Смекни!
smekni.com

Духовная культура древней Руси в поисках святости (стр. 5 из 6)

Литературный материал:

Е.Трубецкой. Два мира в древнерусской иконописи. Архимандрит Рафаил. О языке православной иконы.

А.Кураев. Икона и иноки. П.Флоренский. Обратная перспектива. Иконостас.

Музыкальный материал:

А.Никольский. Совет превечный.

ТЕМА 6. Основные сюжеты и образы древнерусской иконописи.

"В линиях и красках иконы мы имеем красоту преимущественно смысловую".

Е.Трубецкой

Основные аспекты темы:

Икону можно понять, ответив на вопросы: кто изображен, что изображено, почему так изображено? Современникам часто неведомо "слово", которое лежит в основе древнерусской живописи, оттого труден художественный язык иконописи. Канон в иконописи.

Основные образы: Спаса (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель, Спас в силах, Спас на престоле); Богороди¬цы (Умиление, Одигидрия, Знамение, Оранта); Троицы, ангелов, архангелов, (Михаил, Гавриил); Святых (Илии, Иоанна Предтечи, Петра и Павла, евангелистов, Георгия, Николая), русских святых (Бориса и Глеба, преподобного Сергия Радонежского).

Основные сюжеты праздников (Благовещания, Рождества, Сретения, Преображения, Тайной вечери, Распятия, Воскресения, Вознесения, Успения). Древнерусские мастера "не в словах, а в красках и образах" размышляли о смысле жизни, несли ответы на те извечные вопросы бытия, о которых мучительно и напряженно размышляет и человек современный.

Литературный материал:

Н.А.Барская. Сюжеты и образы древнерусской живописи.

Изобразительный материал:

слайд-фильм Основные сюжеты и образы древнерусской живописи.

ТЕМА 7. Великие иконописцы Древней Руси. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

"То были не философы, а духовидцы". Е.Н. Трубецкой

Основные аспекты:

"видение иной жизненной правды и иного смысла мира" в иконе.

В древние времена для иконописца самым важным были святость жизни и мистическая интуиция (способность воспринимать духовный мир), а уже затем - мастерство. Соединенные вместе, они создают то, что в миру называется гениальностью, а в церкви - прозрением.

Иконописец становится или аскетом, или лжецом - третьего пути не дано.

Три гения древнерусской живописи.

Яркая индивидуальность Ф.Грека, волшебная динамичность его кисти, порывистые "движки" оживляют лики, потрясенные и просветленные. Художественное направление, созданное Ф.Греком. Фрески Волотовской церкви и церкви Федора Стратилата. Версия о том, что Ф.Грек был учителем А.Рублева.

"Преподобный" Андрей Рублев "всех првосходящ в мудрости зельне". А.Рублев-родоночальник самостоятельного русского искусства. "Обрусение" ликов в иконах. Явление образа святой Руси в иконописи. Образ Спаса с русскими чертами. Сергей Радонежский и Андрей Рублев. Икона "на похвалу Сергию" - "Троица". Молитва о согласии и любви, явленная в красках. А.Рублев и Русское Возрождение.

Творческая манера художника.

Дионисий. Своеобразие творческой манеры. Разнообразие композиций, светоносность красок, нежность тонов, хрупкая одухотворенность фигур, светлый колорит.

Господствующее настроение его живописи - кротко-радостное.

Древнерусская икона - совершенство, от которого невозможно ждать дальнейшей эволюции.

Литературный материал:

М.Грек. О святых иконах (ХУ1в.) Е.Трубецкой. Россия в ее иконе.

Изобразительный материал:

Феофан Грек. Фрески церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Троица. А.Рублев. Иконы из Звенигородского чина. Троица. Дионисий. Фрески Ферапонтова монастыря. Распятие.

Музыкальный материал:

С.Рахманинов. Ныне отпущаеши.

ТЕМА 8. Техника и этапы писания иконы.

"Иконописец становится или аскетом, или лжецом-третьего пути нет".

Архимандрид Рафаил

Основные аспекты темы:

Искусство-отражение души народа.

Техника письма не может быть случайной. Подбор "материальных причин" произведения производится собирательным разумом народа: звуки органа невозможны в православном богослужении в силу того, что слишком тягучи, "сочны", "уплотнены", слишком далеки от прозрачности, четкости, ясности литургического действа в русских храмах; "внутреннее сродство" с масляно-густым звуком органа; податливая поверхность холста совершенно во власти художника, всему этому противостоит недвижная, строгая поверхность стены или доски, глубокие и чистые краски из минералов, строгое монодическое, "ангелогласное" мужское пение.

"Писание иконы повторяет основные ступени Божественного творчества от ничто... до святой твари". (П.Флоренский) Этапы писания доличного: заполнение контурных пространств краскою, раскрышки, роспись, пробелка, оживка.

Этапы писания личного: санкиривание, опись, рефть, плавка, вохрение, оживка.

