Смекни!
smekni.com

Детский фольклор. Младшие подростки (стр. 2 из 7)

Русская фольклорная небылица изучалась мало, небылица детская - еще меньше. В диссертации Е.М.Левиной "Русская фольклорная небылица" традиционным детским небылицам посвящена отдельная глава. Современных небылиц, по сравнению с другими жанрами,записано мало. Но это среди стихотворных текстов /традиционная небылица всегда рифмованная /8/. Но небыличные мотивы можно проследить во многих детских анекдотах. Например, текст N 2 рассказывается детьми как анекдот, но он обладает всеми признаками небылицы. В нем есть иллюзия логики повествования, открытая композиция, наличие одного разрастающего мотива, оксюморонность в качестве юморообразующего элемента, кумуляция, антропоморфизм, присущий детской небылице /признаки небылицы взяты из диссертации Е.М. Левиной/.

Возможно, жанр устного юмористического рассказа, процветающий в детской среде, возник на стыке /при взаимовлиянии/ анекдота, небылицы, сказки. Автором первого, ставшего классическим текста "садистского куплета" был ленинградский детский поэт Олег Григорьев. Войдя в издавно существующую традицию черного юмора, этот текст вызвал к жизни десятки, если не сотни, аналогичных. Черный юмор всегда привлекал детей, и в их репертуаре такие произведения были. Например, гимназический анекдот 1910-х г.г.: "Сережа пришел с экзамена? -Да. -А где он? - В гостиной висит". /В.Каверин "Перед зеркалом"/. Содержание "садистских куплетов" часто построено на нарушении роди - тельского запрета, можно их сравнить и с небылицей, комический эффект в которой "основан на противоречии поведения и чувст его героев моральным нормам и принципам" /9/. Связано их распространение и с общей дегуманизацией общества. Сегодня "садистские куплеты" теряют былую популярность, пик которой пришелся на начало 1980-х. Их существование поддерживается отчасти за счет смены героев, увеличением традиционных дву - и четверостиший до четырех, шести и восьми строк. К "классическим" строкам добавляются новые. В общем, жанр пережил время своей всеобщей популярности и живет обыкновенной фольклорной жизнью, меняясь и забываясь.

Дети из многих стран юмористически относятся к хрестоматийным стихотворениям. Экспансия эстетики взрослых наталкивается на сопротивление здоровой психики, детской "низовой" культуры. Серьезное стихотворение превращается в свою противоположность, и это характерно, ведь, "понимая "низменное" как символическое наизнанку", Ф.Шеллинг видел в переиначивании сущность комического вообще"/10/. И далее; о древнерусском и польском "изнаночном мире": "в известном смысле о произведениях такого рода можно говорить, как об "антитекстах", где само по себе нарушение нормы становится основополагающим принципом их созданий" /11/.

Известно, что в детский фольклор "спускаются" отдельные произведения и даже жанры фольклора прошлых лет. В детской среде они хорошо сохраняются, подвергаясь иногда изменениям. Несобранные в свое время, они могут быть восстановлены - полностью или частично - по текстам, записанным от детей. Среди публикуемых ниже текстов - "Сказка-байбаска..." - вариант известной детской песни ХIХ века; вероятно, подлинная песня времен Великой отечественной войны "На базаре бомбочка рванула..." И прав был Е.А.Костюхин, однажды в разговоре заметив: "детский фольклор - мусорная яма, глубины которой мы себе не представляем". Имелась ввиду большая переимчивость детского фольклора, к тому же, выбрасывается чаще не плохое, а ненужное, переставшее быть необходимым. В детском фольклоре пользуются популярностью рисованные загадки. Среди них можно выделить два подтипа - для одних рисунок необходим, для других достаточно словесного описания, но для наглядности они сопровождаются рисунком. Например: "Дом, две трубы, мальчик закинул мяч. Кто его достанет?" Ответ: "поп" /контуры труб и мяча образуют это слово/. Или: "идет старуха,бутылки несет. Столкнулась с милиционером. Что она должна сказать? Ответ: "виновата" /на рисунке - два магазина с вывесками: "вино" и "вата"/. Загадки без рисунков: "Как мальчику пройти к бабушке, там два льва бегают?" Ответ: "Львы не кусаются, это Лев Толстой и Лев Кассиль". "Дорога, идет мальчик. Он несет сдавать бутылки. На его пути стоит пьяница, не пускает его. Рядом с пьяницей яма. Как поступить мальчику?" Ответ: "Бросить бутылку в яму, крикнуть: "водка!" Пьяница за ней полезет, тут-то мальчик и пройдет".

