Смекни!
smekni.com

Естественная письменная русская речь в аспекте жанроведения (стр. 5 из 7)

В соответствии с принятыми в этой работе принципамиописания жанров, субстанционально авторами жанров ЕПРР являются люди, родившиеся и выросшие в городе или близлежащих селениях. Все они — носители форм национального языка (литературного, просторечия, разговорного, профессионального, социального и пр., не диалекта). Что касается профессий и образования, то ЕПР, как и ЕУР, создают представители любой профессии и любого образования, а также и не имеющие его (например, записи Е.Г. Киселевой “Я так хочу назвать кино” [Козлова, Сандомирская 1996]).

Образ автора (функциональный фактор) предполагает существование некоторого типичного автора, пишущего тот или иной жанр. Тип автора вычленяется с помощью сравнительно-сопоставительного метода или эмпирическим путем. Так, например, тип автора “молодой” свойственен жанрам: девичий альбом, девичий дневник, граффити, дембельский альбом. Тип автора формируется из внеязыковой жанровой действительности: 1) виды контакта с адресатом: открытый (граффити, объявление, чат и пр.); закрытый (письмо, мемуары, девичий дневник); “для избранных” (журнал, альбом, книга жалоб и предложений); 2) по отношению к себе: рассказывающий о себе, рассказывающий о каких-либо событиях; 3) по ситуативному параметру: “одинокий”, “спокойный” (письмо, мемуары); “напряженный”, “деятельный”, “импульсивный” (чат, объявление, граффити, поздравления). Образ автора детерминирует тип автора.

“Тип автора”. Тип автора – некоторый пучок признаков, который позволяет отсекать неактуальную для жанра информацию об авторе и направлять ее в ядерную зону жанра. Тип автора выступает как организующий момент РЖ, “изображающее начало” [Бахтин 1986: 304], выражение, объективация самого себя, воспринятое и репрезентированное. Конститутивным моментом типа автора является авторское отношение (но не прямолинейная оценка), понимание, автор вне изображенного (и в известном смысле созданного им) мира. Он осмысливает весь описываемый мир “с более высоких и качественно иных позиций” [Бахтин 1986: 311]. Автор не сливается с предметом изображения, но выражает свое отношение к нему. При выделении типа автора РЖ важно отчленить собственно авторские характеристики (личностное начало) от жанровых особенностей, где устанавливаются типичные “образы” для того или иного жанра. “Тип автора” РЖ, “речь внутритекстового, автора, того, которого я из этого текста слышу” [Богин 1997: 19] рассматривается по параметрам: а) тип повествования: рассказчик-повествователь_ (письмо, мемуары, дневник, автобиографические записки), собеседник (записка, чат), “поздравитель” (открытка, различного рода поздравления), демонстратор (граффити, дембельский альбом), фиксатор (вахтовый журнал, книга жалоб и предложений, записная книжка, еженедельник); б) субъективный мир автора строится по отношению к ситуации:1) “объективированный” автор актуализирует ряд важных событий в высказывании их последовательное перечисление, то есть “объективное” описание (взгляд со стороны) жизни с комментариями (письмо, мемуары, автобиографические записки, дневник), автор; 2) “субъективирующий”, актуализирующий событие, находясь внутри его (ситуативность), “куски жизни”, значимые для данного момента (записка, открытка, чат, записи на доске, шпаргалка, объявление):

поэмоциональному напряжению (следует отметить, что большинство жанров ЕПРР характеризуются как эмоциональные жанры, однако среди них можно выделить разных авторов по степени эмоциональности):1) нейтральный (мемуары, автобиографические записки, перекидной календарь); 2) “напряженный” (открытка, объявление, граффити, шпаргалка);

по репрезентации своего образа: 1) “вершитель судеб” (жалоба в книге жалоб и предложений), заботливый, милый (открытка, письмо, благодарность в книге жалоб и предложений), деловой (объявление), “герой” (мемуары, автобиографические записки, дневник), “протестант” (граффити, чат) и пр.

Тип автора, выводимый из высказываний РЖЕПРР, коррелирует с рассмотренными ниже признаками: тип возраста, тип стиля, психотип и пр., но не выводится из них. Сочетание типов, напримар, автора, предполагает определенную модель автора, это не логически выводимые отношения, а объективное положение вещей, они тяготеют друг к другу, но не предполагают и не выводятся друг из друга.

Рассмотренный параметр является инвариантом автора жанра, приобретает особое значение для содержательной стороны РЖ, позволяет отождествлять жанры.

