Смекни!
smekni.com

Духовная культура древней Руси в поисках святости (стр. 2 из 6)

Эта же цель определяет последовательность практических заданий внутри каждого раздела. Например, последовательность практических заданий в разделе "Образ Святой Руси в ее храме" выглядит так:

• зрительный диктант на умение различать различные по архитектурным особенностям храмы;

• сравнительная характеристика двух архитектурных школ;

• сравнение разновременных архитектурных тенденций по степени эстетической ценности;

• творческий практикум (защита собственного проекта русского храма ХХ1в.)

В последнем задании ученик закрепляет полученные знания, умения и навыки, получает возможность выразить свой эстетический идеал в художественной форме. Обучаясь по данной программе, дети могут узнать:

• в чем уникальность древнерусской культуры;

• основные этапы развития древнерусской культуры;

• виды и жанры древнерусского искусства, выдающиеся памятники и произведения;

• роль и место древнерусской культуры в сложении национальной художественной культуры;

• каков этико-эстетический идеал духовной культуры Древней Руси;

научиться:

• понимать язык древнерусских художественных символов;

• различать произведения искусства различных школ, эпох, стилей;

• соотносить идеи и образы произведений с различными жизненными ситуациями;

• отличать подлинное произведение искусства от безвкусной подделки. Но самое главное, курс "Духовная культура Древней Руси в поисках святости" помогает растущему человеку обрести точку опоры и выстроить собственную систему ценностных координат.

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. Образ Святой Руси в истории и культуре.

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,

Так, что сделался каждый день

Поминальным днем, -

Начали песни слагать

О великой щедрости Божьей

Да о нашем бывшем богатстве...

А. Ахматова

Куда мы летим? Над чем повисли?

Что с нами будет?..

Нужно готовиться к нежданному...

А. Белый

Основные проблемы

1. Русская история и становление национального характера.

2. Русская культура и формирование эстетического идеала.

3. Культурное наследство и "наследники".

4. Зависимость человека от культурной среды.

5. Новое жизнепонимание в древнерусской культуре.

6. Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в русской культуре и истории.

ТЕМА 1. Введение. Исцеляющая сила красоты в древнерусском искусстве.

Основные аспекты темы:

Биологический принцип жизни - порабощение духа, отречение от всего человеческого в культуре. Сохранение самого смысла человеческой жизни перед надвигающимся хаосом. Душевная борьба неизмеримо труднее физической. Человек не может оставаться только человеком: он должен либо подняться над собой, либо упасть в бездну. Человечество на перепутье: чем надлежит быть Вселенной - зверищем или храмом? Что победит - культурный зоологизм или "сердце милующее", которое горит любовью ко всей твари? Соловьевский идеал "теургического искусства". "Красота спасет мир". Исцеляющая сила красоты в православном русском искусстве. Триединство Истина-Добро-Красота, воплощенное в русском православном искусстве. Новое жизнепонимание (сверхбиологический смысл жизни) в русской иконе, архитектуре и литературе. Устремленность к духовному идеалу - наше богатство.

Литературный материал:

Ф.Тютчев. Наш век. Е.Трубецкой. Умозрение в красках.

Изобразительный материал:

слайд-фильм Памятники художественной культуры (к 100-летию принятия христианства на Руси).

Музыкальный материал:

колокольные звоны Троице-Сергиевой Лавры.

ТЕМА 2. Святая Русь в прошлом, настоящем и будущем. Духовный центр России - Троице-Сергиева Лавра.

"Русь вечно прислушивается к поддонным колоколам Китежа". И.Ильин

Основные аспекты темы:

Сакральный смысл легенды о Китеже. "Святая Русь покрыта Русью грешной". Страшные следы уходящей «эпохи" на теле страны и в ее душе. Разрушенные и оскверненные храмы. Поэзия названий храмов, ушедших от нас: "Храм Взыскания Погибших", "Спас на Бору", "Чудов монастырь", "Церковь Тихвинской Божией Матери на Бережках"... Страшная статистика (из 70 тыс. храмов уцелела только треть...) Троице-Сергиева Лавра. "Нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка" (Ключевский), исчерпан ли до дна? Сергий Радонежский. Духовный подвиг Сергия Радонежского и ратный Дмитрия Донского. "Ты победишь".

Литературный материал:

М. Волошин. Китеж. Г. Кузьмин. Руины храма.

Литературная учеба. 1991. Книга вторая. С.94.

И. Шмелев. Куликово поле.

Изобразительный материал:

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

Г. Сотсков. Затопленная Никольская Церковь в Калязине (после заполнения Угличского водохранилища).

Георгий Кузьмин. Храмы-призраки.

Преображенский собор в Кижах. Троице-Сергиева лавра (репродукции,

фотоснимки, слайды, видеофильм).

Музыкальный материал:

Римский-Корсаков Н. Сказание о невидимом граде Китеже (молитва Февронии).

