толстого министром внутренних дел. По признанию редактора «Гражданина», журнал служил для него барометром политической погоды: «когда усиливалось политическое брожение, подписка падала, когда усиливалась власть – подписка росла». По его наблюдению, на следующий год после гибели Александра II подписка дала самый высокий прирост, что убедило его в страхе общества перед революционным террором и желании твердой власти. Мещерский называл себя защитником монархии и русского народа, был вхож в императорскую семью, имел немало личных контактов с императором Александром III, который читал «Гражданин» и признавался, что находит там немало интересного, а иногда и полезного. Воспользовавшись одной из аудиенций, Мещерский задал вопрос о степени своей редакторской и журналистской свободы в «Гражданине», на что получил разрешение императора «писать обо всем в любом тоне, даже критическом, кроме бранного и неприличного».

При Александре III Мещерский получил высокое придворное звание камергера. В последнее десятилетие девятнадцатого века он имел меньше столкновений с цензурной системой. Они касались более частных вопросов: прегрешений отдельных земских начальников, описания разрушений во время землетрясения в пос. Верный (Алма-Аты) и коррупции местной властей при его восстановлении. Более серьезным было столкновение с военным ведомством по вопросу критики оснащения армии военным снаряжением, проектов подводных лодок и минных катеров, размещения военных заказов на промышленных предприятиях, принадлежавших иностранным, особенно германским гражданам, что привело журнал к дополнительному контролю со стороны военной цензуры в 1890-е г.

Правительственную дотацию, которую Мещерский выхлопотал в 1880-е г., он продолжал получать и при правительстве Николая II, хотя контакты с молодым императором сложились не сразу. До самой смерти (скончался накануне первой мировой войны в Царском Селе) Мещерский продолжал выпускать газету «Гражданин», оставаясь ее бессменным редактором и автором, ведя колонку «Дневник», хотя в двадцатом веке монархическая позиция Мещерского многим уже казалась анахронизмом, а его читательская аудитория бесповоротно старела и сокращалась.

Список литературы

1.Туманов Д.В. Очерк//Профессия журналист. http://jurn.by.ru/jan_15.html

2. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. http://evartist.narod.ru/text3/88.htm#%D0%B7_11

3. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. http://www.evartist.narod.ru/text/71.htm

4. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. –М., 1982. С. 94.

5. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. http://evartist.narod.ru/text/78.htm

6. Туманов Д.В. Очерк//Профессия журналист. http://jurn.by.ru/jan_15.html

Арх.: РГИА. Ф.776. Оп.2. Д. № 14(1874); Ф.776. Оп.1. Д. № 12(1875); РГИА. Ф. 777. Оп. 2. Д. № 74. 1871; Ф. 776. Оп. 2. Д. № 11. 1872; Ф. 776. Оп. 2. Д. №14. 1774; Ф. 776. Оп. 1. Д. № 12. 1776.

Лит.: Розенберг В.А., Якушкин В. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. - М., 1905; Васюков С. И. Современные деятели московской прессы.- М., 1907; Розенберг В.А. Летопись русской печати (1907-1914 гг.). - М., 1914; Лисовский Н.М. Русская периодическая печать, 1703-1900. - Пг., 1915; Балуев Б. П. Политическая реакция 80-х годов XIX в. и русская журналистика.-М., 1971; Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал: конец XIX в. - М., 1984. Мещерский В. П. Воспоминания. – М., «Захаров». 2003. – 864с.