Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 20 из 73)

Ордерная система позволяла придать особую выразительность различным элементам здания. Так сложился единый общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки, со всех сторон обнесенной колоннами. Здание с одним рядом колонн называли периптером, с двумя – диптером. Примером дорической постройки был храм Аполлона в Коринфе, а ионического – храм Артемиды в Эфесе в Малой Азии (одно из «чудес света»). Знаменитый Парфенон, посвященный богине Афине-Деве, сочетал дорический и ионический стили. Парфенон, богато украшенный скульптурами (из более 500 фигур ни одна не повторяет другую), стал частью великолепного архитектурного ансамбля Афинского акрополя – одного из символов античной Греции.

Римские храмы прямоугольной формой и портиками напоминали греческие, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах с лестницей (подиумах). В римском храмовом зодчестве применялся тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших храмов – храм Весты. Наиболее значительным достижением римской строительной техники был храм всех богов – Пантеон в Риме. Купол Пантеона диаметром 43 м считался самым крупным в мире.

Несомненно, грандиознейшим римским сооружением является здание амфитеатра – Колизея, которое представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стена Колизея имела высоту 50 м и состояла из трех ярусов. В нижнем ярусе были полуколонны дорического ордера, во втором – ионического, в третьем – коринфского.

Еще во II в. до н.э. римские строители изобрели бетон, что способствовало распространению арочно-сводчатых конструкций, которые стали характерным элементом римской архитектуры, как, например, триумфальные арки – памятники военной и императорской славы. Ряд арок – аркады применялись при строительстве многоярусных каменных мостов, внутри которых находились трубы, подающие воду в город.

Одним из наиболее оригинальных творений римлян в области общественных зданий были термы – римские бани, которыми пользовались не только с целью гигиены, но и для отдыха, общения и развлечения.

Среди разнообразных развлечений, так любимых в античности, театр занимал особо важное место в жизни древних греков и римлян – он выполнял различные функции, в том числе морально-этические, воспитательную, гуманистическую. Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Каждый из них по-своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания. Аристотель в «Поэтике», определяя трагедию, говорит о том, что она «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей», вызывает катарсис (очищение) [1, с. 134].

Расцвет другого жанра – комедии связан с именем Аристофана. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались на мифологическом прошлом. Художественные образы, созданные знаменитыми драматургами, отличаются глубиной психологических характеристик и волнуют многие поколения зрителей на протяжении веков. Прометей, Эдип, Медея, Федра олицетворяют собой легендарное прошлое древних веков.

С античным театром тесно связано развитие античной литературы, которая выросла из фольклора, из героических преданий о прошлом. Письменный период древнегреческой литературы начинается поэмами Гомера и продолжается в дидактическом эпосе Гесиода («Теогония», «Труды и дни»). Одним из лучших римских лириков был Катулл, посвятивший множество стихов о любви знаменитой красавице Клодии. Однако «золотым веком» для римской поэзии был период правления Октавиана Августа (27 г. до н.э.–14 г. н.э.). В «век Августа» жили и творили три самых знаменитых римских поэта: Вергилий, Гораций, Овидий. Незаконченная «Энеида» Вергилия прославляла величие Рима, римский дух. Гораций высоко ценил назначение поэта, что нашло выражение в его знаменитом «Памятнике», которому подражали многие поэты, в том числе и А.С. Пушкин. Несомненной вершиной римской любовной лирики является творчество Овидия, которое воплотилось в таких знаменитых произведениях, как поэмы «Метаморфозы», «Наука любви» и др.

С развитием литературы в Древнем Риме была тесно связана риторика. Она оказывала определяющее влияние на литературу и лежала в основе образования каждого римского гражданина. Своим возникновением риторика обязана широко развитой общественной жизни в греческих полисах, где основные вопросы решались в народном собрании и на судебных заседаниях. О роли публичного слова в Афинах дают представление дошедшие до нас речи Лисия, Исокрага, Демосфена и других ораторов. Наследие выдающегося римского оратора Марка Туллия Цицерона – его судебные речи, сочинения по ораторскому искусству – является золотым фондом античной культуры, предметом изучения до сегодняшних дней.

Римское искусство с его темой величия государства, трагедией несовместимости имперской власти и свободы граждан завершает античную художественную культуру.

