В истории цивилизации, как и в человеке скоп жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее.Жак Ле Гофф, современный французский историк
§1
«ДЕТСТВО» ЕВРОПЫ
«Детство» Европы протекало в катастрофической, бурной обстановке Великого переселения народов, столкновении двух совершенно противоположных и, казалось бы, несовместимых миров — мира варварских германских племен и цивилизации Рима.
Варварство против цивилизации
Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племена перешли через Рейн и пытались осесть в римской провинции Галлии. Но их натиск был отбит, и самый решительный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь, отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, отделяющая римские владения от земель свободных германских племен. Дальше, до Дуная, шли пограничные укрепления, которые назывались Римским валом.
Вся их жизнь проходит в охоте и военных занятиях: с раннего детства они (закаляются), приучаясь к тяготам их сурового образа жизни.Юлий Цезарь о воинственных германцах в I в. до н. э.
Германские племена, жившие бок о бок с римлянами, конечно, впитывали римскую культуру и были гораздо более «цивилизованными» по сравнению с теми племенами, которые были удалены от границы.
Это мирное сосуществование было нарушено уже во II—III вв. н. э., когда в движение пришли восточногерманские племена — готы. Поселившись в Причерноморье, они совершали оттуда набеги на империю. В IV в. началось Великое переселение народов — массовые перемещения германских и негерманских племен.
Под натиском гуннов — кочевников тюркского или монгольского происхождения, которые шли с востока на запад, вестготы осели на территории империи, в современной Болгарии, как союзники римлян. Но уже в начале V в. они вторглись в Италию, в 410 г. взяли Рим, а потом перешли в Галлию. Там, в районе современного города Тулузы, в 418г. было создано первое варварское королевство на территории Римской империи.
В начале V в. в Галлию хлынули и другие германские племена (вандалы, аланы и свевы), воспользовавшиеся тем, что Рим был занят борьбой с вестготами. Особенно опасными были вандалы. Дикие и агрессивные, они не шли на договоры с империей, предпочитая совершать набеги и грабить новые и новые территории. В 20-е гг. V в. вандалы разорили богатые приморские города восточного побережья Пиренейского полуострова, а затем высадились в Северной Африке.
Кроме германцев в том же V в. на территорию империи стали вторгаться гунны, во главе которых стоял знаменитый вождь Атилла, прозванный современниками «бичом Божьим».
Вестготы — западные готы, во 11—111 вв. н. э. расселились по Днестру и Нижнему Дунаю. Остготы — восточные готы — заняли земли на восток от Днестра, до берегов Черного и Азовского морей.
Племя бургундов, живших прежде на Среднем Рейне, после победы римлян над гуннами было частично переселено к Женевскому озеру. Там в 457 г. появилось новое Бургундское королевство, которое вскоре расширилось к северу и вниз по реке Роне, в сторону Прованса.
В этой бурной катастрофической обстановке практически незамеченным прошло знаменательное событие — в 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император и Западная Римская империя прекратила свое существование. Впрочем, эта дата во многом условна: реально свою власть римские императоры потеряли гораздо раньше.
Между тем на территорию бывшей Западной Римской империи продолжали вторгаться германские племена. Одно за другим образовывались варварские -королевства.
В 439 г. вандалы создали королевство в Северной Африке. В 486 г. в Северную Галлию вторглись франки, ранее жившие в нижнем течении Рейна. В VI в. Франкское королевство заняло земли в Южной Галлии и Бургундии. С середины V в. германские племена стали активно осваивать Британию, воюя с местным кельтским населением. В результате к концу VI в. в Британии образовалось семь варварских королевств.
Образование варварских королевств не создало обстановки стабильности. Новые государства вели между собой постоянные войны, их границы были непостоянны, а жизнь, как правило, недолговечной.
Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы, которые вскоре свергли короля вестготов Одоакра и образовали обширное Остготское королевство, включившее в себя Италию, Сицилию, часть Паннонии и Иллирии, а позднее — Прованс. Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захвачена другим германским племенем — лангобардами.
Эта довольно хаотичная картина дополнялась непрерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государственности.
