Смекни!
smekni.com

Интерьеры К. Росси в Аничковом дворце (стр. 10 из 11)

У южной стены появился большой полукруглый диван, сменивший кушетку, с полкой уставленной старыми безделушками и вазочками. Перед диваном расположился новый круглый стол с книгами и две знакомые античные вазы с росписью, в которых раньше росли растения. Среди новой мебели в углу спрятался старый классицистический круглый столик карельской березы с двумя маленькими креслицами.

Старый рояль уступил место новому, заменены занавеси на окнах, появилось несколько новых картин, рядом с камином теперь висит замечательный пейзаж, а около печи прибавилось портретов.

Интерьер Кабинета 50-х годов стал еще более эклектичным, чем в 20-х, но все же сохранил в себе черты классицистического декора. В интерьере появилась мебель характерная для эклектики и, прежде всего это кутаные кресла, где вместо холодной монолитной глади полированного дерева мы видим пушистую фактуру ткани, что создавало ощущение мягкости и покоя. В этом интерьере, как и в интерьере 20-х годов, господствуют вещи и «вещизм», здесь становится возможным существования в одном помещении вещей, выполненных в разное время в разном стиле, и это является одной из главных особенностей интерьера времен эклектики.

3. Заключение.

3.1. Выводы и обобщения.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов и обобщений, касающихся как истории интерьера Аничкова дворца в целом, так и стилистических особенностей отдельных интерьеров дворца николаевского времени.

Во-первых, с уверенностью можно сказать, что для интерьеров Аничкова дворца использовались самые лучшие материалы. В одном деле, касающемся ремонта 1848 года, имеется предписание употребить для отделки наилучшие ткани и позолоту, и все работы выполнить по высшему разряду. Предметы убранства заказывались в лучших мастерских России и Европы, мебель для интерьеров изготовлялась у Г. Гамбса, А. Тура, И. Баумана, изделия из фарфора, камня производились на Императорских заводах.

Над проектами отделки интерьеров в 1817 году работал прославленные архитектор К. Росси. Поэтому каждый созданный интерьер образец безупречного вкуса и композиции, все гостиные, залы, кабинеты, столовые отражали в своем убранстве самые последние стилистические изменения и тенденции в искусстве оформления интерьера.

Все три рассмотренных в моей работе интерьера К. Росси находились в садовой анфиладе бельэтажа Аничкова дворца, где по его замыслу располагались как жилые покои хозяев, так и парадные помещения. Хотя Опочивальня должна считаться жилой комнатой, по своей отделке она больше тяготеет к парадным помещениям анфилады, трем гостиным, расположенным подряд.

В их убранстве К. Росси использует сходные решения и приемы, характерные для ампира. В каждом перечисленном интерьере мы видим карниз на модульонах, живописные потолки и фризы, расписанные в большинстве своем Дж. Б. Скотти композициями с использованием характерных мотивов, камины из искусственного или настоящего мрамора в гостиных украшенных арабесками, консоли с зеркалами в резных рамах с ножками в виде львов, кариатид или грифонов, с неизменными часами и жирандолями из патинированной бронзы на них. Даже форма мебели, выполненной по проектам архитектора, была похожа. Везде мы видим обильное применение бронзы позолоченной или патинированной. Из бронзы изготавливались почти все люстры, светильники, накладные украшения, которые можно увидеть на мебели на окнах, на каминах.

Хотя в этих интерьерах мы и видим так много сходств, К. Росси удалось сделать каждый интерьер неповторимым, и не последнюю роль в этом играет драпировка стен, окон и мебели тканью, использованная в каждом интерьере. При их отделке К. Росси применил очень богатую колористическую гамму и использовал прием художественного контраста, так любимый ампиром. В убранстве всех четырех помещений, расположенных одно за другим, архитектором были использованы различные ткани различных цветов и рисунков, что создавало ощущение неповторимости каждого интерьера. В Опочивальне мы видим тисненый бархат глубокого приятного голубого цвета, в Белой гостиной глаз радует белый шелк, в Голубой (Малиновой) гостиной – голубой штоф, завершает эту парадную анфиладу Желтая гостиная, отделанная желтым бархатом.

Говоря о творчестве К. Росси нельзя забывать о его помощниках, несомненно также обладавших блестящим декоративным вкусом. Один из них – архитектор З. Дильдин «прикомандированный в Аничков дворец» вместе со своим учителем К. Росси в 1816.[128] Как уже говорилось выше, кроме того, что он произвел большой ремонт некоторых интерьеров, можно предположить, что именно им был отделан Кабинет Александры Федоровны, появившейся во дворце после переделок К. Росси в середине 20-х годов XIX века.