ТЕМА 3. Судьба народа; судьба личности, судьба храма. Восстановление храма-памятника в Москве.

Основные аспекты темы:

Воссоздание Храма Христа Спасителя в нынешней Москве – событие более важное, чем его строительство полтора века назад. Это подтверждение того, что дух православия жив в русском народе и что попытка превратить Россию в безликий вненациональный народ не удалась. История Храма: построен в честь победы России в войне с Наполеоном, строился 40 лет, в 1883 году был освящен, в 1925 г. захвачен обновленческой церковью, в 1931 разрушен, с 1994 года началось восстановление. «Храм, плоть которого созидается весьма споро и успешно, теперь должен обрести душу. А она - в молитве..." (Святейший Патриарх Алексий). Два проекта Храма. Витберг и Тон. Идеи патриотизма, общественного единения и утверждения самодержавия, воплощенные в Храме - символе России. Мемориал Отечественной войны 1812 года внутри храма. Памятник погибшим в первой мировой войне (стены храма снаружи были покрыты написанными от руки именами, датами гибели русских солдат и офицеров).Художественная ценность Храма. Росписи Сурикова, В. Васнецова, Семирадского, Маковского, Маркова, Басина, Бруни, Васильева, Верещагина и других художников. Невосполнимо утеряна вся живопись и скульптура. Трагический урок истории Храма. Является ли воссоздание Храма знамением духовного возрождения России?

Литературный материал:

Волошин М. Северо-восток. Молева Н. Храм. Наше наследие 1994.

Изобразительный материал:

Репродукции росписей Храма Христа Спасителя.

Музыкальный материал:

Колокольные звоны Киево-Печерской Лавры.

ТЕМА 4.Судьба Соловков – Судьба России.

Основные аспекты темы:

История монастыря. Зосима и Савватий, их роль в истории монастыря.

Новомученики российские. Соловки – первый советский концлагерь. Голгофа Соловецкая – образ-символ. “Храм – вся Русь, Святая, Неистребимая, Вечная! Здесь, на Соловецкой лесной Голгофе, - алтарь этого храма”. Обретение храма в душе. Оскверненные и возрождающиеся храмы – образы душ русских людей. Судьба Соловков не образ ли судьбы России?

Литературный материал:

Г. Русаков. Соловки. Венок сонетов.

А. Ильинская. Соловки. Документальная повесть о новомучениках.

Литературная учеба 1991, №2

Изобразительный материал:

М.Нестеров. Святая Русь. На Руси (Душа народа). Молчание.

И. Левитан. Над вечным покоем.

Музыкальный материал:

С нами Бог. Напев Соловецкого монастыря. Хор Санкт-Петербургских духовных школ.

ТЕМА 5. “Золотая чаша, в которую сливалось все лучшее духовное вино России...” Оптина пустынь и ее значение для русской культуры.

Основные аспекты темы:

"Оптина - духовный фокус, от соприкосновения с которым возжигается дух..." (П. Флоренский). Завязь новой культуры. Духовная лечебница израненных душ. Вихрь иной жизни, питавший русскую культуру. История Оптиной. Оптинские старцы. В поисках "живой воды". И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Н. Толстой, В.С. Соловьев в Оптиной пустыни. Трагическая судьба монастыря после революции.

Литературный материал:

Вадим Борисов. Оптина пустынь. Наше наследие. 1996.

Изобразительный материал:

П. Корин. Русь уходящая. И. Левитан. Тихая обитель.

Музыкальный материал:

О преславного чудесе. Напев Оптиной пустыни. Хор Санкт-Петербургских Духовных школ.

ТЕМА 6. Путь духовного возрастания: Дивеевская обитель и ее роль в Истории России.

"Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но выставляют на подсвечнике, и светит всем..."

Матфей, (5; 15)

Основные аспекты темы:

Земной мерой духовные высоты не меряются. Серафим Саровский - духовный светоч России. Путь духовного возрастания. "Спасись сам , и возле тебя спасутся тысячи". Дивеевская обитель, ее светлая и трагическая судьба, Свято-Троицкий и Безымянный соборы. Дивеевская тайна. Второе обретение мощей старца. "В нем явлены были сила и торжество Православия накануне великих для него испытаний". (С. Булгаков). Дивеево и трагическая участь царской семьи.

Духовное измельчание нации - случайно или закономерно, запланировано? Великая Россия и Святая Русь как "внешний" и "внутренний" человек. Возрождается ли "внутренний"? Что за этим последует?

Литературный материал: А. Ильинская. Второе обретение честных мощей Преподобного Серафима Саровского (лето 1991 г.) Литературная учеба. 1993. Книга третья.

Изобразительный материал:

Репродукции икон Серафима Саровского, фотоснимки Троицкого и Безымянного соборов;

М. Нестеров. Пустынник. Ф. Грек. Макарий Египетский. Роспись церкви Спаса-Преображения в Новгороде. XIV в. (репродукции)