Вступление. ''Сила и богатство искусства целого народа основаны на стиле и богатстве духовной жизни народа и, в конечном счёте, на силе и богатстве народного искусства. Народ – коллективный художник. Он-то и выделяет из своей среды на всём протяжении истории искусств художественных деятелей, которые сильны связью со своим народом, его удивительным и духовным миром, эстетическими вкусами и идеалами''.1
Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека чувства прекрасного. Оно формирует его эстетические чувства, воспитывает эстетическую восприимчивость, художественный вкус.
''Есть ещё пропасть людей – писал В. В. Стасов, - которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всём исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало – дескать дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простёрлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь''.2
Окружающие человека вещи представляют собой материальное, предметное воплощение его чувств. Это раскрытая книга человеческой психологии.
В декоративном искусстве, в отличие от живописи и скульптуры воплощение эмоций и настроений осуществляется не путём воспроизведения видимого мира, а посредством создания новых предметов, не имеющих прямого прообраза в натуре. В этом специфика художественного образа в декоративном искусстве. Поскольку изразцовое искусство является декоративным, то и в нем изобразительное начало играет подчинённую роль.
1. Русское декоративное искусство. М.: 1962г. т. I. С.10
2. В.В. Столов. Нынешнее искусство в Европе. В кн.: В.В. Стасов. Собрание сочинений. С-Пб. 1894г. т. I. С.422-423. Рус. дек. ис-во. М. 1962г. т.I.
Главное –создание таких форм и такого декора предмета, которые бы с наибольшей выразительностью и красотой соответствовали практическому назначению и художественному замыслу. Отсюда сами изобразительные мотивы неизменно становятся наиболее условными, обобщёнными. Но эта условность не есть ограниченность, а специфический язык, дающий огромные возможности для решения творческих задач. Изразцовое искусство имеет многовековую историю. В нем своеобразно отразились – духовный мир русского народа, эстетические вкусы и понятия. Оно отличается глубокой народностью. В орнаменте изразцов отразился не только широкий мир, окружающий человека, природы, но ещё и различные привнесённые из других эпох и заимствованные у других народов художественные формы. Однако русский художник претворяет и перерабатывает эти заимствования настолько органично, что они становятся подлинным, самобытным явлением его творчества. Общность форм и орнаментов русского декоративного искусства с формами и орнаментами других народов не лишает его своеобразия, а лишь подтверждает широкие культурные связи русского народа.
''Характерная черта народного искусства – ярко-выраженное чувство ритма, любовь к повторности мотивов, к замедленным мерным темпам. Народные мастера больше всего ценят симметрию и уравновешенность''.1.
Тесно связанное с жизнью народа, гончарное искусство было занятием широких масс крестьян и ремесленников. Богатство творческой фантазии, тонкость вкуса, чувство пропорций силуэта, цветовой гармонии – всё это ярко проявлялось в творениях мастеров. В этом заключается огромная художественная ценность их работ, в этом же состоит великое художественное значение творчества.
Именно том, что ни в коей мере нельзя умалять роль декоративного искусства, его значимостъ в истории искусства вообще; об эстетике природного материала, в частности, - о глине; об изразцовом искусстве, как интереснейшем
1. М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств. т.III. С. 342.
явлении декоративно-прикладного искусства и о специфике его выразительных средств говорится в этой работе. В дипломной работе была сделана попытка проследить, как далеко простираются корни этого ремесла и какой глубоко национальный характер оно имеет, ведь изразцовое украшение печи – традиция, бытующая на Руси на протяжении многих столетий; а так же как продолжаются традиции гончарного дела в наши дни. Решая задачи, поставленные в дипломе, были изучены исследования в области изразцового искусства С. А. Маслиха, Ю. П. Спегальского, Н. Левко.
Серьезно помог в работе альбом ''Русское изразцовое искусство XV – XIX в.'' С. А. Маслиха, та как в нем можно увидеть и сравнить друг с другом изразцы различных областей Европейской части России. Работы по изучению изразцов Ю. П. Спегальского и Н. Левко более специфичны, ведь они занимались изучением художественных памятников отдельных городов – Пскова, Витебска. В основном же литература об изразцах носит характер общеобзорный либо очерковый.