Интерьер Кабинета позволяет говорить о том, что, если его отделывал З. Дильдин, то он был безусловно талантливым архитектором и кроме усвоенных приемов учителя, использовал ряд совершенно новых стилистических решений. Это, безусловно, оригинальное решение потолка и фризов, оформление оконных ниш и осветительных приборов. В интерьере Кабинета мы уже хорошо видим черты только-только зарождавшейся в то время эклектики, что еще раз подтверждает то, что архитекторы, оформлявшие интерьеры дворца, использовали самые модные и прогрессивные решения убранства помещения. Это уютная загроможденость интерьера мебелью и другими вещами, обилие растений в Кабинете, присутствие в интерьере вещей совершенно разных эпох.

Многие предметы декоративного убранства, создававшиеся для интерьеров Аничкова дворца сохранились и сейчас находятся в коллекциях музеев С-Петербурга. Прежде всего, это мебель, в числе которой и знаменитые гарнитуры К. Росси, скульптура, барельефы, картины и некоторые другие предметы обстановки покоев дворца.

В заключение хочу сказать, что, на мой взгляд, обстановка в которой находится человек оказывает достаточно сильное воздействие на формирование его эмоционального состояния. Поэтому можно не сомневаться, что интерьеры Аничкова дворца сыграли важную роль в российской истории, так как здесь бывали многие государственные деятели в том числе и императоры, от воли и настроения которых зависела судьба целой державы.

3.2 Практическое значение реферата.

Одной из целей данной работы была попытка восполнения пробелов в изучении истории интерьеров Аничкова дворца, так как описанию интерьеров Аничкова дворца николаевского времени, отделанных К. Росси, не посвящено не одно исследование. В этом, на мой взгляд, и заключается актуальность моей работы. Я попытался проанализировать графические изображения и сопоставить их с архивными документами, тем самым, я надеюсь, немного приоткрыл одну из неисследованных страниц истории интерьера.

К сожалению, нельзя сказать, что в работе полностью исследованы взятые мною интерьеры, так, во-первых найдены далеко не все архивные дела, касающиеся отделки интерьеров дворца николаевского времени, многие из них выбыли, например, документы о работах статского советника архитектора З.Ф. Дильдина.

Во-вторых, это был мой первый опыт самостоятельного исследования. Я впервые познакомился с работой с первоисточниками – архивными делами. Это была первая попытка на основе проработанной литературы, посвященной русскому интерьеру начала XIX века, сопоставить и сравнить известные и исследованные интерьеры с почти неизученными Аничкова дворца. И в этом практическое значение реферата, как моей первой научной работы, лично для меня.


[1]Иллюстрации приложены в конце работы. Номерами 1, 2, 3… в работе обозначаются сноски с указанием источника, находящиеся в конце каждой страницы.

[2] Опубликовано: Бартенев И.А. Батажкова В.Н., Русский интерьер XIX века. Л., 1984, с. 67, ил. 52.

[3] Звездочками * в работе обозначаются примечания с пояснениями, находящиеся в конце работы.

[4] Опубликовано: Бартенев И.А. Батажкова В.Н. Указ. соч., с 53.

[5] Эти две акварели находятся в коллекции дворца Сан-Суси г. Потсдама. Приношу глубокую благодарность за возможность использования этих акварелей в моей работе Семеновой Т.Б., сотруднику отдела Запада Государственного Эрмитажа.

[6] Находятся в отделе истории русской культуры в Государственном Эрмитаже.

[7] Опубликовано: Акварели и рисунки Луиджо Премацци. С-Пб., 1996, ил. 35, 36.

[8]РГИА ф. 551, оп. 1, д. 60. 2.08.1817г. Описание комнат Николая Павловича в Аничковом дворце.

[9] РГИА ф. 1338, оп. 3, д. 91. 17.04.1848, оп. 1, д. 132. 17.09.1848.

[10]Демичева Н.Н. Аксельрод В.И.,Зодчие и строители Аничкова дворца. С-Пб., 1994.

[11] Тезисы опубликованы в сборнике: Эрмитажные чтения СПб, 1998, с. 26.

[12] Тезисы опубликованы в сборнике: Аничков дворец – памятник российской истории. СПб., 1997, с. 26.

[13]Успенский А.И. Императорские дворцы. Т.1. М., 1913, с. 309 и далее.

[14]Аксельрод В.И. Буланкова Л.П. Аничков дворец. С-Пб., 1996.

[15]Петров А.Н. К вопросу о зодчих строителях Аничкова дворца. В кн.: ГИОП. Научные сообщения. Л., 1959.

[16]Бартенев И.А. Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л., 1984. Русский интерьер XVIII - XIX веков. Л., 1977.

[17] Соколова Т.М. Орлова К.А. Глазами современников. Л., 1982.

[18]Кучумов А.М.,Убранство русского жилого интерьера XIX века. Л.,1977.

[19] Стемпаржецкий А.Г. Декоративные ткани в русском интерьере. Л., 1958.

[20]Соколова Т.М. Орлова К.А.Русская мебель в собраниях Эрмитажа. Л.,1973.

[21] Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. Л., 1972