Смекни!
smekni.com

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века (стр. 28 из 87)

Христиане своими конями, мечами и копьями стали учинять побоище среди индейцев и творить чрезвычайные жестокости. ...Единственная и истинная причина того, почему христиане разорили и уничтожили множество ни в чем не повинных людей, — это желание захватить их золото.

Бартоломе де Лас Касас, 1474—1566, «апостол» индейцев

Сталкиваясь с другими цивилизациями, европейцы руководствовались именно этими целями. Поэтому встреча различных культурных миров принесла населению вновь открытых земель мало хорошего. Племена майя, ацтеков и инков, жившие в Америке, уже имели свою государственность, но по уровню цивилизованности неизмеримо отставали от Европы. В процессе колонизации, которая продолжалась примерно до середины XVII в., эти древние цивилизации погибли.

Из-за недостатка рабочих рук в Америку стали ввозиться негры. Начиная с 1501 г.

португальцы вели настоящую охоту на них, нередко вступая в союз с местными вождями. Португалия, а вслед за ней Голландия, Англия и Франция реанимировали, казалось бы, давно отжившее явление — работорговлю. Численность населения Африканского континента резко сократилась, особенно в западных его районах; распадались сложившиеся внутри континента торговые связи, замедлялось социально-экономическое и политическое развитие.

Несколько иначе сложились в ту эпоху отношения Запада с древними высокоразвитыми цивилизациями Китая, Японии и Индии.

Китай и особенно Япония просто «закрыли» свои страны, практически полностью запретив въезд иностранцам. В течение некоторого времени, пока сохранялся определенный баланс сил между этими странами и Западом, европейцам приходилось мириться с такой ситуацией. Гораздо большего успеха португальские, а потом английские, голландские и французские купцы добились в политически раздробленной Индии, где приходила в упадок некогда сильная держава Моголов. Европейские торговые компании прочно утвердились там к середине XVII в., постепенно добившись и политического влияния, что во многом определило дальнейшую судьбу древней цивилизации.

Первая стадия европеизации мира протекала в насильственных и подчас страшных формах, грозивших гибелью самобытным культурам и целым народам.

Для самой Европы эта бурно развернувшаяся экспансия имела крайне важные последствия. Сместились торговые центры: Средиземноморье стало терять свое прежнее значение, уступая место Голландии, а позже — Англии. Приток золота вызвал революцию цен. Усложнились финансовая система и банковское дело. Новые рынки сбыта дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном счете — складыванию капиталистических отношений.

К новым небесам и новой земле

В XVI—XVII вв. привычная средневековая картина мира стала разрушаться. Свой вклад в этот процесс внесли Великие географические открытия. Но главное — научная мысль Европы переживала невиданный взлет.

Перелом, происшедший на исходе средневековья, произвел своего рода революцию в умах. Мир раскрылся перед человеком в иных красках, в ином измерении. Многие традиционные представления о нем были опровергнуты наукой; способность человеческого разума проникнуть в самые недоступные, казалось бы, области подтверждалась воочию. Такие изменения были бы невозможны без огромного рывка, который произошел в технике и в естественных науках.

Дальние морские путешествия поощряли развитие астрономии; географические открытия опытным путем доказали, что Земля имеет форму шара; использование компаса (европейцы заимствовали его в Китае) привело к изучению магнетизма. Изобретение линз для очков побудило обратить внимание на законы преломления света. Ремесло совершенствовалось, и это создавало основу для изобретения новых сложных приборов: в конце XVI — первой половине XVII в. появились гидрометр, ртутный барометр, телескоп и микроскоп. Приборы расширили границы мира, открыв то, что раньше было невидимо глазу.

Ручной труд стал вытесняться машинным, например в горном деле. В ту же эпоху был изобретен печатный станок. Взлет материальной культуры шел рука об руку с развитием естествознания, оба процесса как бы подпитывали друг друга.

Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473—1543), которая дала новое видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина мира стала пугающе сложной. Идею Коперника подтвердили его последователи — итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548— 1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564—1642).

