Иракское вторжение в Кувейт в августе 1990 имело существенные военные, политические и экономические последствия для Саудовской Аравии. Завершив оккупацию Кувейта, иракские войска начали концентрацию на границе с Саудовской Аравией. Чтобы противостоять иракской военной угрозе, Саудовская Аравия объявила мобилизацию и обратилась за военной помощью к США. Правительство Фахда позволило временное развертывание на саудовской территории многотысячных американских и союзных военных сил. Одновременно страна приняла у себя ок. 400 тыс. беженцев из Кувейта. В этот период, чтобы компенсировать потери нефтяных поставок из Ирака и Кувейта, Саудовская Аравия многократно увеличила собственную добычу нефти. Огромную роль во время войны в Персидском заливе сыграл лично король Фахд, своим влиянием убедивший многие арабские государства присоединиться к антииракской коалиции. В ходе войны в Персидском заливе (1991) территория Саудовской Аравии неоднократно подвергалась обстрелу со стороны Ирака. В конце января 1991 иракскими частями были захвачены саудовские города Вафра и Хафджи. Бои за эти города были названы крупнейшим в истории страны сражением с силами противника. Саудовские силы участвовали в других боевых операциях, в том числе в освобождении Кувейта.
После войны в Персидском заливе правительство Саудовской Аравии подверглось мощному давлению со стороны исламских радикалов, требовавших проведения политических реформ, строгого следования положениям шариата, вывода войск западных стран, особенно американских, со священной земли Аравии. Королю Фахду были направлены петиции, призывавшие к расширению полномочий правительства, более широкому участию общественности в политической жизни и большей экономической справедливости. Вслед за этими акциями последовало создание в мае 1993 «Комитета по защите законных прав». Однако вскоре правительство запретило эту организацию, десятки ее членов были арестованы, а король Фахд потребовал от исламистов прекратить антиправительственную агитацию.
Давление либералов и консерваторов вынудило короля Фахда приступить к политическим реформам. 29 февраля 1992 на официальном заседании правительства были приняты три королевских декрета («Основы системы власти», «Положение о Консультативном совете» и «Система территориального устройства»), закрепивших общие принципы государственного устройства и управления страной. В дополнении к ним в сентябре 1993 королем был принят «Акт учреждения Консультативного совета», согласно которому назначались члены Консультативного совета и разъяснялись его полномочия. В декабре 1993 состоялось первое заседание Консультативного совета. В том же году было объявлено о реформе Совета министров и административной реформе. Согласно королевскому указу, страна была разделена на 13 провинций, во главе которых были поставлены эмиры, назначаемые королем. В том же 1993 были объявлены члены 13 провинциальных советов и принципы их деятельности. В 1994 провинции, в свою очередь, были поделены на 103 округа.
В октябре 1994 в качестве противовеса Совету улемов, консультативному органу крайне консервативных богословов, был образован Высший совет по исламским делам, состоящий из членов королевской семьи и членов, назначаемых королем (во главе с министром обороны Султаном), а также Совет по исламским запросам и руководству (во главе с министром по исламским делам Абдаллой аль-Турки).
Война с Ираком серьезно отразилась на экономике страны. Экономические проблемы стали очевидными в 1993, когда США настояли на том, чтобы Саудовская Аравия оплатила американские расходы во время войны в Персидском заливе. По оценкам специалистов, эта война стоила стране в 70 млрд. долл. Низкие цены на нефть не позволили Саудовской Аравии компенсировать финансовые потери. Бюджетный дефицит и снижение цен на нефть в 1980-х вынудили саудовское правительство урезать социальные расходы и сократить зарубежные вложения королевства. Несмотря на собственные экономические трудности, Саудовская Аравия помешала иранским планам искусственно поднять цены на нефть в марте 1994.
