Форма рогов косуль разнообразна, индивидуальна и почти не меняется в зрелом возрасте, за исключением случаев их физического повреждения или ранения, перенесенной болезни и истощения животного. У таких самцов рога обычно несимметричны, уродливой искривленной или загнутой формы, иногда неочищенные («париковые») и в форме нароста, закрывающего морду животного. Рога наиболее массивны у здоровых 4-8-летних зверей, особенно у сибирской косули: масса – до 1,6 кг (вместе с черепом), длина – до 48 см, размах – до 47 см у отдельных особей при средних значениях для популяции около 800-900 г, 28-33 см и 17-26 см соответственно. С 8-летнего возраста происходит деградация рогов: уменьшаются их масса и размеры, утрачиваются отростки и жемчужины, значительно укорачиваются и утолщаются лобные стержни.
К пище косуля неприхотлива: летом ест самые разнообразные травы, особенно болотные и околоводные, листья и зеленые побеги молодых деревьев и кустарников; зимой довольствуется сухими листьями, ветошью, тонкими ветками, почками, мхами, лишайниками, хвоей. Однако косуля очень хорошо приспособлена к добыванию пищи из-под снега и разрывает большие участки, чтобы добраться до ветоши и вечнозеленых растений (Лавров М.А., 1976).
Но из всего этого кормового разнообразия она предпочитает листья и побеги осины, ив, леспедецы, лип, рябины, берез, ясеня, дуба, жасмина, винограда, лещины, малины. Из трав предпочитает бобовые, сложноцветные и зонтичные. Излюбленный нажировочный корм - грибы, желуди, ягоды голубики, брусники, винограда, актинидий, жимолости съедобной. Хвоя, лишайники, мхи – корм вынужденный (Трутнев Л.Е., 2004).
Заболоченные низменности и болота, пересеченные «релками», с лесами и кустарником, а также берега рек и озер - столь же излюбленные биотопы косули в левобережном Приамурье. Особенно притягательны для косуль осоко-ивовые болота с троелисткой, стрелолистом, аиром, осокой широкочешуйной и другими гигрофильными травами. Очень любят эфемерный ранневесенний прострел, хотя он считается ядовитым. Как и большинство копытных, косули посещают разнообразные солонцы. Изредка обгрызают даже сброшенные рога, кости (Тимофеева Е.К., 1985).
Недостаточность минерального питания вынуждает косуль выходить на естественные и искусственные солонцы. Животные ходят на солонцы круглый год, но особенно активно весной и летом, что связано с увеличенной потребностью в солях в этот период (Лавров М.А., 1976).
Охотно поедают косули различные культурные растения на полях и лесных огородах. Посещают эти места и зимой, если на них оставлены скирды и копны. В многоснежье настойчиво ходят к стогам сена, а сено из лесного разнотравья, особенно подсоленное, предпочитают прочим зимним кормам. Длительное время держатся на свежих гарях и вырубках, покрывшихся травянистой и молодой растительностью, охотно кормятся на отаве покосов (Лавров М.А., 1976).
Половая активность впервые проявляется у самцов косуль в возрасте 4 – 6 месяцев (Цаплюк О.Э., 1977).
Самцы становятся половозрелыми на втором году жизни. Это подтверждается наблюдениями за их поведением.
Половое созревание самок возможно уже на первом году жизни. В августе в яичниках самок-детенышей появляется множество мелких фолликул, что, видимо, связано с приближением эстрального цикла. К октябрю возможно оплодотворение (Цаплюк О.Э., 1977).
Большинство самок, как и самцы, становятся половозрелыми на втором году жизни и приносят первое потомство в возрасте двух лет.
Гон происходит в летних местах обитания косуль, в лучших угодьях которых расположены индивидуальные участки готовых к размножению самцов и держится большинство самок с детенышами (Тимофеева Е.К., 1985).
Для сибирских косуль в целом характерны более поздние сроки гона – август – сентябрь, а иногда и до октября (Данилкин А.А., 1999; Дарман Ю.А., 1990; Собанский Г.Г., 1992). Для животных южных районов Дальнего Востока указываются и более ранние сроки гона – с конца июня (Дарман Ю.А., 1990).
Косули – единственные из копытных, имеющие латентный период беременности, в связи с чем их репродуктивный цикл заметно отличается от цикла даже близкородственных животных (Данилкин А.А., 1999; Собанский Г.Г., 1992; Тимофеева Е.К., 1985).
В целом период беременности у сибирской косули в связи с более поздним началом течки срок беременности несколько короче, чем у европейской. На Урале, он в среднем 287 дней (от 279 до 296 дней) (Данилкин А.А., 1999), на Дальнем Востоке – 284 дня (Дарман Ю.А., 1990).
Отел у сибирской косули происходит со второй половины мая до середины июля (Дарман Ю.А., 1990; Млекопитающие Зейского заповедника, 1984). Родовой период длится в каждом году примерно одинаковое время, смещаются лишь его кульминационные моменты, что обусловлено влиянием погодного фактора на срок беременности (Данилкин А.А., 1999).
Для отела самки предпочитают опушки леса и луговые поймы, где имеется густой высокий травяной покров. В лесостепных биотопах большая часть косуль рожает на высокотравных лугах (Данилкин А.А., 1999).