Чтобы дать представление о древнерусских печах и всём разнообразии их изразцового декора, потребовалось рассмотрение литературы, описывающей технологии изготовления печей и производства изразцов; этнографические материалы, содержащие информацию о поверьях и обычаях, связанных с печами. Этому посвящена отдельная глава диплома.
Работа над дипломом велась не только в библиотеках Каменск-Уральского и Екатеринбурга, но и в фондах Екатеринбургского краеведческого музея, где были выполнены зарисовки, хранящихся там изразцов, а так же в мастерской катайского керамиста С. А. Гаврилова, чьему творчеству посвящена часть работы.
Специализированного музея изразцов нет и памятники этого искусства рассредоточены по музеям сёл и городов и, как правило, не имеют ''биографии'', а тема изразечного дела является очень интересной и мало изученной. И в этой работе сделана попытка приоткрыть завесу хотя бы на часть этой проблемы.
Глава I. о керамике и израцзе.Термин ''керамика'' происходит от греческого слова ''керамос'', что означает - глина.
Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожённые до каменного состояния.
В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих её широкое использование. ''Вероятно, ничто так великолепно не свидетельствует о минувшем, как керамика. Обожённая глина, пусть даже и в черепках, сохраняется практически вечно''.1.
С древнейших времён т вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира.
Гончарное ремесло в России известно с незапамятных времён. Глина была повсеместно распространённым подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали человека ещё в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке, из неё можно вылепить что угодно. С открытием обжига глиняные изделия стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту.
Особое место в древнерусской керамике занимают изразцы.
Изразцы – разновидность архитектурно-декоративной керамики. Применялись они для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства. Термин ''изразец'', или ''образец'', обычен в обиходе русского государства в эпоху феодализма. В западноевропейских государствах и на территории Белоруссии этот вид керамической продукции известен по письменным источникам как ''кафель''.
Внешний вид изразцов неодинаков. К древнейшей их разновидности относятся так называемые ''горшковые'' изразцы. Древнего Рима, получившие
1. Белов В. И. Лад. М.,1982. С. 52.
преобразование в Европе в эпоху средневековья в прямоугольные, имеющиев задней части румпу, т.е. глиняную коробку для крепления изразца к стене. Горшковые изразцы происходят из слоя XIV- XVI вв. Они формировались на гончарном круге; ранние (XIV-XV вв.) – на ручном, со значительной примесью крупнозернистого песка, поздние (XVI в.) – на ножном из красножгущейся глины хорошего качества без явно грубых включений в её состав.
Коробчатые изразцы, пришедшие на смену горшковым, в зависимости от технологии, разделяются на большие группы:
1) Терракотовые рельефные (кон. XVI – XVIII вв.);
2) Зелёные поливные рельефные (XVII в.);
3) Полихромные рельефные (кон. XVII-XVIII вв.);
4) полихромные расписные (XVIII в).
Технология изготовления коробчатых изразцов XVI-XVII веков сложнее технологии производства горшковых изразцов и показывает качественно-новый уровень гончарного ремесла поздефеодального периода. Лицевая пластина коробчатых изразцов оттискивается в специальных формах, изготовленных из дерева или глины (матрицах). На матрице вырезался орнамент, который затем передавался изразцу.
Красота изразцового убранства зависела в древности от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов. Недаром само слово ''изразец'' – это то, что вырезано, обработано.
Формовка коробчатого изразца производилась в несколько этапов. Матрицу клали на гончарный круг, затем, присыпав тонким слоем песка, заполняли сырой глиняной маской – мягкой и вязкой. Тщательно вминали её во все неровности, мельчайшие углубления рельефа, чтобы не образовались пустоты. Когда форма заполнялась доверху, выравнивали правильцем верхний слой глины. Медленно поворачивая круг, изразцовой пластине наращивали румпу. Когда после воздушной усадки глина затвердевала, изразец снимали с формы, окончательно просушивали и обжигали. Температура обжига равнялась 700-7500С., изразцы с поливой обжигались при температуре свыше 9500С. Для их обжига использовалось несколько горнов, т .к. нанесение поливы требовало повторного обжига изразца и наличие одной обжигательной камеры не могло удовлетворить мастера. Горн имел цилиндрическую форму, состоял из двух камер, нижняя из которых выполняла роль топки.