I
Религии спасения значительно отличаются друг от друга; вопросы о соотношении земного и небесного, о возможности или невозможности преобразовать окружающий мир решаются в них по-разному (как
39
именно — вы узнаете в следующих главах). И во многом именно от варианта решения этих вопросов зависело дальнейшее существование цивилизаций, так как религиозная этика имела большое значение в процессе складывания цивилизационных традиций — наиболее устойчивых элементов в историческом развитии цивилизаций.Вопросы и задания
1. Что такое миф? Попытайтесь объяснить, каким образом мир отражался в сознании древнего человека — творца мифов. Чем такое восприятие мира отличается от современного?
2. Какими в мифах предстают боги? Почему? Как в древности человек представлял загробный мир? Почему, прося о чем-либо у богов, люди использовали магию?
3. Какие изменения в сознании человека произошли в эпоху появления религий спасения? Что нового появилось в отношении человека к богу? Влияло ли это на поведение человека? Если да, то объясните, каким образом.
ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ДРЕВНИХ ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ
1. Надпись на могильной плите египетского вельможи Схотепабра, 1888—1850 гг. до н. э.
Прославляйте царя в телесах ваших, носите его в сердцах ваших. Он — бог премудрости, живущий в сердцах. ...Он — солнце лучезарное, озаряющее обе земли1 больше солнечного диска; он зеленит больше великого Нила; он наполняет обе земли силой; он —жизнь, дающая дыхание. Дает он питание последующим ему, насыщает идущих по пути его. Питание есть царь, умножение — уста его, он — производитель существующего... Сражайтесь за имя его, очищайтесь, клянясь жизнью его, и будете свободны от нищеты... 1 Имеется в виду Верхний (Северный) Египет и Нижний (Южный).
402. Из древнекитайской летописи «Цзочжуань», I тысячелетие до н. э.
Хороший правитель награждает добродетель и наказывает порок, он заботится о подданных как о своих детях, он прикрывает их сверху, подобно небу, и помогает им, подобно земле. Народ почитает такого правителя, любит его как своего отца и мать свою, смотрит на него с уважением как на солнце и луну, преклоняется перед ним как перед духом, боится его как раскатов грома. Может ли такой правитель быть изгнанным?
Правитель — это хозяин духов и надежда народа Если он заставляет свой народ пребывать в лишениях и не совершает необходимых жертвоприношений духам, народ лишается своей надежды, а алтарь остается без своего хозяина. Как может такой правитель отвечать своему предназначению и что остается народу, как только не изгнать его?
3. Из книги китайского реформатора Шан Яна, 390—338 гг. до н. э.
Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием и властью... Если правитель выпустит из своих рук власть, ему грозит гибель. Если правитель и сановники пренебрегают законом и действуют исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Поэтому, если при введении закона проводится четкое разграничение прав и обязанностей и при этом запрещается нарушать закон в корыстных целях, будет достигнуто хорошее правление. Если властью распоряжается только правитель, он внушает трепет...
...Все привилегии и жалования, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть. Ибо только таким путем можно из умного и глупого, знатного и простолюдина, храброго и труса, достойного и никчемного — из каждого из них выжать все знания, всю силу их мышц и заставить рисковать жизнью для правителя. И тогда за ними, как потоки воды, хлынут со всей Поднебесной1 выдающиеся люди, способные и достойные. ...
Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения, будь он первым советником царя, полководцем, сановником... или простолюдином...
1 Название Китайской империи.
41
Тема 2
ОТ МИФА К РЕЛИГИЯМ СПАСЕНИЯ
4. Б. Тураев. История Древнего Востока
Б. А. Тураев — выдающийся русский историк (1868—1920).
В вавилонской религии высокие приобретения богословской мысли уживались рядом с первобытной грубостью в культе и в пережитках древних представлений. Высокие порывы лучших умов были близки религиозной реформе. Но Вавилон не знал пророков в библейском смысле и не произвел религиозного гения, а потому этим порывам не суждено было увенчаться.
Сравнивая вавилонские и еврейские псалмы, мы найдем много сходных выражений, аналогичных мыслей и даже буквальных совпадений. Однако... в библейских псалмах главное — внутренняя потребность молитвы и очищения, покаяние грешника, сознающего моральную вину пред благим и правосудным богом; здесь нет речи ни о магии, ни о произволе божества, тогда как вавилонянин лишь под давлением беды думает о смягчении гнева своего бога, при посредстве обряда и жреца, его по- . каянные псалмы все еще соединены с магическими формулами и действиями и даже по большей части озаглавлены «заклинание».