Рисованные загадки известны и зарубежным детям, они называются "picture riddles" /12/. Детские игрушки накопляются целыми поколениями детей /13/. В начале века это были: "разные свистки, дудки, пищики, жужжалки, погремушки, вертушки, кубари, катки /диски,катаемые вдаль/, кегли, луки, стрелы, самострелы /для метания камней, стрел и т.п./, хлопушки, брызгалки /нечто вроде насоса из пустотелого тростника/, выдувалки /для стрельбы горохом, картофелем и т.д./, также игрушки, сделанные детьми в подражание орудий разного рода сельскохозяйственного труда, домашней утвари и т.п." /там же/. Изменились названия, материалы, а типы и конструкции большей частью сохраняются. Не вдаваясь в подробности изготовления детских игрушек, перечислю некоторые из них, бытующие среди детей 10-12 лет, а иногда и более старшего возраста. 1.Различные приспособления для стрельбы /жеваными бумажками, мелом, резинками, крупой, водой, проволкой, камешками/; трубочки, рогатки, шприцы, самострелы разных конструкций, емкости из бумаги. 2. Хлопушки /для пугания и издавания громких звуков/, сложенные из бумаги; трубка с гвоздем и резинкой /наполняется серой со спичек/. 3. "Настольные" игры: в фантики /по фантикам от жевательных резинок бьют рукой, у кого он перевернется, тот его забирает себе/; в машинки /из бумаги, чья дальше прыгнет, это модифицированная "лягушка"/. 4. Фигурки из проволки и резинок /круглых и стирательных/: скелеты, роботы, люди. Детям нравится, как они прыгают и дергаются в суставах. В последнее время среди ленинградских школьников распространилась игра в "сифу". "Сифа" - /от "сифилис"/ любой предмет, который дети назначили быть "сифой". Это может быть палка, бумажка, старый тапок, и т.д. Ее кидают друг другу /"пятнают"/ и от него нужно как можно быстрее избавиться, а еще лучше - вообще не дать дотронуться им до себя. Иначе тот, кого "запятнали", становится предметом насмешек /как бы пеpеносно - сифилитиком/. Часто таким образом надсмехаются над школьниками - изгоями, и теми, кто участия в игре не принимает. Но правила распространяются и на них... Герои видеофильмов переходят не только в словесный /анекдоты/, но и в игровой фольклор детей. Нападая друг на друга с ужасным видом, дети играют в "вампиров" /"тай-тай, налетай, кто в вампиров играй!"/. Дети играют и в "ниндзю", героя многих фильмов, кидая друг в друга сделанную из двух листов бумаги четырехконечную звезду. Попасть могут больно. Игровой фольклор впрочем, как и словес - ный, вообще часто служит выходом детской агрессии.

ТЕКСТЫ /14/

I. Сны. /15/

1."Ведьма". Вечером мы поехали с папой в гости. Пробыли там час и уехали. Почему-то оказались в лесу. Там было большое болото, формы круга. В этом болоте стоял пень. На нем росли опята. Папа полез, чтобы их собрать; тут из болота вылезла ведьма и сказала, что опята рвать нельзя, потому что она их сама ест, а еще она сказала, что мой папа козел, а он ей сказал, что она полная дура, и пошел дальше, а я на минуточку остался, тогда ведьма сказала, что она нам все это припомнит. И демонстративно ушла в болото, после чего папа сказал, что сюда больше ходить не стоит, а то неприятностей не оберешься. Мы пришли домой к бабушке, хотя квартира была не та и бабушка на мою не похожа. Дверь не закрывалась. Тут я увидела, что идет ведьма прямо к нам в комнату. Я ничего не могла сказать папе, чтобы он отошел от двери, потому что я охрипла, тут открывается дверь и входит ведьма, вдруг я как заору - папа, ведьма! Но было уже поздно, ведьма схватила его и начала душить. Тут почему-то вошли дружинники и забрали ведьму в приемник-распределитель. 2. Мне один раз приснился сон про ведьму. Мы с Таней играли в окопах в пятнашки. И Таня спустилась по ступенькам. Я Тане кричу не ходи туда. Но она все равно пошла. А там было маленькое озерцо. В этом озерце были маленькие шарики разноцветные. Они были волшебные. И вдруг на огороде кто-то закричал какие-то слова. А потом кричал: скажите три слова. И мы сказали три слова с Таней. И потом убежали домой. А мы не знали сперва, что это была ведьма. Она стала невидимой и побежала за нами. И мы появились вместе с ведьмой дома в Ленинграде. Потом эта ведьма превратилась в Лину Фанасьевну. И их оказалось двое. Одна нормальная, а вторая с клыками. Потом ведьма превратила три черные кошки. Я постучалась к Лине Фанасьевне. Я вошла и мы с ней закрылись... 3. Мой сон. Я иду, иду, иду, иду по лесу. Увидел я ягоду, съел ее и вдруг я начал быстро-быстро расти. Потом я увидел гриб и съел его, и вдруг начал я расти обратно. И вот сижу здесь, за партой. 4. Один раз мне приснился страшный сон. Сижу я дома одна. И вдруг входит баба-яга. И потом она говорит: Ира, я тебя съем. Потом входит Ира Шульгинова /одноклассница,В.Л./ Но она не похожа на себя. Она стояла в черном платье с рогами. Но дальше мне не дали досмотреть сон. Потому что нужно в школу. 5. Мне приснилось, что я стою и мне очень одиноко, везде море и посередине я стою на ките. Мне приснилось, что меня проглотил огромный кашалот. 6. Мне приснилось, что меня проглотила акула. Мне приснилось, что я лежу на берегу Черного моря и загораю. Мне приснился сон,что я загораю. 7. Мне один раз приснилось, что я чищу зубы и вдруг из-под ванны вылезает удав, он меня схватил за руку и потащил под ванну. Я чуть не упала в обморок, когда увидела, что творится у нас под ванной. Вдруг что-то хлопнуло и я выглянула из-под ванны.Смотрю, а там наша соседка, она так сильно заверещала, когда увидела меня внизу, что я чуть не проснулась. Вот я сижу под ванной, а вокруг меня все роются, копаются. И шум-гам. Вдруг ко мне подходит какойто старичок и говорит: мы все заколдованные, и тебя заколдуют. Мы все работаем на удавов. Но можно спастись. Я знаю тайну, как можно спастись. Надо сбить с волшебниковой головы яблоко. Тогда мы все станем опять людьми. 8. Однажды мне приснился сон. Однажды при крушении космического корабля человек попал на неисследованную планету. Попал туда также и Инопланетянин. Но их самолеты разбились в разных местах. Но человек нашел, где был разбит корабль инопланетянина. Спрятавшись за скалу, человек наблюдал за инопланетянами, которых называли драки. Человек хотел выстрелить в драка, но его пистолет упал в воду.