Ослабленная внутренними противоречиями и окруженная внешними врагами. Римская империя катилась к своему закату. В 110 и 455 г. до н.э. Рим подвергся разорительному нашествию сначала готов, затем вандалов, после чего не смог обрести былую силу. В 476 г. до н.э. командир германских наемников Одоакр сместил малолетнего римского императора Ромула Августа. Эта дата считается концом Западной Римской империи. Восточная империя еще существовала почти тысячелетие, и Византия стала хранительницей античного наследия на востоке христианского мира. В Византии античная традиция никогда не прерывалась, там бережно хранились произведения античных мастеров, в особенности греческих. Через Византию шло влияние античности на Восточную Европу, в том числе и Русь. Константинополь в средние века называли «вторым Римом», а после его падения «третьим Римом» стала называться Москва.

Античная цивилизация заложила основы европейской культуры, создала неповторимые классические образцы в самых различных сферах жизни общества, сформировала активно-преобразовательную позицию человека в европейской культуре, заложив тем самым основы динамичности и ускоренного темпа развития европейской цивилизации.


Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы развития античной культуры.

2. Покажите, что было общего и особенного в развитии греческой и римской культур.

3. Что представляет собой античный полис как общественная форма развития?

4. Какую роль выполняла античная мифология?

5. Сравните верования древних греков и римлян.

6. Каковы особенности мировосприятия человека в античном обществе?

7. Сопоставьте основные тенденции развития греческого и римского искусства.

8. Почему греческое искусство V-IVвв. до н.э. называют классикой?

9. Назовите наиболее выдающихся деятелей культуры Древней Греции и Древнего Рима.

10. Какое влияние оказала античность на европейскую культуру?


Библиография

О с н о в н а я

1. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука / Под. ред. Ярхо. М.: Высшая школа, 1995.

2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М.: Искусство, 1995.

3. Виппер Р.Ю. Лекция по истории Греции. Очерки истории Римской империи // Избр. соч.: В 2 т. Ростов- н/Д.: Феникс, 1995.

4. Драч Г.В. Античная культура и мировая цивилизация. Ростов-н/Д., 1991.

5. Драч Г.В. Пайдейя // Человек и общество. Культурология. Ростов-н/Д., 1996.

6. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. М., 1985.

7. Знаменитые римляне и греки: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима / Авт. и сост.: М.Н. Ботвинник и М.Б. Рабинович. СПб.: Эпоха, 1983.

8. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989.

9. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1994.

10. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Просвещение, 1986.

11. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемушкина Н.М. Греческая трагедия. М.: Госучпедгиз, 1958.

12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

13. Поликарпов B.C. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского, гос. ун-та, 1992.

14. Смирнова В.В. Мировая художественная литература. М.: Аз, 1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я

15. Зеленский Ф.Ф. История античной культуры: 2-е изд. / Ред. и прим. С.П. Заикина. СПб., 1995.

16. Лисовский И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Слов.-справ. по истории и культуре Древней Греции и Древнего Мира / Научн. ред. А.И. Немировский. Мн.: Беларусь, 1997.

17. Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с англ. М., 1995.


Глава 5

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

5.1. Общая характеристика европейского средневековья

Хотя слова «средние века» вызывают в нашей памяти знакомые образы – готические соборы и феодальные замки, рыцари и крестовые походы, могущество римских пап и инквизиция,– дать строгое определение этому понятию не так-то просто. Легко заблудиться в почти бесконечном разнообразии ярких событий и прописных истин, научных концепций и глубоко укоренившихся предрассудков. Сам термин «средние века» весьма условен. Его происхождение связано с литературными вкусами ученых-гуманистов XV–XVI вв. Тогда латинский язык уже более полутора тысячелетий был в Европе языком культуры и науки. Естественно, за столь долгий срок в нем произошли серьезные перемены, многое стали произносить и писать совсем иначе, чем во времена классиков литературы Древнего Рима. Гуманисты решили вернуться к старым языковым нормам. То же время, в которое использовали «неправильную», «варварскую», по их мнению, латынь, они назвали «медиум эвум» – «средний век». Выражение «средние века» сохранилось и поныне, а наука, изучающая историю и культуру того времени, называется медиевистикой.