Особенность “типа автора” РЖ находится в неразрывном – соединении (в определенных пропорциях) субъективного/объективного, монолога/диалога, автора/адресата, которые актуализируются в способе изображения предмета (выбранный тип РЖ по параметру строгости (шаблонности) / нестрогости (вариативности) соблюдения жанровых канонов); содержании (тематическом, композиционном, стилистическом) РЖ; образе автора (автор и образ автора не идентичные понятия: автор – конкретное лицо, образ автора – выводимые (“дешифруемые”) адресатом и подаваемые, рисуемые (“шифруемые”) автором характеристики); образе адресата, диктуме/модусе.

Типовой возраст закреплен за жанрами, маркированными тем или иным возрастным фактором: детский тип (детские каракули, спонтанные рисунки), молодой тип (девичий альбом, девичий дневник, дембельский альбом, мальчишечий альбом, граффити, чат), взрослый тип (мемуары, автобиография, книга жалоб и предложений, записная книжка), “безвозрастный” тип (письмо, записка, открытка, объявление). За жанром “девичий альбом” закреплен следующий социотип: подросток женского пола (без полного образования), устанавливающий социальные контакты, с целью получить определенный социальный статус; жанр “мемуары” характеризуется наличием у автора определенного социального статуса, который желает его закрепить во времени и пространстве. Выделяются разные психотипы жанров ЕПРР: агрессивный – жанры: граффити, книга жалоб и предложений; эмоциональный – девичий альбом, девичий дневник, граффити, чат, открытка, поздравления, нейтральный: объявление, автобиография, ежедневник и пр., спокойный, уравновешенный: мемуары. Среди гендерных типов можно выделить жанры, написанные как девичий альбом, девичий дневник, письмо из тюрьмы (тип женского пола); дембельский альбом, мальчишеский дневник (тип мужского пола), письмо, граффити, открытка, чат, книга жалоб и предложений, ежедневник и проч. (тип “бесполовый” или лишенный половости).

4.2 Стилевая характеристика жанров естественной письменной русской речи

Субстанционально стиль жанра коррелирует с такими параметрами как социологические характеристики автора жанра и ситуация общения. Социологические характеристики автора обусловливают стиль коммуникативного поведения. Ситуация общения детерминирует коррекцию социологически обусловленного стиля поведения.

Функциональные характеристики стиля предполагают повторяющиеся стилевые особенности в определенных жанрах. В фокус языковых стилей попадают те стилевые особенности, которые легко уловимы и отождествляются в любом высказывании. Общими чертами всех предполагаемых типовых стилей ЕПРР являются следующие: спонтанность, неофициальность, разговорный стиль. Стилистические приемы, используемые в высказываниях различных жанров ЕПРР, способствуют созданию стилистического типа поведения в рамках выбранного жанра. Стилистическая небрежность, приближенность к разговорной речи свойственна жанру записка; стремление к точному построению фраз, внимательное отношение к языку, приближенность к художественной речи, “приукрашивания”, наличие подробных описаний характерны для жанров мемуары, автобиографические записи, девичий дневник; сокращения, ведение записи ключевыми словами, наличие дат, времени наблюдаются в жанрах ежедневник, записная книга, перекидной календарь; намеренное использование сниженной лексики, небрежность в обращении с языком (словом) составляют тип стилистического оформления РЖ в жанрах граффити, чат. Функциональный стиль обусловлен генетической основой жанра, устанавливающей значимые характеристики по отношению к стилю в высказывании, репрезентирующей принадлежность к определенному жанру. Стиль высказывания отражает определенные условия речевого общения. Интегрирующим признаком ЕПРР является неофициальная сфера общения, оказывающая влияние на стилевое своеобразие жанров. Внутри объекта существует дифференциация по обозначенному признаку: полуофициальный (книга жалоб и предложений, объявление, вахтовый журнал, мемуары, автобиографические записи, письмо, граффити, чат, почтовая открытка), неофициально-дружеский (записка, открытка, дневник, девичий альбом).

Жанровый стиль (стилистический образ жанра), о котором писал Бахтин, входит в жанровое ядро и играет в пространстве жанра одну из ведущих ролей. Тип стиля функционирует на содержательном уровне жанра, коррелируя с образом автора, психообразом, образом возраста и пр. Стиль РЖ напямую связан с закрепленными обществом за определенным жанром стилистическими “нормами”, ограничивающими автора и устанавливающими определенные стереотипы написания РЖ.

Жанровый стиль является некоторой формой, связанной с внутрижанровым содержанием, которая навязывает свои признаки, в данном случае стиль отодвигает какие-либо индивидуальные его проявления на периферийную зону.Жанровый стиль не относится к области образа автора, но, безусловно, коррелирует с ним: они тяготеют друг к другу, но не предполагают друг друга, такая конвергенция детерминирована объективным моментом РЖ.