Запомнить эти различения не трудно, но они чрезвычайно важны для получения сверхурожая.
Объяснил и доказал мне это Петр Матвеевич просто. Представь, предложил он, что ты стал маленьким, как муравей, и спустился в почву. Что бы ты там увидел? Прежде всего бесконечные лабиринты коридоров, проделанных червями. Увидел бы подземные заросли сине-зеленых водорослей, какие-то гроты, наполненные грибами, соляные сталактиты и сталагмиты из разной минералки, озера бы увидел - запасы воды, обеспечивающие влажность. И всюду присосавшиеся или ползающие существа самых причудливых форм и размеров - бактерии, букашки, черви, жуки, ящерицы... Сонмище живых и разлагающихся организмов. Всюду жизнь! Общей массой целого стада крупного рогатого скота на гектар.
И вдруг эту устоявшуюся жизнь переворачивает лопата или плуг земледельца...
Выбрасывается в атмосферу вся углекислота, так необходимая растениям.
Анаэробные бактерии, привыкшие жить без воздуха, вытаскиваются наверх, на погибель, а аэробные бросаются в глубины, где не будет им воздуха, т.е. тоже на смерть. А когда не станет бактерий, нечем будет питать растения.
Перевернутый слой хоронит и всю другую почвенную живность.
Мало кому удастся выбраться из завала земли, тысячекратно превышающего размеры тела. А если кому - то и удастся спастись от этой человеческой глупости, то он становится жертвой агрессии второй, третьей... десятой...
Вся наша агротехника как бы нарочно разработана, чтобы не улучшать плодородие почв, не повышать урожаи, а наоборот - губить их.
И вот сыпятся соли или льются их растворы под благовидным предлогом: подкормить растения, а на деле - убить остатки живого существа в почве, а значит, и понизить ее плодородие, обречь себя и страну на низкие урожаи. И на зависимость обречь - от западных поставщиков хлеба и мяса, и молока, и всего прочего, что они выращивают и получают в 3 - 5 раз больше нашего, потому что уже давно не применяют отвальной пахоты и изгоняют с полей лишнюю химию. Так объяснял мне Петр Матвееевич, и так я теперь разъясняю положение дел посетителям редакции.
Его надо запомнить на всю жизнь и передавать своим детям, внукам, родственникам и друзьям.
Жизнь на земле создана в двух видах: РАСТИТЕЛЬНОЙ и ЖИВОТНОЙ. И по большому счёту животные существуют за счёт того, что поедают растения. А растения растут за счёт того, что питаются животными, пользуются продуктами распада их белковых тел, т.е. ГНОЕМ. Отсюда пошло точное, народом рождённое слово - переГНОЙ. В почве, не отравленной химией, обитает громадное количество бактерий: более 20 тонн на гектаре. Примерно столько же в ней проживает червей и прочей живности. По массе это равно стаду коров в сто голов. Так как жизнь бактерий короткая, длится в среднем двадцать минут, то после смерти их белковая масса поступает растениям, формируя урожай. Чем больше бактерий и червей в почве, тем больше переГНОЯ, тем выше урожай. Вот и весь секрет высоких урожаев! Ничего не зная о бактериях и "живом веществе", земледельцы древних Шумер делали всё возможное именно для размножения их. А наша химизированная и индустриализированная агротехника всё возможное делает для сокращения "живого вещества" почв. Не будем вдаваться в вопрос, почему так происходит: это - тема особая. А выводы каждый может сделать сам. В меру накопленного опыта и понимания прочитанного.
Ещё надо вам знать: за зиму бактерии почвы вымерзают настолько, что их обычная масса восстанавливается лишь к концу июня. Вот она самая злейшая беда российского земледелия! Получается, что в самый ответственный период роста растениям недостаёт питания: в почве ещё мало бактерий, а значит мало переГНОЯ. Что делать?. .
Для получения сверхурожая почву надо подготовить, повысить в ней содержание " живого вещества".
Прежде всего, как вы поняли из предыдущего изложения, ни в коем случае не перекапывать участок, как обычно это делается: вывернут пласт, перевернут, да еще лопатой разобьют его. А то и корешки все вынут.
Главное требование Пономарева - вернуть в землю как можно больше органики.
Ты пойми, - повторял Петр Матвеевич. - У природы нет плохой почвы. Есть плохие хозяева!... В Голландии, Дании, Бельгии отвоевывают землю у моря, почвы у них песчаные, а урожайность - 60 - 70 центнеров зерновых с гектара. А все дело в том, что пески они усиленно удобряют.
Голландцы богатые. Они все купят.
Минералку, что ли? А нам она на дух не нужна. Своего добра хватает. Все, что когда - то росло, возвращай земле: листья, опилки, солому и бурьян в виде резки, торф, навоз...
И мы этим занимались.