Косули отличаются от других оленьих высокой плодовитостью, которая обусловлена ранним созреванием и участием части самок в размножении уже на первом году жизни, а самцов – на втором, длительным периодом спаривания (возможно с мая по декабрь), полиэстральностью и многояйцевостью самок, ежегодным рождением 1-4 телят.
В большинстве популяций на одну половозрелую самку косули приходится от 1,7 до 2,5 желтых тел и от 1,5 до 2,3 эмбрионов. У отдельных самок находят до 5 (Данилкин А.А., 1983; Егоров О.В., 1965; Верещагин Н.К., Русакова О.С., 1979).
Основной враг косули в природе – волк. Так же на них нападают рысь, росомаха, бродячие собаки. Наибольший урон косули наносят волки, одному среднему волку в год нужно до 1000 кг (Лавов М., 1980).
Стаи бродячих собак - это «беспредельщики», уничтожают все, что могут укусить (Руденко Ф.А., Семашко В.Ю., 2003).
В биоценозах косуля не является «неуживчивым» или враждующим сочленом. Теоретически возможна его конкуренция в питании с лосем, изюбрем и другими копытными (Тимофеева Е.К., 1985).
Косули подвержены заразным и незаразным заболеваниям (Горегляд Х.С., 1971).
С появлением первых проталин на пригреваемых солнцем склонах, среди лесных редких и мало облесенных участках в конце марта - начале апреля появляются иксодовые.
Иксодовые клещи в массе наползают на косуль, локализуют в основном в области шеи и груди. После смены зимнего волосяного покрова на летних и зимних потеплений количество клещей на косулях снижается, и осенью удается обнаружить их в незначительном количестве на разных стадиях развития.
В значительно удаленных от воды участках региона в зависимости от метеорологических условий, широты местности и наличия мелких непроточных водоемов, примерно с середины мая до середины июня начинается массовый лет комаров.
Одновременно с первых чисел июня, почти повсеместно, в пределах региона начинается массовый лет кровососущих двукрылых - мошек и мокреца.
От мошки и особенно мокреца косули заметно страдают.
У косуль на юге Дальнего Востока обнаружено 11 видов гельминтов. Из трематод в сентябре у всех косуль найдены в желчных протоках печени, а у особей из Приморья в рубце в больших количествах. Нематод у косуль обнаружено восемь видов, локализуются в толстом отделе кишечника.
Наиболее опасны для косули диктиокаулез, трихоцефолез и вердикманиоз.
Из заболеваний в различных участках обширного ареала зарегистрированы: сибирская язва, туберкулез, чума рогатого скота, ящур и другие (Горегляд Х.С., 1971; Овсюкова Н., 1973).
1.3 Биотехнические мероприятия для косули
Основная причина отхода косуль в зимнее время – простудные заболевания.
Поскольку косули и олени в непогоду обычно укрываются в густых зарослях молодых елок, следует создавать в качестве примитивных убежищ в лесу островки елового молодняка загущенной посадки и сохранять участки густого елового подроста в тех местах леса, где зимой обычно держатся эти копытные. В этих еловых зарослях в середине зимы рекомендуется выкладывать кучи соломы или камыша (Кузнецов Б.А., 1974).
В нашей стране и за рубежом иногда строят специальные убежища для оленей и косуль, совмещенные с кормушками и солонцами. Обычно они представляют собой двускатный навес, стоящий на четырех-шести столбах. Внутри него расположен небольшой тесовый сарай для хранения веников, корнеплодов и других кормов. Пространство между потолком сарая и крышей навеса используется в качестве сеновала. Нередко та сторона навеса, которая подвержена воздействию ветров, заплетается плетнем. Под навесом размещают ясли для сена, корыта для концентратов и корнеплодов, ящики для соли (Дементьев В.И., 1971).
В некоторых хозяйствах в качестве убежища для косуль строят сараи, закрытые плетнем с двух или трех сторон, с горизонтальной низкой крышей из расположенных на расстоянии 10 – 20 см жердей, на которую еще с осени накладывают копну сена. Косули, спасаясь от вьюги в таком убежище, одновременно кормятся, вытаскивая пучки сена через решетчатую крышу. Высота крыши зависит от того, какой вид оленей содержится в хозяйстве.
Можно ставить для защиты оленей и косуль от непогоды и более простые сооружения – навесы на столбах, плетни из тальника и т. п. Их следует размещать так, чтобы защитить животных от господствующих зимой ветров. Земля под ними должна быть покрыта соломой или сеном (Кузнецов Б.А., 1974).
Подкормка косуль
В летнее время эти копытные животные обычно не испытывают нужды в подкормке, довольствуясь обильными в это время года естественными кормами (Дементьев В.И., 1971).
В зимней подкормке нуждаются косули тех районов в которых запасы природных веточных кормов невелики или когда из-за большого количества выпавшего снега или образования наста они становятся труднодоступными. Олени и косули пользуются подкормкой обычно с образованием снежного покрова (Клюшев А.Г., 2003).
Организация правильной подкормки косуль позволяет хозяйству сконцентрировать стадо в нужных местах, облегчает наблюдение за животными. Во многих случаях подкормка косуль уменьшает вред, приносимый этими зверями лесным насаждениям, и предупреждает случаи потрав ими сельскохозяйственных культур на соседних полях (Кузнецов Б.А., 1974).