Смекни!
smekni.com

Диалекты русского языка (стр. 4 из 6)

употребляются оба глагола пахать и орать, со­существуя в одних и тех же диалектах. Это по­казано совмещением знаков. Третий знак — линия с зубчиками, обращёнными в ту сторо­ну, где известно языковое явление, сообщает о наличии у глагола пахать иного значения — 'мести пол, двор, улицу1: она веником в избе па­шет; похай мост (сени).

Сопоставляя информацию, которую даёт кар­та, с материалами разнообразных словарей, па­мятниками письменности, сведениями из дру­гих славянских языков и диалектов, можно сделать выводы о древности тогсшли иного язы­кового явления. Так, при сравнении лингвисти­ческой карты с исторической было обнаруже­но, что говоры, где слово пахать употребляется

в значении подметать', располагаются на тер­ритории древней Новгородской республики. Исследователи древнерусского языка приводят многочисленные примеры употребления гла­гола пахать в памятниках письменности (ле­тописях, актах) не только в значении 'обраба­тывать землю', но и 'расчищать землю от леса, кустов'. Это говорит о древности значения 'мес­ти', 'чистить' и его связи со значением 'возде­лывать землю'.

Рассмотренная карта — лексико-семантическая; она показывает, где бытует то или иное слово и каково его значение. Однако бывают и другие карты.- фонетические, морфологические, синтаксические. По ним можно судить о произношении звуков, о диалектных особенностях грамматических форм и многом другом.

Если лингвистические карты объединить по определённому принципу — общности терри­тории, на которой распространены говоры, язы­ковому уровню, родству языков — и системати­зировать, получится лингвистический атлас. К настоящему времени в мире опубли­ковано более 300 различных языковых атласов. Среди них «Лингвистический атлас Европы», «Об­щеславянский лингвистический атлас», «Обще­карпатский диалектологический атлас» и др. Многообразие русских говоров показано на кар­тах «Диалектологического атласа русского язы­ка», работа над которым велась более 40 лет. в значении подметать', располагаются на тер­ритории древней Новгородской республики. Исследователи древнерусского языка приводят многочисленные примеры употребления гла­гола пахать в памятниках письменности (ле­тописях, актах) не только в значении 'обраба­тывать землю', но и 'расчищать землю от леса, кустов'. Это говорит о древности значения 'мес­ти', 'чистить' и его связи со значением 'возде­лывать землю'.

Рассмотренная карта — лексико-семантиче-ская; она показывает, где бытует то или иное слово и каково его значение. Однако бывают и другие карты.- фонетические, морфологические, синтаксические. По ним можно судить о произношении звуков, о диалектных особенностях грамматических форм и многом другом.

Если лингвистические карты объединить по определённому принципу — общности терри­тории, на которой распространены говоры, язы­ковому уровню, родству языков — и системати­зировать, получится лингвистический атлас. К настоящему времени в мире опубли­ковано более 300 различных языковых атласов. Среди них «Лингвистический атлас Европы», «Об­щеславянский лингвистический атлас», «Обще­карпатский диалектологический атлас» и др. Многообразие русских говоров показано на кар­тах «Диалектологического атласа русского язы­ка», работа над которым велась более 40 лет.

§ 2.4. Классификация русских говоров.

При изучении говоров важны не только признаки, которыми они различаются или, наоборот, по которым сходны, но и те территории, в границах которых определенная совокупность различительных черт представлена особенно четко.

Принципов классификации говоров может быть несколько, в зависимости от задач, которые ставятся.

По отношению к литературному языку все говоры распределяются по принципу «центр-перефирия»: говоры «удаляются» от «центра» в зависимости, насколько они отличаются своими особенностями от литературной нормы.

В зависимости от своего происхождения выделяются говоры севернорусские и южнорусские, с переходными между ними среднерусскими. Если при этом учесть столь же важное в историческом отношении противопоставление «восток-запад», то этот принцип классификации совпадет с прдыдущим, потому что в «центре» опять окажутся говоры, особенно близкие к литературному языку, легшие в ее основу.

Исторически, по характеру распространения русские говоры делятся на коренные («материнские»), которые распространены в центральных районах Восточной Европы, и «новые» говоры, т.е говоры новых территорий заселения. «Новые» говоры в некоторых своих особенностях могут быть архаичнее материнских, их изучение дает многое для воссоздания прошлых этапов развития русских наречий, однако в классификации говоров по территориям такие говоры обычно во внимание не принимаются. Например, Поморская группа говоров, самая северная в севернорусском наречии, иногда не выделяется как самостоятельная, хотя заселение славянами побережий северных морей началось с XI века, т. е. еще до образования в XV веке устойчивых диалектных регионов, сохранившихся до нашего времени.