Покрытие иконы олифой приводит краски к единству общего тона.

Принципиальное отличие копии от списка: список - близость к личности, копия - внешняя схожесть. В списке - сначала содержание, потом форма. В копии - наоборот. Важность внутреннего состояния иконописца: когда сердце свободно от страстей, то кисть свободна от ложных импульсов. Кисть не должна быть ни расслабленной (признак погашения ума), ни напряженной (признак гордости), но свободной.

Свободное движение - твердое, плавное, цельное, единое, равномерное.

Роль линии в иконе.

Литературный материал:

Флоренский П. Иконостас.

Архимандрит Рафаил. Основы иконознания.

Изобразительный материал:

слайд-фильмы: Новгородская школа иконописи; Дрезденская картинная галерея.

Музыкальный материал:

А.Гречанинов. Воскликните Господеви.

Раздел IV. Образ святости в древнерусской литературе.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва...

А. С. Пушкин

Основные проблемы

1. Будущее России в единстве или разъединении?

2. Нравственность и теория эволюции.

3. Испытание властью и любовью к ближнему.

4. Государство и личность.

5. Нравственный идеал Древней Руси и современность.

ТЕМА1. Принятие христианства Русью. Значение православия для истории и культуры России.

Не изменяй себе, великая Россия!

Ф. Тютчев

Основные аспекты темы:

От Руси языческой к Руси христианской. Соотношение языческого и христианского начал, борьба между ними, отраженная в былинах ("Добрыня и Змей").

"Крещение было пробуждением русского духа, - призывом от поэтической мечтательности к духовной трезвости и раздумью. И вместе с тем - через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром". (Флоровский Г.).

История христианизации языческой Руси. "Предки наши при выборе веры оказали доверие красоте как свидетельству об истине". Аверинцев С.С.

"Мы, вероятно, были избраны провидением на то, чтобы явить свету пример народа чисто христианского". Чаадаев П.

Русские историки и философы о значении православия для истории и культуры России. "Ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России... христианство сотворило нашу великую, нашу Святую Русь". (Чаадаев П.) Нестор в "Повести временных лет", Карамзин в "Истории Государства Российского" о крещении Руси.

Византийское и сербское влияние на культуру "молодого народа" (культура иноземная была лишь отправной точкой, а не предметом слепого подражания).

Принципиальные изменения в моральных устоях Руси в связи с принятием христианства. (В. Ключевский и Н. Карамзин).

Литературный материал:

Волошин М. Русь. Тютчев Ф. "Эти бедные селенья..." Великий день Кирилловой кончины. Чаадаев П. Отрывок из исторического рассуждения о России. Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры. Карамзин Н. История Государства Российского.

Изобразительный материал:

Иванов А. Явление Христа народу. Римский-Корсаков Н. Светлый праздник (увертюра).

ТЕМА 2. Возникновение древнерусской литературы. Переводные и оригинальные жанры.

О, слово, дар Бога святой!.. К. Аксаков

Основные аспекты темы:

Устное народное творчество и литература. Возникновение древнерусской литературы. Деятельность Кирилла и Мефодия. Славянский алфавит. Наименования буквиц. Первые книги. Уставное письмо. Слитное письмо. Древнейшая русская книга, дошедшая до нас - Остромирово Евангелие (1056 - 1057 г.г.)

Какие книги читали наши далекие предки? Переводные жанры литературы (жития, апокрифы); оригинальные жанры (летопись, слово, поучение, моление, сказание, хождение и др.) Проповедческий характер древнерусской литературы.

Древнерусская литература - классическая русская литература - современная литература. Корни и крона великого словесного древа.

Сложение неповторимого облика русской литературы как объединяющего многие поколения людей начала.

Литературный материал:

Аксаков К. "Ограды властям никогда..."

Сказание о начале славянской письменности. "Наука", М. 1981

Минеи Четьи. Житие святых Мефодия и Кирилла.

Изобразительный материал:

Фрагмент иконы "Кирилл и Мефодий". XV в. Образцы древнерусского текста и буквиц.

Музыкальный материал:

Танеев С. По прочтении псалма.

ТЕМА 3. Идея единения Руси в летописях.

Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти русскую землю...

Нестор-летописец

Основные аспекты темы:

Идея единения людей в мире, любви и согласии ("Повестьвременных лет". Лаврентьевская летопись XII в.)

История Руси как путь от тьмы к свету (от язычества к христианству) в летописях. Нравственные уроки в летописях.

"Навел на нас Бог иноплеменников за грехи наши". "Тогда за грехи наши начались в Московском государстве распри".

Вечный и временный план событий в летописях. Обращение к архетипам человеческих взаимоотношений и исторических событий, представленным в Библии. Лирическое начало в летописи. Отличие летописи от исторической хроники. "Летописец прозревает особую, стоящую над частными событиями историческую правду". (Д. Лихачев).