Волны варварских нашествий постепенно успокаивались, но обстановка в Западной Европе еще долго оставалась напряженной. С VIII до середины XI в. на Западную Европу наводили ужас набеги воинственных норманнов — германских народов, населявших скандинавские страны. В конце VII — начале VIII в. молодая исламская цивилизация повела наступление на европейский мир и утвердила свое господство над Северной Африкой и большей частью Испании.
Разрушение или созидание?
На Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского миров.
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада
Какую роль сыграли варвары в становлении новой цивилизации? Казалось бы, ответить
на этот вопрос легко. Варвары разрушили цивилизацию Рима, а вместе с ней и тот уровень цивилизованности, который создавался на протяжении многих веков. Не случайно первые века после гибели империи называют «темными».
Население страдало от жестокости завоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные произведения искусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель. Так вырисовывался облик Западной Европы в начале ее существования: огромные пространства лесов и полей с редкими, разобщенными островками деревень.
Современники с ужасом описывали бедствия, обрушившиеся на некогда процветавшие земли.
На Испанию набросились варвары; с неменьшей яростью обрушились заразные болезни... Голод свирепствует столь жестокий, что люди пожирают человечину... В городах, деревнях, виллах, вдоль дорог и на перекрестках, здесь и там — повсюду смерть, страдание, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем пожаре.
Современники о событиях V в.
Но, несмотря на эти страшные картины, название «темные века» не объясняет нам всего, что происходило в ту эпоху, когда закладывался фундамент новой цивилизации. Степень варваризации была неодинакова; многое зависело от того, какие именно германские племена вторгались на территорию Римской империи. Например, вестготы, остготы, франки довольно долгое время жили на ее границах и, разумеется, входили в контакты с местным населением, усваивая некоторые элементы цивилизованности.
В Остготском королевстве продолжала действовать римская система образования, и варвары пополняли ряды учащихся. Остготский король Теодорих покровительствовал искусствам и наукам, при его дворе творили римские философы, писатели и историки.
По приказу Теодориха в Риме, Вероне и Равенне были восстановлены многие древние сооружения и построены новые; возрождались цирковые и театральные представления. Теодорих, очевидно, ощущал себя преемником, продолжателем римских традиций; он писал византийскому императору, что его единственное желание — это сделать свое королевство «двойником» «беспримерной» Византии. Остготское возрождение (так называют этот расцвет культуры историки) было уникальным для V—VI вв. и не слишком долговременным явлением.
Иначе к плодам цивилизации относились те варвары, которые не имели опыта общения с римлянами. Лангобарды, покорившие Италию, не были готовы к усвоению античных достижений и потому последствия вторжения этого племени оказались гораздо более разрушительными. Но важно было уже то, что варвары захватили цивилизованное пространство: в самой Италии и римских провинциях были выстроены акведуки и термы, возвышались древние города, украшенные храмами и статуями. Это пространство не могло исчезнуть сразу, как и старые социальные отношения и законы, как и люди, вскормленные культурой Рима.
Но для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в той или иной степени перенимали варвары. В эпоху ее детства произошел важнейший сдвиг — переход к феодализму. И этот сложнейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Некоторые элементы феодализма появились, правда, и в Римской империи накануне ее гибели (труд колонов), но окончательно новые социально-экономические отношения утвердились на большей части территории Европы через взаимодействие позднего римского общества с варварским. Такой путь развития феодализма называется син-тезным.
Каким образом происходил синтез? На территории бывшей Римской империи частично были уничтожены, а частично еще сохранялись большие поместья римской знати. Но, как вы помните, их владельцы в основном использовали труд колонов, а рабов сажали на землю и давали им возможность вести собственное хозяйство. И колоны, и рабы, посаженные на землю, фактически были арендаторами. Рядом с такими поместьями селились общины германцев. К V—VI вв. германская община уже начала расслаиваться: ее члены имели участки земли, которые можно было продавать, покупать, дарить или завещать, т. е. пользоваться ими как частной собственностью. В коллективной собственности общины остава-
• Синтез — в переводе с греческого «соединение», «сочетание».