Подготовка почвы под будущий урожай (и не только картофеля, но и прочих культур) начинается осенью, сразу же после съема урожая. Исходя из того, что было сказано выше, главная забота огородника заключается в том, чтобы накопить в почве побольше белковой массы. Сделать это можно одним способом - создать бактериям все условия для бурного размножения, позаботиться о "жилье", пище, тепле, воде, воздухе - всем том, что необходимо нормальным живым существам.
На первый раз вам придется вскопать огород, но делать это надо, заботясь о том, чтобы не навредить живому веществу. Пономарев делал так.
По фронту отведенного под посадку участка прокапывается первая борозда на глубину штыка лопаты. Затем эта бороздка наполняется соломенной или травяной резкой (размером 5 - 6 см) или опилками, или опавшими листьями - всей той органикой, какая нашлась. Далее эта масса присыпается толченым (до состояния порошка) бурым углем.
Зачем? А вспомните второй закон плодородия почвы.
В растениях откладывается столько углерода, сколько его поступает в виде углекислоты. Для формирования невысоких урожаев проблем с углеродом нет. Но как быть, когда надо получать сверхурожай? Вот тогда - то у Пономарева родилась мысль использовать в качестве углеродистого удобрения... уголь. Недорогой бурый уголь содержит в себе набор веществ, крайне необходимых растениям. Например, в тонне ангренского угля, который мы применяли, содержится: углерода - 720 - 760 кг, водорода - 40 - 50, кислорода - 190 - 200, азота - 15 - 17 кг, серы - 2 - 3 кг и ряд важных для жизни растений микроэлементов.
Перемолотый в пыль уголь вносится в почву, где он успешно перерабатывается бактериями и в дальнейшем превращается в питательную среду для растений.
Уголь для бактерий, как сахар для людей, - любил посмеиваться Петр Матвеевич, когда мы занимались грязной работой - дробили молотками куски угля.
А не дорого будет переводить уголь на удобрения?
Нет, не дорого. Бурый уголь самый дешевый. Один центнер прибавки зерна окупит все расходы.
А как быть тем, у кого нет бурого угля? Например на Северо-Западе?
Там сланцы есть.
Их так же надо дробить в пыль?
Надо дробить, Юрочка. И побольше. Чтоб на всю эту кучу хватило, - кивал он на приготовленную соломенную и камышовую резку, опилки... - И запомни на всю жизнь: мало вернешь земле, мало и возьмешь. Все, что росло на земле - возвращай в нужном тебе месте, на огороде, к примеру, и получишь сверхурожай.
По агротехнике Пономарева создавалась двухслойная структура почвы. Так как верхний слой глубиной 10 - 15 см обеспечивает жизнь аэробных бактерий, то делается он пористым за счет внесения в почву рубленной соломы или опилок, сдобренных угольной пылью или, при отсутствии угля, перепревшим навозом. Трубочки соломы улучшают аэрацию верхнего слоя. Все это вместе дает возможность очень быстро развиваться бактериям, прочей живности и в почвенном слое накапливается от двух до трех процентов гумуса.
Но что делать огородникам, у которых нет угля и сланцев?
Использовать перепревший навоз или смешанный торфо-навозный, торфо-земляной компост. На засыпанную в борозду соломенную (травяную) резку насыпать перепревший навоз, переворошить. Этот навоз будет служить вам "дрожжами": окрепшие на навозе культуры бактерий перейдут на пищевую добавку и, при соблюдении других условий, о которых будет сказано ниже, за короткий срок "нагуляют" свой белковый вес. И почва станет рыхлой даже при недостатке червей, что чрезвычайно важно в первый год перехода на разумную агротехнику. А потом появятся и черви. В крайнем случае их надо накопать где - либо и внести в почву своего огорода.
И так продолжаем. Вы заполнили борозду соломенной или бурьянной резкой, внесли перепревший навоз. Продолжайте вскапывать участок вдоль борозды. Делать это надо так, чтобы взятый лопатой каждый следующий пласт земли был перенесен на заполненную вами борозду без переворачивания и традиционного разбивания кома. Ведь теперь вы знаете, что иначе разрушите многоярусную среду обитания живого вещества. Разумеется, какое - то разрушение произойдет. Но в целом это послужит ускорению развития жизни в почве вашего огородного участка. А потом постарайтесь вскапывание провести с пониманием сути разумной агротехники: создать в почве живое вещество.
Предложенный прием внесения удобрения способствует оздоровлению всей площади огородного участка. Если вы этого не сделали с осени, то можно многого добиться весной, при посадке или посеве сельхозкультур, делая одновременно то и другое.
Возникает вопрос, а сколько класть резки и навоза? А столько, сколько имеете того и другого. Чем больше, тем лучше. Так что не жалейте.
Многолетняя практика народных опытников доказывает, что средняя норма внесения под картофель навоза и других органических удобрений составляет не менее 1 тонны на 100 кв. метров. Вносить органические удобрения лучше с осени. Использовать надо только перепревший навоз. Особенно перепревший торфяной навоз, полученный при использовании торфа на подстилку скота или просто перемешанный с торфом. Важно при этом чтобы навоз и торф были влажными.