По различительным особенностям языка группы говоров объединяются независимо от территории заселения- это и есть основной принцип классификации говоров, принятый в диалектологии. Преимущество его в том, что в зависимости от признаков, положенных в основу классификации, диалект можно представить и как говор отдельной деревни, и как группу соседних говоров, и как самостоятельное наречие. Недостаток же этого принципа в том, что на карте изоглоссы каждого отдельного явления оказываются причудливо переплетенными и образуют внешне несводимую в систему цепь случайных и исторически подвижных границ. В таком случае «помогают» все остальные принципы классификации, и прежде всего исторический.

Последовательность в построении классификации определяется известной суммой избранных для этого признаков.

Говор- мельчайшая единица диалекта, однородного по особенностям речи на общей территории распространения в одинаковой этнической сфере. «Говор» одновременно и самый неопределенный по смыслу термин: в зависимости от количества и качества различительных признаков можно описать говор одного человека, говор одной деревни и вообще «говор» всех русских. Поэтому весьма условно «говором» признаем конкретную диалектную систему, «местную речь» во всех ее особенностях, как различительных, так и общих для русского языка. Говор- самая реальная единица диалектного членения.

Группа говоров представляет собой более крупную единицу, и чем больше такая группа по территории распространения говоров, тем меньше признаков, выделяющих ее из числа всех остальных. На каждом отдельном этапе развития диалектов именно группы говоров обладают свойством представлять реально существующие диалектные комплексы, определенные по общей сумме признаков и вместе с тем отражающие систему языка.

Наречие- самая крупная единица диалектного членения, она определяется по языковым, культурным и историческим признакам разграничения говоров, а в узком смысле слова собственно и значит «диалект» (в широком смысле диалект противопоставлен литературной норме).

В русском языке выделяются два основных наречия - севернорусское и южнорусское и полоса среднерусских говоров между ними. Среднерусские говоры характеризуются сочетанием аканья с севернорусскими чертами. По происхождению это в основном севернорусские говоры, утратившие оканье и воспринявшие некоторые особенности южных говоров. Среднерусские говоры сложились в результате интенсивных междиалектных контактов на территории исторических центральных областей Русского государства. Именно эти говоры легли в основу национального русского языка. В пределах этих трёх главных групп (двух наречий и среднерусских говоров) выделяются группы и подгруппы говоров: северное наречие: ладого-тихвинская, вологодская, костромская; среднерусские говоры: псковская, владимиро-поволжская; южное наречие: курско-орловская, рязанская.

Северные и южные наречия различаются комплексом языковых различий (фонетических, морфологических, лексических), образующих двучленные противопоставления. Основные из них:

Северное наречие: различение гласных неверхнего подъёма после твёрдых согласных в безударных слогах (оканье); Южное наречие: неразличение гласных неверхнего подъёма после твёрдых согласных в безударных слогах.

Аканье-неразличение о и а, оканье – различение о и а.

(нет) сома(я) сама } [сама]

(нет) сома(я) сама →[сома]→[сама]

полить (цветы) палить (из пушки) } [пал'лит']

полить (цветы) →[пол'ит'] палить →[пал'ит']

Северное наречие: смычное образование фонемы г и её произношение как к в конце слова и перед глухой согласной; Южное наречие: фрикативное образование фонемы г и произношение её как []1, а в конце слова и перед глухой согласной как [х]. Северное наречие: отсутствие j в интервокальном2 положении (дел[аэ]т, де[аа]т или дел[а]т); Южное наречие: сохранение интервокального j (делает). Северное наречие: формы род. и вин. падежей личных и возвратного местоимений меня, тебя, себя; Южное наречие: формы род. и вин. падежей личных и возвратного местоимений мене, тебе, себе; Северное наречие: твёрдая т в формах 3 л. ед. ч. и мн. ч. глаголов (носит, носят); Южное наречие: мягкая ть в формах 3 л. ед. и мн. ч. глаголов (он носить, они носять); Северное наречие: наличие согласуемых постпозитивных частиц –от, -та, -ту, -те, -ты, -ти (изба-та); Южное наречие: отсутствие согласуемых постпозитивных частиц.

§ 2.5. Лексика диалектов русского языка.

Диалектология изучает главным образом специфическую часть словаря говоров, ее состав и происхождение, изменение и развитие значений слов. Для того чтобы правильно определить предмет исследования, необходимо знать, что такое диалектное слово, каковы его характерные особенности.