5. Вавилонская молитва за больного царя
Владыка послал меня, великий Эа1. Вонми (т. е. внемли) его повелению, исполни его решение... Дай ему свет здравия, да | будет он избавлен от страданий. Да будет определено отпущение грехов человеку, сыну своего бога Его кости объяты неду-1 том, он посещен тяжелою болезнью. Шамаш2, услыши молитву мою, прими его жертву, его возлияние и верни к нему его бога. Да будет по твоему повелению его вина изглажена, его грех отъят. Дай царю жизнь. Во все времена жизни своей будет он! воспевать величие твое; этот царь будет служить тебе, и я, про-1 гонитель волхвования, всегда буду служить тебе. Взываю к тебе, Шамаш... Ты уничтожаешь злых, разрешаешь3 колдовство, при-1 меты и дурные предзнаменования, гнетущие тяжелые сны. Ты! сокрушаешь узы злых, разрушающих людей и страну. ...Вос-[ стань, Шамаш, светило великих богов, да буду я силен против! волхвования. Бог, создавший меня, да будет на моей стороне,] чтобы очистить мои уста и направлять мои руки...
1 Вавилонский бог воды.
2 Бог солнца у вавилонян.
3 То есть освобождаешь.
42
6. Вавилонский «покаянный псалом» грешника
Мой прогневанный бог, да успокоится сердце твое. Моя разгневанная богиня, будь милосердна ко мне. Боже, кто знает обитель твою? Твою великолепную обитель, твое жилище я никогда не увижу. Я скорблю, прости меня. Обрати ко мне лицо твое, которое ты отвратил. Обрати ко мне лицо твое, с высоты небесной, с твоего священного жилища, и укрепи меня. Пусть уста твои ответят мне то, что для меня хорошо, да преуспеваю я. Твоими чистыми устами изреки, чтобы я преуспевал; проведи меня невредимым чрез волнение. К тебе взываю я:
установи для меня судьбы, продли дни мои, даруй мне жизнь.
7. Из псалма царя Давида о вездесущем Боге
Псалом — религиозно-лирическое песнопение, исполнявшееся под игру на псалтири (струнный инструмент, напоминающий гусли или арфу). Жанр псалмов был известен в Египте, Вавилоне, Израиле. Здесь приводится отрывок из псалма, автором которого считается древнееврейский царь-певец Давид (ок. 1000 г. до н. э.). Впоследствии псалмы, очевидно, неоднократно перерабатывались. Они вошли в Ветхий Завет — древнейший религиозный памятник иудаизма.
Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница1 Твоя.
Скажу ли: «Может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день, как тьма, так и свет.
Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Дивны дела Твои,
И душа моя вполне сознает это...
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их.
Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка... Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое;
1 То есть правая рука.
43
испытай меня и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня
на путь вечный.
Вопросы и задания
1. Прочитайте тексты 1 и 2, в которых дается определение царской власти. Как характеризуется царь в египетском наставлении? Как проявляется здесь вера в божественность царя? Приведите примеры из текста Как характеризуется царь в отрывке из китайской летописи9 Что для автора является самым важным среди обязанностей царя? Почему автор считает возможным и даже необходимым изгнание плохого царя?
Подумайте, можно ли сказать, что в этом отрывке проявилась вера в царя как в бога. Сравните с текстом 1 Докажите свой ответ. Какое значение для развития отношений между государством и обществом имела идея о праве на изгнание царя?
2. Прочитайте текст 3 Что, с точки зрения Шан Яна, грозит государству беспорядком? Какое значение Шан Ян придает законам? Найдите в тексте место, где речь идет о равенстве всех людей перед законом Можно ли сказать, что Шан Ян призывает и царей подчиниться закону? Докажите свою точку зрения Как Шан Ян представляет себе отношения между властью и обществом? Каким образом власть должна использовать общество9 Соответствуют ли идеи Шан Яна нашему представлению о восточной деспотии? Докажите свою точку зрения
3. Прочитайте текст 4 и сравните тексты 5, 6 и 7 О чем просят своих богов древние вавилоняне и автор древнееврейского псалма? Видите ли вы разницу? Если да, то объясните, в чем она заключается Объясните, какие изменения произошли в сознании человека в эпоху появления религий спасения? Почему они так называются? Согласны ли вы с оценкой вавилонской религии, которую дал Б. Тураев? Подумайте, какое значение для нравственного мира древнего человека имела идея греха, осознание моральной вины перед Богом?