Какое же впечатление произвели эти открытия на современников? Прежде всего надо сказать, что новые представления утверждались не без борьбы. Смелые теории рождались в рамках средневекового общества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанный наукой, углубил ее разрыв с церковью. Конфликты с ней часто заканчивались для ученых трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которого сожгли как еретика, и Г. Галилея, которого заставили отречься от своих взглядов. Произведения, в которых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг.

Огромное влияние естествознание оказало на философию: новая картина мира требовала философского осмысления. Реакция мыслителей той эпохи была разной. Подчас она граничила со страхом; открывавшаяся бесконечность Вселенной внушала растерянность. Так, известный французский философ XVII в. Блез Паскаль писал: «Вечное молчание этих бесконечных пространств поражает меня ужасом». Человека, казавшегося особенно ничтожным на фоне этой величественной картины, Паскаль сравнивал с хрупким мыслящим тростником.

Но возникали и другие, более оптимистичные теории. Были философы, для которых успехи науки являлись подтверждением безграничных возможностей человека. Французский математик и физик Рене Декарт (1596—1650) создал новую картину мироздания и вывел законы, которые им управляют. При этом он основывался на данных естественных наук, вводя их в философию. Мир представлялся ему огромным механизмом, движение которого определено Богом — «великим геометром», как называл его Декарт.

Английский ученый и политик Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в своем знаменитом труде «Новый Органон» доказывал, что окружающий мир, природу следует изучать, доверяя только опыту, научному эксперименту. Ему же принадлежит идея, которой суждено было сыграть ключевую роль в интеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения.

Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, получил в XVI—XVII вв. невероятно мощный импульс. Пройдет еще немного времени, и мысли о познаваемости мира, о «механических» законах, управляющих им, о безграничной власти над природой и обществом, которую дает человеку наука, станут едва ли не аксиомами в сознании европейцев.

Вопросы и задания

1. Когда Западная Европа вступила в переходную эпоху? Какие новые процессы в эту эпоху развиваются? Можно ли сказать, что средневековье было преодолено полностью? Подтвердите свой ответ примерами

2. Расскажите о важнейших географических открытиях. К каким последствиям привела «встреча» цивилизаций, стояв-' ших на разных уровнях развития?

3. Какие естественнонаучные открытия были совершены в XVI—XVII вв.? Как географические открытия и успехи естественных наук повлияли на духовную жизнь Запада? Как философы представляли мир в эту эпоху?

§6

ИСТОКИ «ЕВРОПЕЙСКОГО ЧУДА»: РОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА

Западная Европа — первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и в конце концов одержали победу новые буржуазные отношения, то есть совершился еще один формационный сдвиг — от феодализма к капитализму. Впервые они появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Флоренция, Генуя) еще в конце XIV в., в XV—XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но «втягивание» в него происходило уже в условиях разраставшейся европеизации мира и укрепления связей и экономической зависимости стран друг от друга.

Капитализм в городе и в деревне

Центрами развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, состоящая в основном из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Все они располагали капиталами (самый быстрый путь к их приобретению открывался через торговоростовщические операции), которые не прятались в сундуках, а вкладывались в производство. Причем производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. В эту эпоху на смену цеху стала приходить мануфактура — крупное производство, основанное в отличие от цеха на внутреннем разделении труда и наемном труде. Обслуживались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и организующий процесс производства.

Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец-предприниматель сам создавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, материалы, оборудование) и гораздо более распространенная — рассеянная (предприниматель раздавал сырье надомникамремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат).

В буржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивалась и деревня — главный оплот феодализма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей земли, т. е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как правило, через переход на аренду, что означало отмену фиксированных платежей и прав на наследственное держание. В деревне в роли предпринимателей могли выступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы. Так произошло, например, в Англии, где новые дворяне (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, занимаясь продажей шерсти. Но, как правило, землевладельцы предпочитали сохранять старые порядки.