«Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Не крупицы не прощу врагам» (О.Берггольц).
Приведу ещё несколько примеров использования градации в своих произведениях писателями: «Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел» (Ю.Бондарев);
Как же всё-таки градация усиливает эмоциональное значение и прозы, и стиха! Кому не известны эти прекрасные строки поэта?!:
«Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…» (С.Есенин)
Градация, как и антитеза, часто встречается в фольклоре, что свидетельствует об универсальности данных риторических фигур. Они делают речь лёгкой для восприятия, выразительной, запоминающейся.
2.3 Инверсия
Ценное средство выразительности – инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Перестановка частей фразы придаёт речи своеобразный выразительный оттенок:
«Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням…» (А.С.Пушкин)
Другими словами, инверсия проявляется в расположении слов в словосочетании или предложении в порядке, отличном от естественного. В русском языке естественным является, к примеру, порядок «подлежащее + сказуемое», «определение + определяемое слово» или «предлог + имя существительное в падежной форме», а неестественным – обратный порядок. Чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесений в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего – в конец: «Как бы трудно ни было, сделать это должны мы…» (И.Тургенев).
Приведу ещё несколько примеров использования инверсии писателями и поэтами: «Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства» (А.Коптяева) – здесь имеет место инверсия главных членов.
«Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние» (А.Неверов) – в этом отрывке инверсия согласованных определений. А вот в следующем примере инверсия дополнений: «Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили» (М.Салтыков – Щедрин).
«Сначала очень была огорчена…» (А.С.Пушкин) – инверсия обстоятельства меры и степени.
А вот ещё: «Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А.С.Пушкин); «Досадно было. Боя ждали» (М.Ю.Лермонтов); «Ослепительно – яркое вырвалось из печи пламя» (Ф.Гладков); «Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково» (С.Аксаков); «Да, мы дружны были очень» (Л.Н.Толстой);
«Тут сгорел мой приятель со стыда» (И.Тургенев).
Благодаря всевозможным перестановкам, в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки, т.к. необычная позиция отдельного слова влияет на его интонационное выделение и инверсионная конструкция будет звучать выразительно и боле веско.
2.4 Эллипсис
Эллипсис – фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена действий. Эллипсис – один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряжённость действия:
«Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги…» (В.Жуковский)
Данный приём часто используется в эпических и драматических произведениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации эллипсис является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова.
Между тем, использование эллипсиса как выразительного средства в речи художественной может быть мотивированно и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей эллипсисы служат дополнительным средством выражения его отчуждённого состояния:
- …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
- Я делаю… - нехотя и сурово проговорил Раскольников
- Что делаешь?
- Работу…
- Какую работу?
- Думаю, - серьёзно отвечал он помолчав.
Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчёркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других.
Можно привести ещё несколько примеров использования эллипсиса в произведениях писателей: «Мужики – за топоры» (А.Толстой); «Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчики» (А.Толстой); «Шампанского!...» (А.П.Чехов); «Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки» (М.Салтыков – Щедрин)
2.5 Анафора
Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого ритма прибегают к такой фигуре, как повторы. Такие формы повтора бывают самые разнообразные. Анафора или «единочатие» – повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз:
«Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…» (М.Ю.Лермонтов)
или такой пример:
«Это - круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьёв поединок…» (Б.Пастернак)
Анафора бывает:
1) звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков): «Грозой снесённые мосты, гроба с размытого кладбища…» (А.С.Пушкин);
2) морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов): «…Черноглазую девицу, черногривого коня!» (М.Лермонтов);
3) лексической (повторение одних и тех же слов): «Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза…» (С.Есенин);
4) синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций):
«Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам…» (А.С.Пушкин)
5) строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
Иногда повторяются несколько раз целые предложения в прозе, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключённую в них. И на всё той же анафоре и с той же целью может строиться целое стихотворение:
«Почему, как сидишь озарённой,
Над работой пробор наклонят,
Мне сдаётся, что круг благовонный
Все к тебе приближает меня?
Почему светлой речи значенья
Я с таким затрудненьем ищу?
Почему и простые реченья
Словно тёмную тайну шепчу?
Почему как горячее жало
Чуть заметно впивается в грудь?
Почему мне так воздуху мало,
Что хотел бы глубоко вздохнуть? (А.Фет)
2.6 Эпифора
В противовес анафоре, как бы в паре с ней, существует ещё одна фигура повтора, которая называется эпифора или «единоконцовка», повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф или фраз: «Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики…» или «Мне бы хотелось знать отчего я титулярный советник, почему именно титулярный советник?» (Н.В.Гоголь).
А вот пример использования эпифоры в поэзии:
«Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!» (А.Блок)
В чистом виде эпифора употребляется реже, чем анафора и она менее заметна в произведениях, однако нельзя говорить о том, что русские писатели и поэты её игнорировали. Известно, что эпифора очень полюбилась С.Есенину, вот лишь один пример из обилия его стихов, которые я перечитывала:
«Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я хулиганом,
Оттого прослыл я скандалистом»
2.7 Параллелизм
Следующая фигура называется параллелизм – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ; ну или если сказать немного иначе, то параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположенных в них сходных членов предложения, например: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…» (Н.Некрасов) или «Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы» (В.Брюсов); «Спит животное Собака, дремлет птица Воробей» (Заболоцкий «Меркнут знаки зодиака…»); «Помедли, помедли вечерний день. Продлись, продлись очарованье…» («Последняя любовь» Тютчева); «Забором крался конокрад, загаром крылся виноград…» (Б.Л.Пастернак) А вот, я считаю, ещё один прекрасный пример использования параллелизма нашим любимым классиком, А.С.Пушкиным:
«В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут
Бочка по морю плывёт,
Туча по небу идёт…»
Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Василий Тёркин» (А.Т.Твардовского).