Война против терроризма. Однако попытки структурных реформ не смогли решить противоречия, назревшие в саудовском обществе. Коалиционные войска были выведены из Саудовской Аравии в конце 1991; в стране остались около 6 тыс. американских военных. Их пребывание на саудовской земле находилось в вопиющем противоречии с догматами ваххабизма. В ноябре 1995 в Эр-Рияде произошел первый теракт против американских граждан – взорвалась бомба в машине, припаркованной у здания Управления программами Национальной гвардии Саудовской Аравии; 7 человек были убиты и 42 ранены. В июне 1996, после казни 4 исламистов, организовавших взрыв, последовало новое нападение. 25 июня 1996 вблизи военной базы США в Мерефе был взорван заминированный бензовоз. При взрыве погибли 19 американских военнослужащих и ранены 515 человек, в т.ч. 240 граждан США. Ответственность за нападения взяли на себя «Движение за исламские изменения на Арабском полуострове – Крыло джихада», а также две ранее неизвестные группы «Тигры Залива» и «Сражающиеся защитники Аллаха». Хотя правительство страны осудило эти нападения, многие известные саудовцы и религиозные группы заявили о своем несогласии с военным присутствием США в Саудовской Аравии. В ноябре 1996 в соучастии в террористическом акте были обвинены 40 саудовцев, находившихся в заключении в течение нескольких месяцев. В декабре того же года правительством были одобрены дополнительные меры безопасности американских объектов на территории страны.
Отношения между Саудовской Аравией и США ухудшились еще более после террористической атаки 11 сентября 2001 на Нью-Йорк и Вашингтон. Это было вызвано тем, что большинство участников атаки (15 из 19) являлись подданными саудовского королевства. В сентябре 2001 Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с талибским «Исламским эмиратом Афганистан». Вместе с тем правительство Саудовской Аравии отказало США в праве использовать находящиеся на ее территории американские военные базы для осуществления операций против террористов. В самой Саудовской Аравии развернулись дебаты о роли религиозного духовенства, отдельные представители которого выступали с открыто антиамериканских и антизападных позиций. В обществе начали раздаваться голоса в пользу пересмотра некоторых концепций религиозной доктрины, лежащей в основе ваххабитского движения. В декабрь 2001 король Фахд призвал к искоренению терроризма как явления, не соответствующего нормам ислама. Правительство заморозило счета ряда физических и юридических лиц, включая некоторых саудовских благотворительных фондов. Сведения, предоставленные саудовской разведкой, помогли ликвидировать 50 компаний в 25 странах, через которые осуществлялось финансирование международной террористической сети «Аль-Каиды».
Американское давление на Саудовскую Аравию возросло в августе 2002, когда около 3 тыс. родственников жертв террористических актов 11 сентября 2001 подали иск против 186 ответчиков, в т.ч. иностранных банков, исламских фондов и членов королевской семьи Саудовской Аравии. Все они подозревались в причастности к помощи исламским экстремистам. Одновременно утверждалось о существовании сговора Саудовской Аравии с террористами. Все обвинения американской стороны были отвергнуты саудовскими властями; в знак протеста против судебных преследований некоторые саудовские инвесторы пригрозили вывести из США свои денежные активы. В ноябре 2002 ЦРУ США распространило среди банкиров всего мира список из 12 саудовских предпринимателей, которых Вашингтон подозревает в финансировании международной террористической сети «Аль-Каиды». Это произошло на фоне требований ряда конгрессменов США провести глубокое расследование сообщений о том, что Саудовская Аравия предоставляла финансовые средства 19 террористам, которые 11 сентября 2001 совершили теракты в США. Между тем в самой администрации США, по-видимому, не было единого мнения о том, насколько сильное давление следует оказывать на Саудовскую Аравию. Выступая в Мехико, госсекретарь США Колин Пауэлл подчеркнул, что США должны проявлять осторожность, чтобы не допустить «разрыва отношений со страной, долгие годы являвшейся хорошим партнером США и до сих пор остающейся стратегическим партнером Америки».